Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русская философия




1. Особенности русской философии. Философские идеи Достоевского, Толстого, Фёдорова

2. Теория всеединства В. Соловьёва

3. Проблема свободы и «объективации» в философии Николая Бердяева

1. Особенности русской философии. Философские идеи Достоевского, Толстого, Фёдорова

Самобытная философия в России начинается только во второй половине 19 века и связана с именами Толстого, Достоевского, Соловьёва. Русская философская классика 19 века утверждала, что нет и не может быть такой цели, ради которой была бы допустима жертва, хотя бы в одну человеческую жизнь, в одну каплю крови, в одну слезинку. Её отличает нравственное вето на любой прогресс, любой социальный проект, если они рассчитаны на принуждение, насилие над личностью. Для русской философии характерен сверхрационалистический характер миропонимания. Русские философы не допускают, что истина может быть открыта чисто интеллектуальным, рассудочным путём. Они убеждены, что постижение сущего даётся лишь цельной жизни духа, лишь полноте жизни.

Ф. М. Достоевский (1821-1881) – мыслитель экзистенциального склада, пытавшийся через призму индивидуальной человеческой жизни решить последние вопросы бытия, – это проблемы смысла жизни и истории, тайна человека и загадка красоты. Он выводит деструктивное начало в человеке, имеющее следствием убийство и самоистребления, а также социальную страсть к анархии и насилию из феномена «метафизического сиротства» личности в современной цивилизации, лишённой корней в мирах иных. Он оспаривает ценности разума, не связанного с верой и совестью, т.к. в этом случае он может привести человека к нравственному падению и преступлению. В поисках спасительного средства Достоевский обращается к идеалу «положительно прекрасного человека», пытающегося личным примером перестроить отношения между людьми по принципу самоотдачи и спасения. Достоевский говорит о мессианской роли русского народа, как носителя высшей духовной истины, возлагает большие надежды на патриархально-монархические устои. Быть с народом – значит иметь в себе Христа, предпринимать постоянные усилия по своему нравственному обновлению.

Л. Толстой (1828-1910) идею исторического прогресса связывал с решением вопроса о назначении человека и смысле его жизни. Ответ на это вопрос должна была дать созданная им «истинная религия». В ней он признавал лишь этическую сторону, отрицая богословские аспекты церковных учений и роль церкви в общественной жизни. Его этика религиозного самосовершенствования человека связана с отказом от какой-либо борьбы, с принципом непротивления злу насилием («Исповедь»). Согласно Толстому, «царство Божие внутри нас». Считая всякую власть злом, Толстой пришёл к идее отрицания государства. Его «рациональная религия» включала всё ценное для него из христианства и восточных религий и представляла собой новое жизнепонимание, основанное на принципах любви.

Один из основоположников русского космизма – Н. Фёдоров (1828-1903). Основное сочинение – «Философия общего дела». Исходя из того, что основное зло для человека – смерть, Н. Федоров выдвинул идею регуляции природы средствами науки и техники. Высшая цель регуляции – воскрешение предков. Путь к нему лежит через овладение природой, переустройство человеческого организма, освоение космоса и управление космическими процессами. Воскрешение, достижение бессмертия – это «общее дело человечества», ведущее к всеобщему братству и родству, к преодолению всякой вражды. Его философия, или «супраморализм», есть проект материализации христианской догматики и этики при помощи осуществляемой якобы победы над смертью. Высшая ценность – это братство, достигаемое на пути «всеобщего синтеза», объединяющего теоретический и практический разум, Бога, природу и человека, науку и искусство в религию.

 

2. Теория всеединства В. Соловьёва

Владимир Сергеевич Соловьёв (1853-1900) создал философию «положительного всеединства». Общественно-историческая задача философии – отыскание путей спасения человека и человечества. Эта задача заключалась в том, чтобы подготовить человека к разумному восприятию человеческих ценностей. Основные работы Соловьёва «Кризис западной философии», «Оправдание добра», «Чтение о Богочеловеке». Бог, или абсолютно сущее, олицетворяет собой положительное всеединство, является основой единства мира. Всеединство сущего представляет собой совершенный синтез истины, добра и красоты:

· благо (добро) – это реализующаяся воля;

· истина – реализующееся размышление;

· красота – реализующееся чувство.

Эти три ценности образуют единство, смыслом которого является любовь. Именно любовь является гарантом спасения человечества. Формула Соловьёва: «Абсолютное, т.е. Бог, осуществляет благо через истину в красоте».

Всякое многообразие скреплено божественным единством. Материальное многообразие одухотворено божественным началом, и, в этом смысле, оно выступает как мировая душа, или София. Абсолютно сущий, т.е. Бог, реализует свои потенции в материальном многообразии – в Софии, а она восстанавливается до органической целостности с абсолютом. Мировой процесс – это процесс собирания Вселенной, восхождение к единству. Соловьев выделяет пять царств:

· минеральное царство;

· растительное царство;

· животное царство;

· природно-человеческое царство;

· царство духовно-человеческое, царство божье.

Всеобщий единосвязанный процесс завершается единением мира и Бога, осуществляемый человеком. В этом и состоит великая миссия человека, как центра мироздания, он соединяет мир с Богом, благодаря чему человечество переходит в высшее состояние – становиться Богочеловечеством.

Жизнь человека есть творчество, свободное движение к добру. Жизнь – это подвиг одухотворения. Философия по своему содержанию антропоцентрична. Человек – это вершина творения Бога. Сущность человека заключена в трёх качествах:

1. Стыд – это отношение к тому, что ниже его, т.е. к физической природе человека.

2. Жалость – это отношение к тому, что равно ему.

3. Благоговение (преклонение) – это отношение к тому, что выше его.

Стыд человека приводит к аскетизму, жалость к справедливости, благоговение к вере в добро и к творению добра. Идеалы совершенного добра открывает религия. Нравственность имеет первенство над политикой и экономикой. Следование совершенному благу позволяет преодолеть разобщённость людей, народов, религий, человека и природы, материального и идеального. Безусловное всеединство постигается лишь цельным знанием, которое представляет собой синтез мистического, рационального (философского), эмпирического (научного). Основой его является мистическое знание: вера в безусловное существования предмета познания, а также интуиция, созерцание, дающее идею предмета и творчество – реализация идеи в данных опытах. Отсюда Соловьёв выводит единство теологии, философии и науки в «свободной теософии». В обществе всеединство раскрывает себя как богочеловеческий союз лиц (свободная теократия), или вселенская церковь, объединяющая все национальности и определяющая безусловные цели человечества – устроение на земле «царства Божия», где будут разрешены социальные противоречия.

 

3. Проблема свободы и «объективации» в философии Николая Бердяева

Николай Бердяев (1874-1948) Основные сочинения: «Философия свободы. Смысл творчества», «Самопознание», «О назначении человека» и др. Основные идеи философии Бердяева – идея свободы, творчества, «объективации», личности, а также идея «метаисторического», эсхатологического смысла истории.

Основой этих идей является дуалистическая картина реальности, в которой взаимно противополагаются два ряда начал:

1) свобода, дух, ноумен, субъект;

2) необходимость, мир, феномен, объект.

Только в субъекте, личности заключена непостижимая внутренняя глубина, коренящаяся в свободе. Богу предшествует первичный принцип, не предполагающий какого-либо бытия, т.е. принцип свободы. Свобода не может корениться в чём-то уже определившемся (бытии), поэтому она содержится в «ничто». Сотворение мира богом – это вторичный по отношению к «ничто» факт. Бог помогает воле стать добром, но не в состоянии контролировать принцип свободы. Бог свободен в своих действиях, человек также свободен в своих действиях. Бог творит, и человек творит. Бог и человек есть Дух. Бог вполне реально присутствует в жизни людей высокой духовной силы, в добродетельной, духовной деятельности человека. Человек, будучи существом свободным и творческим, преобразует мир в соответствии с принципами свободы и творчества. Всеобщее воскресение достигается не в эволюции, не в технике, а в божественно-духовной жизни.

Философия познаёт бытие из человека и через человека и в человеке видит разгадку смысла. Наука же познаёт бытие вне человека, отрешённо от него. Бердяев рассматривает человека и общество как некое единство микро- и макромира. Творчество – процесс демиургический, созидательный. Оно всегда есть прирост, прибавление, создание нового, «небывшего» в мире (ничто стало чем-то, небытие стало бытием). Творчество имманентно свободе. Человек рождён быть свободным, однако он всегда прибывает в оковах, чаще всего сотворённых им же. Степень овладения свободой – определяющий показатель жизни человека и общества. В основании философии должна быть именно свобода, а не бытие.

«Объективация» есть не столько раскрытие духа, сколько его искажение и закрытие. Мир объектов лишён духовности и свободы, его закон – страдание, рабство и зло, коренящиеся в объективации. Человек проходит три стадии рабства: сначала он – раб природы; затем – раб государства, национальности, классов, и, наконец, он – раб техники, машины, в которую превращено общество и постепенно превращается он сам. «Объективации» противостоит творчество, преодолевающее отчуждение и «внеположность» объектов человеку. Творящий человек включает мир в себя, в свою внутреннюю жизнь и тем преображает его. Личность – это средоточие всех духовных и душевных способностей, его внутренний экзистенциальный центр, осуществляющий связь человека с миром творчества и свободы. «Объективация» стремится сделать личность частью общества и поработить её. Преодоление «объективации» предполагает примат личного над безлично – универсальным (коллективным, родовым) во всех формах. Это не индивидуализм и эгоцентризм, т.к. личность входит в общность с другими людьми, вообще общество есть часть личности. Свободная социальность, положенная личностью изнутри, – это соборность. Ей противостоит принудительная социальность, которой соответствуют порожденные «объективацией» эмпирические социальные институты – классы, нации, партии. Единственная реальность, по Бердяеву, – это существование субъекта, основа творчества которого – «абсолютная свобода». Содержанием этого творчества является, так называемая, «диалектика Богочеловечества» – «мистерия рождения Бога в человеке и человека в Боге».

«Тоска направлена к высшему миру и сопровождается чувством ничтожности, пустоты, тленности этого мира. Она говорит об одиночестве перед лицом трансцендентного… Страх и скука направлены на низший мир. Страх говорит об опасности, грозящей мне из низшего мира. Скука говорит о пустоте и пошлости этого низшего мира. В тоске есть надежда, в скуке – безнадёжность. Скука преодолевается лишь творчеством».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.