Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наука как специфическая форма познания




1. Сущность науки. Классификация науки

2. Основные этапы развития науки

3. Структура научного познания. Структура научной теории

4. Функции научной теории

 

1. Сущность науки. Классификация науки

Как своеобразная форма познания и специфический тип духовного производства наука возникла в Новое время (17 век). Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственно целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов и их взаимосвязи. Наука – система знаний о законах мира. По предмету и методу познания можно выделить:

· науки о природе,

· науки об обществе,

· науки о познании и мышлении.

Отдельную группу составляют технические науки

По удалённости от практики различают: фундаментальные и прикладные науки. Фундаментальные науки не имеют непосредственной ориентации на практику. Прикладные науки связаны с непосредственным применением результатов научного познания для решения производственных и социально-практических проблем.

Особенности научного познания:

1) основная задача научного познания – обнаружение объективных законов действительности, законов самого познания и мышления,

2) цель и высшая ценность научного познания – объективная истина,

3) ориентация на практику,

4) научное познание есть сложный процесс воспроизводства знаний, образующих развивающуюся систему понятий, теорий, законов и других идеальных форм,

5) использование научного оборудования,

6) строгая доказательность научного знания.

 

2. Основные этапы развития науки

Наука проходит в своем развитии ряд этапов (В.С. Степин). Доклассический этап – этап преднауки, т.е. этап зарождения элементов науки в рамках философии (Др. Восток, Греция и Рим, средние века до Нового времени). Наука как целостный феномен возникает в Новое время, вследствие отпочкования от философии и проходит в своем развитии 3 основных этапа:

1) классический (17 – 19вв.),

2) неклассический (первая пол. 20 века),

3) постклассический (вторая пол. 20 века).

Классическая наука, исследуя объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении исключить все, что относится к субъекту, средствам приемам и операциям его деятельности.

Неклассическая наука, исходный пункт которой связан с разработкой релятивистской и квантовой теории, отвергает объективизм классической науки. Она осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта.

Существенный признак постклассической науки – учет субъективного фактора в познании и знании. Она учитывает связь знаний получаемых об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами. Характерной чертой данного этапа является глобальный эволюционизм, распространяющий развитие на все сферы бытия, устанавливающий универсальную связь между неживой, живой и социальной материей. На утверждение принципа универсального эволюционизма повлияли три теории:

1) теория нестационарной Вселенной,

2) теория саморазвивающихся целостных систем (синергетика),

3) теория биосферы и ноосферы.

 

3. Структура научного познания. Структура научной теории

Структура научного познания:

1) факты,

2) результаты их теоретического обобщения в понятиях и других абстракциях,

3) проблемы и гипотезы,

4) законы, проблемы и теории,

5) философские установки,

6) социокультурные основания,

7) методы, идеалы и нормы научного знания,

8) стиль мышления.

Структура научной теории:

1) исходные основания – фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы,

2) идеализированный объект, т.е. абстрактная модель изучаемого явления («абсолютно черное тело», идеальный газ),

3) логика теории, нацеленная на прояснение структуры и изменение знания.

4) Совокупность законов и универсалий, выведенных из основоположений теории.

 

4. Функции научной теории

Функции научной теории:

1) Синтетическая функция – объединение отдельных достоверных знаний в единую, целостную систему.

2) Объяснительная функция, выявляющая причинные связи явления.

3) Методологическая функция (на базе теории формируются многообразные методы, способы и приемы исследовательской деятельности).

4) Предсказательная функция – предвидение будущего состояния явления.

5) Практическая функция. Конечное предназначение теории – быть воплощенной в практику.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.