Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы и формы научного познания. 1. Понятие метода и методологии

1. Понятие метода и методологии. Классификация методов

2. Общенаучные методы познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование

3. Методы эмпирического исследования: наблюдение и эксперимент

4. Методы теоретического познания: исторический и логический методы, метод восхождения от абстрактного к конкретному

5. Формы научного познания

 

1. Понятие метода и методологии. Классификация методов

Знание, получаемое человеком, есть не только результат познания (форма), но и его средство, т.е. метод. Метод научного познания – это определённый способ, приём решения познавательных задач. Метод, реализуясь, проявляет себя как форма познания, поскольку логическое воспроизведение объекта в мысли происходит в определённых формах. Методика – совокупность методов данного исследования. Методология – это общая теория методов. Методология – учение о приёмах и принципах всякого научного исследования.

Классификация методов:

1. По степени общности: всеобщие, общенаучные и частнонаучные;

2. По степени использования средств математики: качественные и количественные;

3. По отношению к опыту: эмпирические и теоретические;

Частнонаучные методы – это методы, которые используются в отдельной конкретной науке, например, в физике – радиоспектральный метод, в биологии – препарирование. Общенаучные методы – методы, которые используют большинство наук. Общенаучными становятся методы кибернетики, математики и т.д. Всеобщий метод раскрывает общее направление и характер познания в целом, независимо от специфики явлений. Всеобщим методом является диалектика, т.к. она раскрывает характер и направление познания в целом. Всеобщий метод может дать только философия, которая теоретически обобщает наиболее общие законы развития природы, общества и мышления, поэтому философия является методологической основой естествознания и обществознания.

 

2. Общенаучные методы познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование

Анализ – разделение (мысленное или реальное) объекта на элементы с целью их детального изучения. Диалектическим дополнением анализа является синтез. Синтез – это соединение (мысленное или реальное) различных элементов объекта в единое целое. Пример из математики: диференциально-интегральное исчисление. Письмо и чтение также возникает в результате аналитико-синтетической деятельности разума по отношению к звуковой и буквенной структуре слова. Объективной предпосылкой этих познавательных операций является структурность материальных объектов, способность их элементов к перегруппировке, объединению и разъединению. Процессы исследования часто приходится начинать, опираясь на уже имеющиеся знания, делать заключения о неизвестном. Переходя от известного к неизвестному, мы можем либо использовать знания об отдельных фактах, восходя при этом к открытию общих принципов, либо, наоборот, опираясь на общие принципы, делать заключения о частных явлениях. Индукция – это метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок. Дедукция – это способ рассуждения, посредствам которого из общих посылок следует заключение частного характера. Аналогия – приём познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают о сходстве их других признаков. Аналогия делится на ассоциативную и логическую аналогию. Ассоциативная аналогия носит образный характер, в ходе её объединяются весьма далёкие по своей природе явления и предметы. Логическая аналогия – рассуждение о сходстве тех или иных явлений на основе их параллельного изучения. Моделирование – это изучение объекта (оригинала) путём создания и исследования его копии, т.е. модели, замещающей оригинал с определённых сторон, интересующих познание. Модели подразделяются на материальные и идеальные.

 

3. Методы эмпирического исследования: наблюдение и эксперимент

Наблюдения – это целенаправленное восприятие явлений объективного мира. Оно опирается не только на чувственное познание, но и включает в себя рациональные моменты (выбор объекта и изучение результатов). Наблюдение включает три элемента: наблюдатель, технические средства наблюдения, изучаемый объект. Эксперимент отличается от наблюдения активным вмешательством субъекта в исследуемый процесс. Эксперимент, как и опыт, является основой познания, критерием истинности. Особенными видами эксперимента является мысленный эксперимент, космический, ядерный. Эмпирические методы приводят к возникновению знания, содержание которого в основном получено из опыта и выражено определённым языком. Эмпирические методы основываются на чувственном познании.

 

4. Методы теоретического познания: исторический и логический методы,

метод восхождения от абстрактного к конкретному

Теоретические же методы приводят к возникновению знания, отображающего предмет со стороны закономерных, существенных связей посредствам абстрактного мышления. Примером теоретического метода является исторический и логический, позволяющие реконструировать сложившиеся процессы и вывести общие закономерности. Исторический – это метод исследования конкретного процесса развития в его исторически протекающей форме и обобщения эмпирического материала до уровня исторической закономерности. Логический метод исследования – это метод исследования развития явления, отвлекающийся от случайных и побочных явлений и основывающийся на закономерных тенденциях сущности развития явления. Метод восхождения от абстрактного к конкретному характеризует начало протекания и конец отдельного этапа в процессе познания. Процесс познания начинается с чувственного созерцания, изучения конкретных предметов действительности. Однако чувственно-конкретное знание не вскрывает сущности предмета, поэтому познание переходит к следующему этапу – образованию отдельных абстракций. И третий этап состоит в переходе от абстрактного к конкретному в теоретически обобщённом виде.

 

5. Формы научного познания

Формы научного познания:

· идея;

· проблема;

· гипотеза;

· концепция;

· теория.

Идея – форма отражения в мысли явлений объективной действительности. Идея включает в себя сознание цели дальнейшего познания и практического преобразования мира. Идея обобщает опыт предшествующего развития знания и служит в качестве принципов объяснения явления.

Проблема (преграда, трудность) – это объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целый комплекс вопросов, решение которых представляет существенный интерес. Весь путь развития человеческого познания может быть представлен как переход от постановки одних проблем к их решениям, а затем к постановке новых проблем. Проблема в науке – противоречивая ситуация, выступающая из противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теорией для её разрешения.

Гипотеза – предположение о решении некоторой проблемы или задачи. Важнейшее требование к гипотезе её проверяемость, означающая возможность соотнесения гипотезы с данными экспериментов, измерений и наблюдений. Хорошо удостоверенная гипотеза становиться теорией.

Концепция (понимание, система) – определённый способ понимания трактовки какого-либо явления, процесса, основная точка зрения на предмет явления, руководящая идея для их системного освящения.

Теория (рассмотрение, исследование) – система основных идей в той или иной отрасли знания, это форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности. Критерий истинности и основа развития теории – практика.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Наука как специфическая форма познания | Диалектика как система
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 533; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.