Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика административного права, его нормы и источники

Административное правонарушение и административная ответственность.

Общая характеристика административного права, его нормы и источники.

Лекция № 7 ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

 

Литература по теме занятия:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. – М., 2004. – 304 с.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации. – М., 2004. – 188 с.

3. Коряковцева, ВВ. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / В.В. Коряковцева, К.В. Пигулько. - СПб., 2004. – 816 с.

4. Административное право [Текст]: учебник / под ред. Атаманчука Г.В. - М., 2003. – 392 с.

5. Уголовное право России. Общая часть [Текст]: учебник / под ред. В.Н. Кудрявцева, В.В. Лунева, А.В. Наумова. – М., 2004. – 569 с.

6. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть [Текст]: учебник / под ред. А.И. Рога. – М., 2003. – 640 с.

Административное право может быть оп­ределено как отрасль права, нормы которой регулируют об­щественные отношения в сфере публичного управления, т.е. те общественные отношения, которые возникают в процессе ор­ганизации и осуществления публичной исполнительно-распоряди­тельной деятельности органами исполнительной власти.

Нормы административного права в Российской Федерации определяют порядок создания, реорганизации и упразднения органов исполнительной власти, их перечень, цели и задачи их деятельности, компетенцию и другие стороны правового статуса этих органов, их структуру и процедуру деятельности. Распро­страняются они и на организацию местного самоуправления и порядок взаимодействия его органов с органами государствен­ной власти.

Нормы административного права устанавливают, кроме того, порядок создания, реорганизации и упразднения управляемых объектов - предприятий, учреждений и организаций и регули­руют многие стороны их деятельности независимо от форм собственности, их взаимоотношения с органами государствен­ной администрации. Нормы административного права закрепля­ют также порядок прогнозирования, планирования и ценооб­разования, распределения материальных ресурсов, регулирова­ния заработной платы.

Конкретизируя и дополняя нормы конституционного права, нормы административного права определяют многие права и обязанности граждан, механизм их реализации и защиты от нарушений. Нормы административного права участвуют в уста­новлении правового статуса общественных объединений, орга­нов общественности. Нормы этой отрасли регулируют государ­ственную службу, причем не только в органах исполнительной власти, а во всех государственных и муниципальных органах.

Административное право регулирует не только публичную управленческую деятельность, но и управляемую, деятельность. Пример тому - правила дорожного движения, поведения в об­щественных местах, торговли, охоты и рыбной ловли, правила, санитарные правила и т.д. Органы управления контролируют соблюдение этих правил и применяют меры государственного принуждения за их нарушение.

Нормы административного права определяют, какие деяния (действия или бездействие) являются административными право­нарушениями, устанавливают виды и меры административной ответственности за их совершение, порядок производства по делам о таких правонарушениях.

Административному праву присущи специфические методы регулирования общественных отношений. Они могут быть сопоставлены с методами гражданско-правового регулирования. Учет этих различий особенно необходим тогда, когда нор­мы административного и гражданского права регулируют одну и ту же группу общественных отношений (например, отношения в области разграничения государственной собственности, инве­стиций, торговли регулируются и административным, и граждан­ском правом).

Для гражданско-правового регулирования характерно ис­торическое равенство воль сторон; отсюда широкое при­менение договорных форм. Административно-правовой метод предполагает неравенство воль сторон: воля одной из них главенствует над волей другой стороны. Это имеет место во взаимоотношениях органов исполнительной власти и пред­приятий, учреждений, организаций, органов исполнительной власти и граждан, вышестоящих и нижестоящих органов исполнительной власти. В административно-правовых отно­шениях одна сторона очень часто наделена государствен­но-властными полномочиями по отношению ко второй стороне, именно она - первая сторона - принимает юридически обязательные решения, осуществляет государственный кон­троль над действиями другой, может в предусмотренных законом случаях применить принуждение к ней. Хотя нередко вопрос решается по инициативе второй стороны отношения (пример тому - заявление гражданина о предоставлении жилой площади), но решение принимает именно орган ис­полнительной власти. Вторая сторона не может отказаться от исполнения предписания органа, осуществляющего такую власть, и вправе лишь обжаловать его в компетентный го­сударственный орган.

Органы исполнительной власти действуют на основе законов, но многие из них и сами при этом обладают правом издания нормативных актов, которые регулируют деятельность предпри­ятий, учреждений и организаций, а также граждан, т. е. участву­ют в определении их прав и обязанностей. Гражданин может, конечно, не реализовать право, предоставленное ему, но он может отказаться от самого этого права, поскольку оно уста­новлено властным путем - законом или на основе закона. Все это связано с тем, что государственный орган, должностное лицо, осуществляющее исполнительно-распорядительную дея­тельность, действует по поручению государства, выражает го­сударственную волю, участвует в выполнении функций государ­ства.

Сказанное не означает, что административному праву прису­ще только неравенство воль сторон отношения. Знает оно и ме­тод согласования. Например, решение ряда вопросов должно осуществляться совместно двумя органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другим, и эти органы договариваются о содержании проекта решения до его утверж­дения. Таким образом, существуют и так называемые горизон­тальные административно-правовые отношения. Следовательно, не все отношения в сфере исполнительной власти построены по схеме «власть - подчинение».

Нормы административного права можно разделить на матери­альные и процессуальные.

В административном праве нет единого универсального про­цесса, наблюдается множество его разновидностей, что предопределяется широтой и многообразием общественных отноше­ний, регулируемых материальным административным правом. Например, одна процедура установлена применительно к реше­нию вопросов о предоставлении жилой площади, другая - к вы­даче разрешений на приобретение охотничьих ружей, третья - к решению вопроса о приеме в вузы, четвертая - к решению дел об административных проступках. В то же время эти и дру­гие процессы имеют и общие черты.

Административное право огромно по объему, разнообразно и изменчиво по содержанию. Его нормы, базирующиеся на нормах конституционного права, содержатся в большом числе федераль­ных законов и законов субъектов федерации, в указах Президента РФ и президентов республик, в постановлениях Правительства РФ и правительства республик в составе РФ, в распоряжениях глав администраций и в постановлениях правительств областей, краев, городов республиканского значения, в приказах министерств и глав ведомств.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Защита семейных прав. Ответственность за неосуществление семейных прав и неисполнение обязанностей | Ответственность
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 590; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.153 сек.