КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теория познания
1. Три положения теории отражения. Основная проблема гносеологии 2. Истина как процесс. Критика догматизма, релятивизма 3. Чувственное и рациональное познание, их основные формы. Критика сенсуализма и рационализма 4. Практика и ее роль в познании
1. Три положения теории отражения. Основная проблема гносеологии Отражение действительности – знание о мире, природе, человеке и обществе. «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, - это знание», - писал К. Маркс. Теория отражения может быть выражена в 3 положениях: · Вне нас существует объективный мир. · Наши восприятия и представления суть образы этого мира. · Проверка образов, отделение истинных от ложных, происходит на практике Теория познания (гносеология) – это наука, изучающая природу человеческого познания, сущность знания, закономерности его функционирования и развития. Основной проблемой гносеологии является проблема объекта познания и субъекта познавательной деятельности. Субъект познания – исторически обусловленный человек, носитель определенных общественных отношений. Объект познания – фрагмент бытия, на который направлена познавательная деятельность человека. Он зависит от общественно-исторического характера практики, т.е. изменяется. Например, элементарные частицы, другие планеты Солнечной системы не всегда включались в объект познания.
2. Истина как процесс. Критика догматизма, релятивизма Целью познания является достижение истины и ее практическое применение. Истина – это знание, соответствующее реальности (адекватное отражение реальности). Заблуждение – это знание, не соответствующее реальности. Ложь – это преднамеренное искажение реальности. Правда – это субъективная интерпретация истины. Основными свойствами истины являются объективность и конкретность. Объективность истины проявляется в том, что ее содержание не зависит ни от человека, ни от человечества. Конкретность – это свойство истины, основанное на знании реальных связей, всех взаимодействий объекта, отражает зависимость нашего знания от условий. Конкретность истины означает, что истинное знание имеет своим содержанием определенный, конкретный объект. Истина не есть статическое состояние, а представляет собой процесс, ибо объективный мир развивается, и знание, отражающее его, также развивается. Для объяснения «движения истины» философы выработали понятия абсолютной и относительной истины. Относительная истина – это неполное знание объекта. Абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание об объекте. Абсолютная истина недостижима, т.к. мир бесконечен и постоянно изменяется. Тем не менее, абсолютная истина существует: 1) как цель познания, 2) как момент, частичка относительной истины, 3) как вечная истина. Вечные истины – это достоверно установленные факты, даты событий рождения и смерти. Например, «все птицы имеют клюв». Реальный процесс познания складывается диалектически: абсолютная истина складывается из бесконечного числа истин относительных. В свою очередь, во всякой относительной истине содержится момент («зерно») истины абсолютной. Во взглядах на истину существует две крайности: догматизм и релятивизм. Догматизм – это учение, которое признает существование абсолютной истины и отрицает относительную истину. Истинное знание целиком соответствует действительности и углубляться, уточняться не может. Существует либо абсолютная истина, либо заблуждение, – «третьего не дано». Несостоятельность догматизма состоит в том, что он рассматривает истину вне развития. Как говорил Ф. Бэкон, истина – «дочь времени, а не авторитета». Релятивизм – это учение, которое признает только относительную истину и отрицает абсолютную. Релятивисты отрицают момент абсолютного (верного) знания в относительной истине и, таким образом, сводят процесс познания к смене одного заблуждения другим. «Истина открывается только нравственному человеку» (И. Киреевский).
3. Чувственное и рациональное познание, их основные формы. Критика сенсуализма и рационализма «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него – к практике – таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности» (В.И. Ленин). Чувственное познание, т.е. «живое созерцание», – это познание внешних свойств объектов. Формы чувственного познания: 1) ощущение, 2) восприятие, 3) представление. Ощущение – это форма чувственного познания, отражающая отдельный признак или свойство предмета. Восприятие – это целостный образ предмета, возникающий при его воздействии на два или более органов чувств. В основе восприятия лежит синтез ощущений. Представление – это целостный образ предмета, возникающий на основе былого восприятия и хранимый в памяти. Следующим уровнем познания является абстрактное мышление (рациональное познание). Основные формы рационального познания – это понятие, суждение, умозаключение. Понятие – форма рационального познания, отражающая существенные признаки предмета. Например, «человек – это живое существо, обладающее абстрактным мышлением и способностью создавать орудия труда». Суждение – форма рационального познания, содержащая утверждение или отрицание. Суждение возникает на основе синтеза понятий. Умозаключение – форма абстрактного мышления, в которой из одного или нескольких суждений, называемых «посылками», выводится новое суждение, называемое «заключением». Во взглядах на сущность познания существует две крайности: сенсуализм и рационализм. Сенсуализм – учение, согласно которому ощущение – единственный источник познания. Джон Локк сформулировал основной тезис сенсуализма: «Нет ничего в разуме, чего не было бы в ощущениях». Рационализм – философское учение, признающее разум основой познания и поведения людей. «Нет ничего в разуме, чего не было бы в ощущениях, кроме самого разума, т.е. принципов логики», - основной тезис рационализма, сформулированный Г. Лейбницем.
4. Практика и ее роль в познании Практика, в широком смысле слова, – это вся деятельность человека по созданию материальной и духовной культуры. Практика, в узком смысле слова, – это нечто противоположное теории. Практика – это материальная, общественно – историческая деятельность людей, направленная на преобразование мира. Различают три основных вида практики: · Материально-производственная. · Общественно-политическая, или социально-преобразующая. · Научно-экспериментальная. Основным видом практики является материально – производственная, т.к. «прежде чем заниматься наукой, искусством и философией человек должен есть, пить, иметь жилище», т.е. удовлетворять свои необходимые, материальные потребности (К. Маркс). Отличительные черты практики: · Предметный характер. · Общественный характер, т.к. она объединяет большие группы людей вокруг общей цели. Функции практики: · основа познания, · критерий истинности знаний, · цель познания.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 246; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |