КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Диалектика как система
1. Основные формы диалектики. Диалектика и метафизика 2. Три закона диалектики, их основные категории 3. Категории диалектики (причина и следствие, необходимость и случайность, сущность и явление, содержание и форма)
1. Основные формы диалектики. Диалектика и метафизика Первоначально под диалектикой понимали искусство спора, диалога. Сократ говорил, что диалектика – искусство обнаружения истины, путём столкновения различных или противоположных мнений. Платон понимал под диалектикой метод анализа и синтеза понятий, движения мысли от многообразных и конкретных значений к общим понятиям (идеям), выражающим истинно - сущее. Стоики рассматривали диалектику как умение рассуждать изощрённо. Основные этапы развития диалектического метода: 1. Стихийная диалектика древности (Гераклит из Эфеса) 2. Идеалистическая диалектика Гегеля (диалектика как теория и система) 3. Материалистическая диалектика Маркса и Энгельса и Ленина Развитие – направленное и закономерное изменение материи и сознания, ведущее к возникновению нового качества. Учение о развитии – диалектика. Таким образом, диалектика – это учение о наиболее общих закономерных связях и развитии бытия и познания, а также метод творчески познающего мышление. Диалектика делиться на объективную диалектику (диалектику бытия) и субъективную (диалектику мышления). Диалектика – основной философский метод, рассматривающий явления в их связи и взаимодействии. Противоположностью диалектики как метода является метафизика, рассматривающая явления в статическом состоянии вне связи и развития. Существование диалектики и метафизики имеют своим объективным основанием существование таких состояний как движение и покой. Диалектика утверждает, что движение абсолютно, а покой относителен. С точки зрения метафизики, покой абсолютен, а движение – сумма состояний покоя. Диалектика как система представляет собой некое единство принципов законов и категорий. Принципы – основополагающие идеи теории. Выделяют два основных принципа: · принцип развития; · принцип всеобщей связи. Развитие – это изменение, связанное с появлением нового качества. Связь – это такое отношение, при котором изменение одного явления вызывает определённые изменения другого. Различают связи непосредственные и опосредованные, внутренние и внешние, функциональные и генетические. Генетические связи проявляются в наличии общего между родственными объектами. Закон – существенная, необходимая, внутренняя, повторяющаяся и устойчивая связь явлений. Законы делятся на частные, всеобщие и общие. Частные законы характерны для определённой формы материи, для данной конкретной науки. Общие законы – законы, которые проявляют свои действия в большой совокупности объектов и явлений. Всеобщие законы – это законы диалектики, проявляющиеся в природе, обществе и мышлении.
2. Три закона диалектики, их основные категории Три основных закона диалектики: · единства борьбы и противоположностей; · взаимного перехода количественных изменений в качественные; · закон отрицания отрицания. Закон единства и борьбы противоположностей называют ядром диалектики. Во-первых, он характеризует источник и внутреннее содержание всякого движения и развития в природе, обществе и сознании. Во-вторых, этот закон обладает особой формой всеобщности, т.к. его действие пронизывает собой не только все явления материального и духовного мира, но и другие законы диалектики. Основными категориями данного закона являются тождество, различие, противоположности, противоречия. Тождество отражает относительную устойчивость, неизменяемость объекта. Различие фиксирует момент изменчивости явлений. Предельным случаем существенного различия является противоположность. Противоположности – это внутренние взаимосвязанные, присущие самим предметам и явлениям стороны и тенденции, которые предполагают друг друга и, в то же время, исключают друг друга, т.к. резко различаются между собой по своим свойствам, направлениям действия и выполняемым функциям. Противоречие есть форма взаимодействия противоположностей. Специфику противоречия определяет своеобразие процесса их возникновения, степень их организации, особенности их разрешения. Внутреннее противоречие – это взаимодействие противоположных сторон внутри данной системы. Внешнее противоречие – это взаимодействие между различными системами. Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные отвечает на вопрос: как, каким образом происходит развитие, т.е. вскрывает механизм развития. Основными категориями данного закона являются: качество, свойство, количество, мера и скачок. Качество есть «тождественная с бытием непосредственная определённость», т.е. то, что отличает данную вещь от всех других, без чего ее не существует. Качество - это определённость вещей, которая обусловливает их целостность, устойчивость и специфический характер. Качество проявляется через свойства. Свойства, в свою очередь, проявляются через взаимодействия объектов и представляют собой способ проявления определённой стороны объекта по отношению к другим объектам. Количество – «снятое» качество. Количество отражает внешнее, формальное отношение предметов, их частей, свойств и связей, выражает число, величину, объём, степень проявления того или иного свойства. Гесиод: «Меру во всём соблюдай и дела свои вовремя делай». Фалес: «Мера – это наилучшее». Демокрит: «Если перейдёшь меру, то самое приятное станет самым неприятным». Августин: «Мера – это количественная граница данного качества». Мера – это интервал, в границах которого количественные изменения не приводят к изменениям качественным. Скачок – это переход от одного качества к другому. Существует классификация «скачков»: · по времени протекания: медленные и мгновенные. · по механизму осуществления: путём «взрыва» (качество меняется целиком) и постепенно. · по глубине качественных преобразований: единичные (в границах основного качества) и общие (связаны с преобразованием самой основы вещей). Закон отрицания отрицания отвечает на вопрос: в каком направлении происходит развитие (по спирали). Гегель понимал отрицание как «снятие», как момент связи старого и нового, т.е. отрицание, как философское понятие, отражает сложный характер взаимосвязей, возникающих и существующих в процессе изменения и развития предмета. Можно выделить два момента отрицания: · уничтожение старого, отжившего, не отвечающего изменившимся условиям; · сохранение нового положительного, соответствующее новым условиям. Нужно отличать диалектическое понимание отрицания как момента связи старого и нового от метафизического понимания отрицания как полного уничтожения старого. Сущность закона отрицания отрицания выражает триада Гегеля: 1) тезис, или исходное утверждение; 2) отрицание тезиса (антитезис); 3) синтез (отрицание предыдущей ступни, т.е. отрицание отрицания).
3. Категории диалектики (причина и следствие, необходимость и случайность, сущность и явление, содержание и форма) Категории – предельно широкие понятия. Причина – это явление, вызывающее к жизни другое явление. Следствие – результат действия причины. Детерминизм – учение о всеобщей причинной обусловленности явлений. Индетерминизм – учение, отрицающие всеобщую причинную обусловленность явлений. Необходимо отличать причину от повода. Повод – это явление, которое предшествует явлению, но не вызывает его. Механистический детерминизм отрицал причинность в микромире, т.к. там не проявляется детерминизм, характерный для макромира: зная импульс и координаты тела в данный момент времени всегда можно определить импульс и координаты тела в любой другой момент времени. Но в микромире действуют другие закономерности, которые описывает уравнение Шрёдингера. Причина и следствие не могут меняться местами, тем не менее следствие может быть причиной другого явления. Необходимость и случайность – это философские категории, отражающие два вида связей материального мира: необходимость вытекает из внутренней сущности явлений и обозначает их закон, порядок и структуру. Необходимость есть то, что должно произойти в данных условиях. Напротив, случайность – это такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними, привходящими для данного явления причинами. Случайность есть то, что может быть, а может и не быть, может произойти так, а может произойти иначе. Тем не мнение случайность есть форма проявления и дополнения необходимости. Жесткий детерминизм Демокрита проявлялся в том, что он утверждал, что раз все явления имеют причину, то они совершаются с необходимостью. Такое понимание данных категорий привело к сведению необходимости к случайности («Черепаха»). Согласно фатализму, все явления происходят по воле фатума, судьбы, рока, т.е. неизбежно. Волюнтаризм является другой крайностью. Волюнтаризм отрицает объективную необходимость и опирается на субъективную волю людей. Сущность – это нечто сокровенное, глубинное, прибывающее в вещах, их внутренних связях и являющееся основанием всех форм их внешнего проявления. Сущность – совокупность фундаментальных законов и свойств предметов, определяющих тенденцию их развития. Она выражает внутреннюю, устойчивую сторону явлений. Явление – это конкретное свойство объектов, в которых обнаруживается сущность. Сущность – это общее, а явление – единичное. Сущность является, и явление существенно. Содержание – это категория диалектики, обозначающая совокупность элементов, свойств и процессов, которые составляет данный объект. Форма – способ организации содержания.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 876; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |