Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Товар. Товарное хозяйство




Неолиберализм

Неолиберализм, в отличие от классического либерализма, не отрицает полностью государственное регулирование экономики, рассматривая свободный рынок и неограниченную конкуренцию как основное средство обеспечения прогресса и достижения социальной справедливости, возможных прежде всего на основе экономического роста, который измеряется валовым внутренним продуктом. Возникновение неолиберализма связывается с наступлением «второй эры глобализации» (не путать с новым либерализмом). Неолиберализм сформировался в качестве оппозиции развитию в середине XX века идей социал-либерализма, предполагавшего социальное сотрудничество и защиту, сочетания конкуренции с государственным регулированием и социальными программами.

Известный либеральный публицист Марио Варгас Льоса считает что никакого самостоятельного явления под названием «неолиберализм» не существует, а термин был придуман противниками либерализма «с целью семантически обесценить теорию либерализма».

Теоретические основания неолиберализма связаны с монетаризмом, а также трудами Роберта Манделла, Маркуса Флеминга и других. Его ведущая идея может быть сформулирована следующим образом: интенсификация и всемирное распространение свободного рынка, как экстенсивно — в международном масштабе, так и интенсивно — на все сферы жизни общества. Таким образом, неолиберализм проявляет принципиальное родство с глобализацией, особенно в экономической сфере.

Экономическая политика неолиберализма заключается прежде всего в полном отрицании протекционизма, который рассматривается как главная причина неэффективности экономики. Необходимым считается обеспечение полной открытости рынков и ориентация их на экспорт, для развивающихся стран это требование является категорическим. Эта идея обосновывается, во-первых, потребностями наднационального глобального распространения передовых технологий и, во-вторых, принципиальной неспособностью правительств регулировать действия крупных национальных и транснациональных корпораций. Политическая экономия неолиберализма лежит в основе принципов деятельности Международного валютного фонда, Всемирного банка и Всемирной торговой организации.

 

Товар — любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи, продукт труда, способный удовлетворить человеческую потребность и специально произведённый для обмена. Предметы, произведённые для личного потребления, в экономическом смысле товарами не являются.

По К.Марксу товар – это продукт труда, предназначенный для обмена. Товаром может быть материальное благо или услуга. Товар должен удовлетворять потребность человека, без этого он не будет куплен. Свойство товара удовлетворять какую-либо потребность человека называется потребительной стоимостью. Она зависит от естественных свойств вещей, которые обнаруживаются в процессе исторического развития. Один товар может удовлетворять несколько потребностей человека, с развитием науки человек открывает и использует новые полезные свойства товара.

Потребительная стоимость в виде вещей и услуг будет производиться всегда. Конечной целью любого общества является создание потребительных стоимостей - это категория вечная. Но она и историческая, переменная. Она является не только материальной основой обмена, но и выражает степень общественного разделения труда, его историческую зрелость. Потребительная стоимость не выражает общественных производственных отношений, а отражает естественные отношения между вещами и людьми.

Продукты труда имеют потребительную стоимость, но не являются товарами, если изготовлены для себя. Части природы (воздух) тоже не являются товаром (не являются продуктом человеческого труда). Продукты труда, которые имеют общественную потребительную стоимость, становятся товарами в сфере обмена. То есть потребительная стоимость становится вещественным носителем общественных отношений или меновой стоимостью (свойство товара в любых количественных пропорциях обмениваться на другой товар (1кг мяса - на 1 г ткани). В разных товарах есть общее свойство – они являются продуктами труда. Их приравнивание означает объективное равенство еще до обмена. Внутренним содержанием товара является его стоимость – вложенный в товар труд. Это то общее, что находит выражение в меновом соотношении.

Сущностью товара является стоимость, но проявляется она лишь через обмен, через меновую стоимость. Как потребительные стоимости товары качественно различаются, как стоимости – имеют общую меру.

Стоимость – категория историческая, существует лишь в товарном производстве и выражает отношения между товаропроизводителями по поводу сравнения их затрат на производство товаров и услуг, которыми они обмениваются.

Потребительная стоимость и стоимость как количественная и качественная определенность, в единстве выражают сущность товара. Без потребительной стоимости нет стоимости и наоборот. Противоречие между ними в том, что производители изготовливают товары ради реализации их стоимости, а покупатели заинтересованы в получении потребительной стоимости. Но для реализации потребительной стоимости необходимо реализовать товар как стоимость, надо чтобы потребительная стоимость получила общественное признание. В условиях товарного производства не вся потребительная стоимость получит общественное признание и будет реализована как стоимость.

 

 

Товарное хозяйство — форма экономической организации, когда товары производятся отдельными обособленными производителями и для удовлетворения потребностей требуется обмен (торговля).

Товарное производство возникает еще в первобытной общине. С увеличением объёмов производства возникает специализация - разделение труда. Отдельный производитель уже не производит самостоятельно всё необходимое. Часть произведенного обменивается на продукты чужого труда. Постепенно обмен становится необходимой частью повседневной жизни.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.