Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ответственность

Административное правонарушение и административная

В ст. 2.1 Кодекса об административных правонарушениях сформулировано официальное определение Административного правонару­шения. Из статьи следует, что это, во-первых, действие или бездействие (т. е. деяние, хотя самого такого термина в Кодек­се нет), во-вторых, оно противоправно, в-третьих, совершенное виновно, в-четвертых, влечет по закону именно административ­ную ответственность. В отличие от преступлений административ­ные правонарушения не охарактеризованы в Кодексе о них как общественно опасные деяния, хотя их вредность констатирована указанием на то, что они посягают на общественный и государ­ственный порядок, на собственность, права и свободы граждан, на порядок управления.

Обычно отличить преступление от административного право­нарушения нетрудно. Есть противоправные деяния, которые за­ведомо не могут быть отнесены к числу преступлений (напри­мер, безбилетный проезд на транспорте). Есть и такие преступ­ные деяния, которые никак не могут быть отнесены к числу административных правонарушений (измена Родине, убийство и т.д.). Законодатель с учетом достигнутого уровня развития общества, внешней и внутренней обстановки, различных пози­тивных и негативных процессов вводит новые составы преступлений и административных правонарушений, отменяет некоторые ранее существовавшие, переводит отдельные деяния из разряда преступных в разряд административных правонарушений или наоборот.

Для отграничения административных правонарушений от пре­ступлений иногда применяется такой критерий, как наличие или отсутствие тяжких последствий. Например, если нарушение транспортных правил повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия, то оно квалифицируется как преступление, а если таких последствий нет, то - как административное правонару­шение.

Нередко критерием является размер имущественного ущер­ба, причиненного правонарушением. Например, хищение госу­дарственного или общественного имущества на сумму, превы­шающую минимальный размер месячной оплаты труда, считает­ся преступлением, а на меньшую сумму - административным правонарушением.

В ряде случаев квалифицирующим признаком служит повторность или неоднократность совершения такого же противоправ­ного деяния при условии наложения за предыдущее админист­ративного взыскания либо предусмотренной законодательством меры общественного воздействия.

Иногда квалифицирующее значение имеет форма вины: со­вершенное умышленно деяние считается преступным, а по не­осторожности - административным правонарушением. Напри­мер, причинившая значительный ущерб умышленная потрава посевов скотом или птицей всегда считалась преступлением, а совершенная по неосторожности - административным право­нарушением, независимо от размера потравы.

Есть особенности в способах совершения административных правонарушений гражданами и должностными лицами. Граж­дане, в том числе «рядовые» работники предприятий, уч­реждений и организаций, отвечают только за нарушение ус­тановленных правил своими собственными действиями. Долж­ностные же лица, т.е. лица, обладающие распорядительными полномочиями, кроме того, подлежат ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюде­нием другими людьми установленных правил, если обеспе­чение их выполнения входит в служебные обязанности этих должностных лиц (ст.15 Кодекса об административных пра­вонарушениях). Например, за допуск к управлению транс­портными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения, или лиц, не имеющих права управления транс­портным средством, должностные лица автохозяйства, от­ветственные за техническое состояние и эксплуатацию транс­портных средств, подвергаются штрафу. Следовательно, при­менительно к должностным лицам предусмотрено в качестве специфического конкретного основания их административной ответственности необеспечения выполнения иными лицами тех или иных правил.

Есть особенности и в конкретных основаниях административ­ной ответственности родителей и лиц, их заменяющих. Они несут такую ответственность за злостное невыполнение обязанностей по воспитанию детей и контролю их поведением. Например, в связи с совершением хулиганства или мелкого хулиганства подростком в возрасте от 14 до 16 лет их родители могут подвергаться штрафу. Но здесь нет ответственности за чужую вину: родители несут ответственность не за хулиганские действия детей, а за отсутствие надлежащего контроля над их поведением.

Чтобы нести административную ответственность (обладать ад­министративной деликтоспособностью), нужно достичь предус­мотренного законом возраста. Административной ответствен­ности подлежат лица, достигшие к моменту совершения ад­министративного правонарушения 16 лет. Лицо, действовавшее в состоянии крайней необходимости и необходимой обороны, административной ответственности не подлежит. В данном случае применяется тот же принцип, что и в уголовном праве. Законом установлен давностный срок наложения админист­ративного взыскания - оно может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а если право­нарушение было длящимся (проживание без прописки, уклоне­ние от регистрации охотничьего ружья и т.д.), то не позднее двух месяцев со дня обнаружения нарушения.

Законодательством предусмотре­ны меры административной ответственности:

Предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Устное предупреждение не считается мерой административной ответственности (это мера чисто морального характера).

Административный штраф - это денежное взыскание, назна­чаемое в определенной сумме, которая может быть установле­на или в рублях, или в кратном по отношению к минимальному размеру оплаты труда (второе установлено с учетом инфляции). Штраф, как и предупреждение, является наиболее часто применяемой мерой ответственности за административ­ные правонарушения, причем почти за все.

Лишение специальных прав - третий вид административных взысканий. Пример тому - лишение водительских прав за грубые нарушения правил дорожного дви­жения, за управление автомашиной в состоянии опьянения.

Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса об административных правонарушениях. Лишение специального права назначается судьей.

Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъектов РФ, не изъятых из оборота вещей. Конфискация налагается в судебном порядке.

Наряду с конфискацией законодательством допускается в не­которых, правда весьма редких, случаях и возмездное изъятие предмета.

Возмездным изъятием орудия совершения или предмета административного правонарушения является их принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. Возмездное изъятие назначается судьей.

Крайней мерой административного взыскания является админист­ративный арест - кратковременное (сроком до 15 суток) лишение свободы за совершение некоторых административных проступков, граничащих с преступлениями, если к тому же нарушителя нужно немедленно изолировать от общества. Поскольку административ­ный арест есть хотя и кратковременное, но все же лишение свободы, применять такую меру разрешено только суду. Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп. Срок административного задержания включается в срок административного ареста.

Такая мера может быть применена за мелкое хулиганство, злостное неповиновение законному распоряжению работника милиции.

За совершение административных правонарушений мно­гочисленные органы и должностные лица исполнительной власти (милиции, государственных инспекций, других надзорных ор­ганов), налагают административные взыскания, причем каждый из органов рассматривает дела своего профи­ля (например, дела о нарушениях санитарных правил — долж­ностные лица Государственного пожарного надзора, дела о на­рушении правил дорожного движения — органы и инспектора ГИБДД). Процесс по делам об административных правонарушениях менее сложен, чем уголовный, и вполне по­нятно почему. Такие дела, как правило, более просты, а ответст­венность в данном случае менее сурова, чем уголовная. Многие административные правонарушения очевидны и бесспорны; здесь обычно нет необходимости производить расследование, включать в процесс прокурора и защитника. В то же время эффективность административных взысканий в очень большой степени зависит от оперативности их наложения.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, на­деляется широкими процессуальными правами: может знако­миться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства; при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката, выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика (если не владеет языком, на котором ведется производство), обжало­вать постановление по делу. Дело должно рассматриваться в присутствии лица, привлекаемого к ответственности. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о своевременном извещении человека о месте и времени рассмотрения дела, и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела.

Законодательством установлено: о каждом административ­ном правонарушении, составляется протокол с указанием личности наруши­теля, а также свидетелей.

Протокол подписывается уполномоченным на то должностным лицом или представителем общественности, составившим его, и нарушителем. При наличии свидетелей и потерпевшего протокол может быть подписан и ими. В случае отказа наруши­теля от подписания протокола об этом делается запись, удостоверенная понятыми. Лицо, о котором составлен протокол, может внести в него собственноручно объяснения и замечания по существу дела, изложить мотивы отказа от подписания протокола и т.д.

По результатам рассмотрения дел об административном пра­вонарушении выносится письменное постановление. Постановление принимается на основании сведений, указанных в протоколе, и данных, полученных в ходе рассмотрения дела.

Постановление о наложении административного взыскания мо­жет быть обжаловано в течение 10 дней со дня вынесения.

Постановление о наложении административного взыскания, вынесенное с соблюдением установленных законодательством требований, имеет силу исполнительного документа, обязатель­ного для тех учреждений, предприятий, организаций и долж­ностных лиц, которых оно касается. Постановления эти выносят­ся, конечно, для того, чтобы быть реализованными. Иначе нару­шитель не понесет реально того взыскания, которое ему было назначено.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общая характеристика административного права, его нормы и источники | Понятие уголовного права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.