КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экономические школы
Глава. уснула..... Глава. способности. Глава. психология деятельности Глава. общение. Глава. характер. Глава. темперамент. Глава. личность. Глава. бессонательные механизмы психики. Глава. сознание. Глава. мотивационная сфера человека. Глава. Воля. Глава. Эмоциональная сфера человека. Глава. Внимание. Глава. речь. Глава. Воображение. Глава. Мышление. Глава. память. Глава. представления Глава. восприятие Восприятие – это форма целостного психологического отражения предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Традиционно выделяют пять видов восприятия в соответствии с ведущим анализатором, участвующим в построении перцептивного образа (по модальности восприятия):•зрительное;•слуховое;•осязательное (тактильное);•вкусовое;•обонятельное. Свойства восприятия: Целостность — внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Это свойство проявляется в двух аспектах: а) объединение разных элементов в целом; б) независимость образованного целого от качества составляющих его элементов. Предметность — объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко это свойство проявляется во взаимообособлении фигуры и фона. Обобщенность — отнесение каждого образа к некоторому классу объектов. Константность — относительное постоянство восприятия образа. Наше восприятие в определенных пределах сохраняет за параметрами их размеры, форму и цвет независимо от условий восприятия (расстояния до воспринимаемого предмета, условий освещенности, угла восприятия). Осмысленность — связь с пониманием сущности предметов и явлений через процесс мышления. Избирательность— преимущественное выделение одних объектов перед другими в процессе восприятия.
Законы восприятия: -эффект сходства(фигуры, сходные по каким-либо признакам объединяются, либо группируются) -эффект близости(близко расположенные фигуры имеют тенденции к объединению) -фактор замкнутости(замкнутые фигуры воспринимаются лучше) -фактор группировки без остатка(несколько фигур группируются таким образом, чтобы не оставалось ни одной от неё отдельно расположенной) Нарушения восприятия: 1. иллюзии(ошибка восприятия) · зрительные искажения; · иллюзия восприятия размера; · иллюзия перспективы; · явление иррадиации; · эффект перцептивной готовности; · двойственные изображения; · соотношение фигуры и фона; · невозможные фигуры; · парейдолические; 2. галлюцинации(форма псих.нарушения, при кот.восприятие возникает без реального раздражителя) · органические поражения гол.мозга; · шизофрения; · алкоголизм; · наркомания. 3. синестопатии (разные тягостные болезненные ощущения в различных частях тела во внутренних органах.) 4.деперсонализыция(расстройство сознания, субъективное чувство измененности псих.и физ.свойств.) 5.дереализация(болезн.неадекватн.восприят.определ.действ.предметов и явлений.)
Представление — процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека. В соответствии с разделением представлений по видам ведущего анализатора выделяют следующие виды представлений: · зрительные (образ человека, места, пейзажа); · слуховые (воспроизведение музыкальной мелодии); · обонятельные (представление какого-то характерного запаха – например, огуречного или парфюмерного); · вкусовые (представления о вкусе пище – сладком, горьком и пр.) · тактильные (представление о гладкости, шершавости, мягкости, твердости предмета); · температурные (представление о холоде и тепле); Классификация представления: 1.по видам текущего анализатора(зрительные, слуховые, тактильные) 2.по степени обобщенности(общие единичные, схематизированные) 3.по происхождению(возник.на основе ощущений, восприятий, воображений и мышления) 4.произвольные и непроизвольные.
Память-форма псих.отражения, заключающаяся в закрытии и сохранинении, последовательное воспроизведение того, что было содержанием прежнего опыта. Виды памяти: 1Непроизвольная память — это автоматическое запоминание и воспроизведение информации, происходящее без усилий со стороны человека и установки на запоминание. 2Произвольная память — запоминание со специальной установкой запомнить и требующее определенных волевых усилий. 3Механическая память основана на повторении материала без его осмысливания. 4Смысловая память предполагает осмысливание запоминаемого материала, которое основано на понимании внутренних логических связей между его частями. 5Кратковременная помять хранит информацию в среднем около 20 сек. 6Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. 7Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока. 8Когнитивная память — процесс сохранения знаний. 9Эмоциональная память — сохранение в сознании переживаний и чувств. 10Личностная память обеспечивает единство самосознания личности на всех этапах ее жизненного пути. 11По модальности сохраняемых образов выделяют словесно-логический и образный виды памяти личности. 12Словесно-логическая память тесно связана со словом, мыслью и логикой. 13Образную память подразделяют на зрительную, слуховую, двигательную, осязательную, обонятельную и вкусовую. 14Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. 15Осязательная,16 обонятельная и 17 вкусовая память.
Основные процессы памяти: запоминание;сохранение;воспроизведение;забывание. Закон осмысления: чем глубже осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти. Самый лучший способ запомнить — научиться должным образом организовывать информацию в момент запоминания.
Мышление — это обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Формы мышления: 1.Суждение — это форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями действительности и их свойствами и признаками 2. Умозаключение — это форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается вывод 3. Понятие — это форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношение предметов и явлений, которая выражена словом или группой слов
анализ — мысленное расчленение целостной структуры объекта отражения на составляющие элементы; синтез — воссоединение элементов в целостную структуру; сравнение — установление отношений сходства и различия; обобщение — выделение общих признаков на основе объединения сущностных свойств или сходства; абстрагирование — выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют; конкретизация — отвлечение от общих признаков и подчеркивание частного, единичного; систематизация, или классификация — мысленное распределение предметов и явлений по группам и подгруппам.
В определении типов мышления существуют различные подходы. По степени развернутости решаемых задач выделяют мышление дискурсивное (умозаключающее) и интуитивное — мгновенное, характеризующееся минимальной осознанностью. По характеру решаемых задач мышление подразделяют на теоретическое (концептуальное) и практическое, осуществляемое на основе социального опыта и эксперимента. По содержанию решаемых задач выделяют предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Наглядно-действенное мышление опирается на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами. Наглядно-образное мышление характеризуется опорой на представления и образы. Словесно-логическое мышление осуществляется при помощи логических операций с понятиями. Внутри этого типа различают следующие виды мышления: теоретическое, практическое, аналитическое, реалистическое, аутистическое, продуктивное, репродуктивное, непроизвольное и произвольное. Теоретическое мышление — это познание законов, правил, разработка концепций и гипотез. Практическое мышление — это подготовка преобразования действительности (разработка цели, создание плана, схемы, проверка гипотез в условиях жесткого дефицита времени). Аналитическое (логическое) мышление носит временной, структурный (этапный) и осознаваемый характер. Реалистическое мышление направлено на внешний мир и регулируется законами логики. Аутистическое мышление связано с реализацией желаний человека. Продуктивное— это воссоздающее мышление на основе новизны в мыслительной деятельности, а репродуктивное— это воспроизводящее мышление по заданному образу и подобию. Непроизвольное мышление предполагает трансформацию образов сновидения, а произвольное — целенаправленное решение мыслительных задач. Самостоятельность мышления — умение выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей. Инициативность — постоянное стремление самому искать и находить пути и средства разрешения задачи. Глубина— способность проникать в сущность вещей и явлений, понимать причины и глубинные закономерности. Широта — способность видеть проблемы многосторонне, во взаимосвязи с другими явлениями. Быстрота — скорость решения задач, легкость в воспроизведении идей. Оригинальность — способность производить новые идеи, отличные от общепринятых. Пытливость — потребность всегда находить наилучшее решение поставленных задач и проблем. Критичность — объективная оценка предметов и явлений, стремление подвергать сомнению гипотезы и решения. Торопливость — непродуманность аспектов всестороннего исследования проблемы, выхватывание из нее лишь отдельных сторон, высказывание неточных ответов и суждений.
Воображение— это психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых. Функции воображения: 1. Представление действительности в образах и возможность пользоваться ими. 2. Регулирование эмоциональных состояний. 3. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, 4. Формирование внутреннего плана действий 5. Планирование и программирование деятельности 6. Управление психофизиологическим состоянием организма виды воображения: 1. активное(преднамеренное) 2. по степени преобразовнаия действительности 3. продуктивное(творческое) 4. репродуктивное(воссоздающее) Речь — это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, которые имеют тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.
Различают следующие виды речи: устную, внутреннюю и письменную. Устная речь представляет собой общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Она подразделяется на монологическую и диалогическую. Монологическая речь — развернутая речь человека, обращенная к другим людям. Это речь оратора, лектора, докладчика или любого другого человека, передающего какую-либо информацию. Диалогическая, или разговорная, речь представляет собой попеременный обмен репликами или развернутыми прениями двух или более людей. Внутренняя речь — беззвучная, скрытая речь про себя и для себя, возникающая в процессе мышления. Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи, но в отличие от монолога строится при помощи письменных знаков. Функции речи Речь имеет три функции: сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств). Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим. Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков. Третья функция речи — функция коммуникации, т. е. передачи информации. Если первые две функции речи могут быть рассмотрены как внутренняя психическая деятельность, то коммуникативная функция выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: информационную, выразительную и волеизлиятельную. Информационная сторона проявляется в передаче знаний и тесно связана с функциями обозначения и обобщения. Выразительная сторона речи помогает передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения. Волеизлиятельная сторона направлена на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего.
Свойства речи: Различают содержательность, понятность, выразительность и воздейственность речи, как основные ее свойства.
Внимание - направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального. К функциями внимания в сенсорных, мнемических и мыслительных процессах, а также в системе межличностных отношений являются следующие: отбор значимых (т.е. соответствующих потребностям данной деятельности) воздействий и игнорирование других — несущественных, побочных, конкурирующих; удержание данной деятельности, сохранение в сознании образов определенного содержания до момента завершения деятельности, достижения поставленной цели; регуляция и контроль за протеканием деятельности.
Виды внимания: Непроизвольное внимание возникает без намерения человека увидеть или услышать что-либо, без заранее поставленной цели, без усилий воли. Произвольное внимание — активное, целенаправленное сосредоточение сознания, поддержание уровня которого связано с определенными волевыми усилиями, необходимыми для борьбы с более сильными воздействиями. Характеристика постпроизвольного внимания содержится уже в самом его названии: оно наступает после произвольного, но качественно от него отличается. Природное внимание — врожденная способность человека избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Социально обусловленное внимание складывается в течение жизни субъекта (прижизненно) в результате обучения и воспитания; оно связано с избирательным сознательным реагированием на объекты, с волевой регуляцией поведения. По механизму регуляции выделяют непосредственное и опосредованное внимание. Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов и слов. Типы нарушения внимания: 1. Порхающие(рассеянность) 2. невнимательность 3. старческая рассеянность Причины нарушения внимания: 1. переутомление 2. поражение головного мозга 3. черепно-мозговая травма 4. слабоумие 5. опухоль головного мозга 6. неврозы 7. депрессии, эмоциональные травмы
Эмоции - одно из проявлений субъективного отношения человека к окружающей действительности и к самому себе. Радость, горе, страх, гнев, сострадание, блаженство, жалость, ревность, безразличие, любовь - нет конца словам, которые определяют различные виды и оттенки эмоций. По влиянию на жизнедеятельность человека, эмоции можно разделить на две группы: - стенические -- повышающие жизнедеятельность организма - астенические -- понижающие их.
Функции эмоций: 1.Функция оценки. Эмоция дает возможность мгновенно оценить смысл изолированного раздражителя или ситуации для человека. Эмоциональная оценка предшествует развернутой сознательной переработке информации и поэтому как бы «направляет» ее в определенное русло. Эмоции интерпретируют разницу между текущей мотивацией и нашими внутренними представлениями ситуации, реальной или виртуальной, и служат главным элементом регуляции психической деятельности и поведения. 2.Функция мобилизации. Мобилизующая функция эмоций проявляется, в первую очередь, на физиологическом уровне: выброс в кровь адреналина при эмоции страха повышает способность к бегству (правда, чрезмерная доза адреналина может привести и к обратному эффекту – ступору), а понижение порога ощущения, как составляющая эмоции тревоги, помогает распознать угрожающие стимулы. Кроме того, феномен «сужения сознания», который наблюдается при интенсивных эмоциональных состояниях, заставляет организм сосредоточить все усилия на преодолении негативной ситуации. 3.Функция следообразования. Эмоция часто возникает уже после того, как то или иное событие завершилось, т.е. тогда, когда действовать уже поздно. 4.Функция компенсации информационного дефицита. Описанная выше оценочная функция эмоций особенно полезна в том случае, когда нам не хватает информации для рационального принятия решения. 5. Функция коммуникации. 6. Функция дезорганизации. Классификация эмоциональных процессов. кратковременные и интенсивные эмоциональные процессы, сопровождающийся резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в работе внутренних органов. Например испуг. Эмоции — более продолжительные и менее интенсивные чем аффекты эмоциональные процессы, отражающие субъективное значение ситуаций, но не конкретных объектов самих по себе. Например тревога. Чувства — более продолжительные и менее интенсивные чем аффекты эмоциональные процессы, отражающие субъективное значение конкретных объектов. Например ненависть. Настроения — достаточно продолжительные эмоциональные процессы невысокой интенсивности.
Воля— это сознательное преодоление человеком трудностей на путы осуществления действия. В качестве основных функций воли выделяют: выбор мотивов и целей; регуляцию побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации; организацию психических процессов в систему, которая адекватна выполняемой человеком деятельности; мобилизацию физических и психических возможностей при достижении поставленных целей в ситуации преодоления препятствий. воля подразделяется на активизирующую (побудительную, стимулирующую) и тормозящую. Мотив-динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость. Функции мотивов: 1. Побуждающая(характеризует энергетику мотива) 2. направляющая(отражает аправленность энергии мотива на определенный объект) 3. регулирующая(мотив предопределяет характер поведения и деятельности) потребность- внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов. Особенности потребностей: 1. потребности всегда связаны с наличием у человека неудовлетворетворения. 2. потреб.определяют избирательность восприятия мира. 3. наличие потребностей, сопровождающиеся эмоциями 4. количество потребностей возрастает в процессе филогенеза и антогенеза. 5. п. образуют иерархичную систему, где каждая п. имеет свой уровень значимости.
виды потребностей: естественные(отражает зависимость человека от условий, для поддержания жизни индивида) культурные(социальные. обуславливаются отражением его значимость от продуктов чел. деятельности к общению) по предмету: материальные; нематериальные.
виды мотивов: неосознаваемые(человек не отдает себе отчета о том, что побуждает его к деятельности.) осознаваемые.
Сознание- одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее способность идеального воспроизведения действительности, а также специфические механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях. Выделяют основные функции сознания: 1) познавательную функцию, с помощью которой человек отражает объективную действительность, строит свою систему знаний о мире; 2) ценностно-ориентационную функцию, с помощью которой человек оценивает явление действительности, определяет свое отношение к ним; 3) управленческую функцию, с помощью которой человек осознает свои потребности, ставит цели, стремится к ним, то есть управляет своим поведением. 4)коммуникативная; 5)аккумулятивная; 6)конструктивно-творческая; 7)целеполагающая свойства сознания: активность;избирательность;обобщенность;целостность;константность;динамичность;искаженность;индивидуальный характер; способность к рефлексии. Бессознательное в широком смысле - область психического, которая не видится сознанием (неосознаваемая область психического) и в отношении которой отсутствует субъективный контроль. Неосознаваемые нами влияния одних элементов нашей психики на другие элементы. типы бессознательных явлений: 1)Первый тип бессознательных явлений можно обозначить как «предсознание». Сюда относится в частности информация, которая попала в организм, но не дошла до сознания (слабые подпороговые ощущения). 2)Второй тип бессознательного - автоматизированные двигательные навыки (движения, которые ранее осуществлялись под контролем сознания, а затем стали выполняться автоматически. Функция контроля в этом случае переходит от двигательной коры больших полушарий к структурам стриопаллидарной системы полосатое тело + бледный шар). Примером является вождение автомобиля. Вязание на спицах и работа на клавиатуре опытной наборщицы. К этому же типу можно отнести навязчивые привычки и навязчивые действия (жесты, ритуалы, движения). Особым классом второго типа является сомнамбулизм («лунатизм») 3)Третий, самый обширный тип явлений бессознательного) - бессознательные явления личности. Он состоит из трех основных классов явлений: Неосознанные генетические программы (инстинкты), самым известным из которых является либидо Зигмунда Фрейда. Негативные явления, вытесненные из сознания (обиды, оскорбления и пр.); Неосознанные программы поведения, установленные другими людьми (родительские программы, внушение и гипноз, идеологические установки, реклама и т. д.) 4)Четвертый тип бессознательного - особые психические состояния, характеризующиеся ослабленным контролем сознания (сон, гипноз, транс, аффект, наркотическое и алкогольное опьянение и т. д.) 5)Наконец, пятый тип бессознательного – это так называемые «надсознательные» процессы - высокоэффективные неосознаваемые мыслительные процессы: интуиция, инсайт (творческое озарение), вдохновение, сатори и пр.
Концепция трехуровнего строения психики человека Зигмунда Фрейда. Согласно Фрейду, психика человека состоит из трех компонентов: огромного темного бессознательного, которое никогда не будет до конца познано человеком («Оно» или «Id»), из осознаваемого, рационального компонента («Я» или «Ego») и социального цензора («Сверх Я» или «SuperEgo»).
личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. Человек — это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы — к человеческому роду. Индивид — это единичный представитель вида "homo sapiens". Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью). Индивидуальность — это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт). Структура личности: 1. био фундамент(убеждения человека, его ценности, мировоззрения) 2. формы(отражения, знания, уменя, навыки, ценности) 3. жизненный опыт(зависит от особ.познават.процессов человека) 4. направленность личности(определ.полож.возрастом и особым протеканием биохим. процессов и нервных процессов)
Виды направленности личности Направленность является сложным личностным образованием, определяющим все поведение личности, отношение к себе и окружающим. Различают общую направленность личности и профессиональную направленность. Под его биологическими особенностями понимают то, что сближает человека с животным (за исключением факторов антропогенеза, которые явились основанием для выделения человека из царства природы), — наследственные признаки; наличие инстинктов (самосохранения, полового и др.); эмоции; биологические потребности (дышать, питаться, спать и т.д.); сходные с другими млекопитающими физиологические особенности (наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела); возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода. Социальные особенности характерны исключительно для человека — способность производить орудия труда; членораздельная речь; язык; социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь); духовные потребности (мораль, религия, искусство); осознание своих потребностей; деятельность (трудовая, художественная и т.п.) как способность преобразовывать мир; сознание; способность мыслить; творчество; созидание; целеполагание.
Темпераментом называют индивидуально своеобразную, природно обусловленную совокупность динамических проявлений психики— интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний Холерик — это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждении над торможением. Вследствие того он очень быстро, причем часто необдуманно, реагирует на внешнее воздействие. Холерик нетерпелив, и если увлечется, то его трудно остановить. Сангвиник — человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой. Он обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны. Сангвиник жизнерадостен, благодаря чему ему свойственна высокая сопротивляемость трудностям жизни. Он любит шутку, часто становится заводилой, душой компании. Флегматик — человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой. Вследствие этого на внешнее воздействие реагирует медленно, неразговорчив. Эмоционально уравновешен, его трудно рассердить, развеселить. Настроение стабильное, ровное. Меланхолик — человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель может вызвать срыв, "стопор", растерянность, "стресс кролика". Именно поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнование, опасность) результаты деятельности меланхолика могут ухудшаться по сравнению со спокойной привычной обстановкой. "характер" (греч. "печать", "чеканка") означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые складываются и проявляются в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения В современной зарубежной характерологии можно выделить три направления: конституционально-биологическое, связанное с именем Э. Кречмера. Характер, по существу, сводится к сумме конституции и темперамента; психоаналитическое (З. Фрейд, К. Юнг и др.). Характер объясняется исходя из бессознательных влечений человека; идеологическое (психоэтическая теория Р. Ребека). Характер заключается в торможении инстинктов, которое определяется экологическими санкциями.
Все многообразие проявлений характера подразделяется на четыре группы по следующим основаниям: 1) направленность индивида, система его отношений в социуме; 2) особенности волевой регуляции; 3) эмоциональные особенности; 4) интеллектуальные особенности. Именно направленность личности лежит в основе единства, цельности и силы характера АКЦЕНТУАЦИЯ — совокупность или система явлений ударения; иначе говоря, А. представляет собою особую область фонетических (звуковых) средств словоразличения, состоящих в модификации силы или музыкальной высоты голосового тона на протяжении слогового комплекса (каковой и служит количественной единицей в представлениях акцентуационного порядка). Согласно А. Е. Личко, по степени выраженности можно выделить два вида (две стадии) акцентуаций: Явная акцентуация — крайний вариант нормы. Проблемные черты характера достаточно выражены в течение всей жизни, в ситуациях и проблемных, и благополучных. Явная акцентуация в быту называется - Психопат (не путать с Психопатией как расстройством личности). Скрытая акцентуация — обычный вариант нормы. Проблемные черты характера этого типа проявляются в основном в трудных жизненных ситуациях, в стрессе и конфликтах, хотя в благополучных обстоятельствах перед нами может быть вполне милый человек. ОБЩЕНИЕ - Сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в деятельности совместной; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера. Цели общения - классификация функций общения в зависимости от его цели: 1- контактная функция; 2- информационная функция;, 3- побудительная функция; 4- координационная функция; 5- функция понимания; 6- амотивная функция; 7- функция установления отношений; 8- функция оказания влияния. средства общения: 1. экспрессивно-мимические 2. предметно-действенные 3. речевые(обозначают содержание общения) Функции общения: 1. Инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия. 2. Интегративная функция раскрывает общение как средство объединения людей. 3. Функция самовыражения определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста. 4. Трансляционная функция выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т. д. Известны два основных вида социальных контактов: деятельность и общение. Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия виды конфликтов: 1. внутриличностные 2. межличностные и групповые 3. конфликт в организациях 4. конфликт в больших группах 5. поитические конфликты 6. межкультурные 7. конфликт рос.общества классификация конфликтов: «подлинный» конфликт — существующий объективно и воспринимаемый адекватно; «случайный, или условный» — зависящий от легко изменяемых обстоятельств, что, однако, не осознается сторонами; «смещенный» — явный конфликт, за которым скрывается другой, невидимый конфликт, лежащий в основании явного; «неверно приписанный» — конфликт между сторонами, ошибочно понявшими друг друга, и, как результат, по поводу ошибочно истолкованных проблем; «латентный» — конфликт, который должен был бы произойти, но которого нет, поскольку по тем или иным причинам он не осознается сторонами; «ложный» — конфликт, существующий только в силу ошибок восприятия и понимания при отсутствии объективных оснований.
структура деятельности: -Цель -субъект -средства достижения цели -действие, направленное на достижение цели -объект -результат Различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: игру, учение и труд. мотивы деятельности: 1. органические 2. духовные 3. материальные 4. социальные действие-элемент деятельности, определ. простейший целью. самоконтроль- Это процессы, посредством которых человек оказывается в состоянии управлять своим поведением в условиях противоречивого влияния социального окружения или собственных биологических механизмов, в частности при склонности к навязчивым влечениям, подверженности импульсивным порывам и сильной зависимости от внешних влияний.
Способности - это индивидуально-психологические особенности, в результате которых, при одном и том уровне знаний, умений и навыков одно дело у человека получается лучше другого. классификация: 1. природные 2. общие 3. теоретические 4. специальные 5. предметно-познавательные 6. предметно-деятельностные 7. взаимодействие с людьми 8. способности к общению Структура способностей состоит из совокупности псих.кач., необходимых для успешного выполнения деятельности. Различают ведущие и вспомогательные свойства. Уровни способностей: -репродуктивный уровень -творческий уровень
23 глава. "Я-концепция" личности. Я-концепция (Я-образ, Образ «Я») — система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознаны и обладают относительной устойчивостью. Структура: 1. когнитивная-представления индивида о самом себе, набор характеристик,кот.как ему кажется,он обладает. 2. оценочная-то,как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится. 3. поведенческая-то,как чел.в действительности поступает.
Экономические школы — системы взглядов и теоретических изысканий представителей различных направлений экономической мысли, имеющие своих основоположников и последователей, обосновывающих собственную концепцию и пытающихся объяснить основные законы экономического развития общества и предложить определенные пути преодоления противоречий и основные направления дальнейшего развития общества. В 1615 г. впервые появился термин «политэкономия» в книге Монкретьена с одноименным названием, хотя науки еще не было. Наука формируется тогда, когда появляется основной вопрос, на которой эта наука должна дать ответ. Вопрос, который встал перед человечеством, можно сформулировать так: «Что такое богатство, и каким образом его можно увеличить?». Разные Э. ш. давали разные ответы на этот вопрос. Основными Э. ш., которые пытались найти ответ на него, считаются меркантилисты, физиократы, классическая школа политической экономии, марксизм, маржинализм. В начале XX в. другой вопрос становится наиболее актуальным: «Что лежит в основе функционирования экономической системы, и насколько сильным должно быть вмешательство государства в регулирование экономики?» Ведущими школами, которые по-разному отвечали на этот вопрос, являются кейнсианство, неоклассицизм, монетаризм и институционализм. Классическая школа экономики оказала ключевое влияние на развитие мировой экономической теории, она повлияла на всю Европу, Англию, Францию. Экономика стала приобретать черты науки именно в период классицизма. Учение экономики о природных законах, отождествление процессов природы с экономическими процессами. Классическая школа исследовала производство, это стало началом классического экономического анализа; началась разработка трудовой теории прибавочного продукта и стоимости; начали применять метод абстрактного исследования. Классическая школа экономики разработала наиболее важную составляющую науки - теорию стоимости труда. Основатель классической школы Адам Смит, англичанин. Смитианцами стали называть его последователей: Лодердейла, Мальтуса, Андерсона и других. Современная экономическая литература широко освещает развитие и достижения классической школы экономики. Из множества учебников и экономических толмутов можно сделать вывод, что основой экономических исследований данной школы стал труд и трудовая теория стоимости. Классическая школа рассматривает экономику как науку о способах увеличения богатства. Чем выше уровень богатства, тем больше соотношение потребляемых товаров к численности населения. Оно зависит от уровня производительности труда и пропорций непроизводительного и производительного класса. Чем выше разделение труда тем больше склонность населения к обмену. Аристотель считал, что при обмене выигрывает одна сторона, а Смит говорит, что выигрывают обе. Естественная цена товара, его стоимость - это то количество труда, которое было потрачено для производства товара. Чем выше накопление капитала и специализация, тем больше производится товаров. Число производителе товара увеличивается если рыночная цена выше естественной, при увеличении количества товара на рынке его цена падает, и производители других товаров получают прирост своего капитала. Так происходит саморегуляция рыночных процессов накопления капитала. Томас Мальтус, смитианец, выдвинул теорию закономерности роста и снижения численности населения. Неблагоприятное соотношение скорости прироста населения (геометрическая прогрессия) и производства продуктов питания (арифметическая прогрессия) он называет причиной бедности. Теорию сравнительных издержек (преимуществ) предложил Давид Рикардо, она стала основой теории фритрейдерства (политики "открытой экономики" и свободной торговли). Социалисты-утописты (К.А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн) Общая характеристика - признавали огромную роль воспитания и влиянии окружающей среды на формирование человека, но рассматривали людей как пассивный продукт обстоятельств и воспитания. Социалисты-утописты принимали активное участие в разработке проектов, уставов и руководств для школы, отстаивали в них идеи о необходимости гуманного отношения к детям, учета их возрастных и индивидуальных особенностей и создания благоприятных условий для умственного, нравственного и физического развития каждого ребёнка. Сен-Симон говорил о целесообразности включения в содержание общего образования школьников "общеполезных сведений, относящихся к промышленности". В качестве "приманок" детей к трудовым занятиям воспитателям рекомендовалось использовать "маленькие орудия" и "маленькие мастерские", размер которых предлагалось увеличивать сообразно возрасту детей. Так Фурье говорил, что знание оторванное от практики отбивают интерес и охоту к учёбе у детей. Моральные воздействия на детей Фурье предлагал осуществлять в форме поощрений и в форме товарищеских испытаний. Всестороннее развитие умственных и физических сил каждого ребёнка и формирование у детей наибольшей способности к труду они относили к ведущим факторам, способствующим проявлению всех способностей человека. Оуэн категорически запрещал привлекать детей моложе 10 лет к работе на фабрике и создал ряд воспитательно-образовательных детский учереждений: 1. школу маленьких детей (1-6 лет), которая включала ясли, детский сад и площадку для игр; 2. начальную школу (6-10 лет); 3. вечернюю школу для подростков, работающих на производстве. Для взрослых рабочих и их семейств вечерами организовывались лекции, беседы и культурные развлечения. В школе для маленьких учились пению танцам, много времени проводили на свежем воздухе. Особое внимание уделялось физическому воспитанию, гимнастике, играм. Большое значение придавал воспитанию детей в духе коллективизма, в этой школе учили в процессе бесед о природе. Мною внимания уделялось эстетическому воспитанию, музыкальным и ритмическим занятиям. Он стремился дать детям доступные для их возраста знания развить их мышление. Все обучение строилось на основе наглядности, большое значение придавал трудовому воспитанию. С 10 лет дети вечером посещали вечернюю школу, а днем работали на фабрике. Таким образом, Оуэн впервые создал дошкольное учереждение, начальную школу для детей рабочих, для детей занятых на производстве, соединил обучение с производительным трудом, организовал для взрослых рабочий клуб, где проводились культурно-просветительские мероприятия. Его труд "Новый взгляд на общество, или опыты об образовании человеческого характера": характер человека определялся условиями окружающей среды, независимо от его воли. Кабе - его идеал - коммунистическое общество, следовательно должно быть целенаправленное воспитание граждан и работник. Граждане способны приводить в жизнь систему общности. Главное в воспитании - труд. Следовательно обязательна профессиональная подготовка детей. Все дети от 18 лет получают широкое общее образование, затем каждый выбирает ту или иную профессию, которую он должен изучить теоретически или практически. Для работников коммунистического общества труд - радость жизни. Кабе, в отличие от Сен-Симона был не теоретиком, а практиком. Свои идеи реализовывал в колониях Оуэна. Дезами - нужно построить новый строй, его особенность должна быть в том, чтобы у каждого человека было право на всестороннее развитие. Он считал, что каждому нужно давать общее образование. К общественному труду детей надо приучать в раннем детстве, они должны участвовать в производительном труде. Вейтлинг - в основе его идеи точка зрения, что у каждого человека есть несколько страстей: 1. страсть к знаниям, 2. страсть к приобретениям, 3. страсть к наслаждениям. Ведущая страсть - страсть к знаниям. Она определяет развитие человека и общества. Социальное неравенство возникает из-за отсутствия правильного воспитания детей. Порочные страсти - к приобретению и наслаждению. В идеальном обществе нужно правильно организовать воспитание, но такое общество может быть создано путем революции. Нужно реформировать школу. Школа должна быть обязательной с 8 до 15 лет. Дети получают умственное образование и трудовую подготовку в области ремесел и с/х. Начиная с 15 лет, дети 3 года проводят в Армии труда, где каждый день в течение 6 часов обучаются основам будущей профессии. Прогресс общества зависит от участия молодежи в производительном труде.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |