КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ЛЕКЦИЯ 2. Работа редактора над композицией произведения
Работа редактора над композицией произведения. План: 1. С чего начинается редактирование произведения. 2. Особенности редакторского чтения рукописи. 3. Оценка редактором композиции произведения. 4. Особенности построения публицистических текстов. 5. Работа редактора над устранением недостатков композиции. 6. Практические задания для закрепления темы. 1. С чего начинается редактирование произведения Редактирование рукописи следует начинать с оценки ее композиции. И если оказывается, что само построение текста (его «архитектоника») несовершенно, композицию необходимо изменить. Еще К.И. Былинский писал: «И автор, перерабатывающий свою рукопись, и редактор, правящий её, начинают свою работу с изменения архитектоники текста, если в этом есть надобность. 1 Разъясняя характер этой работы, Константин Иакинфович заметил: «Чтобы технически перестроить текст в соответствии с новым планом, во многих случаях достаточно некоторые страницы поменять местами, другие же разрезать на части и затем эти части склеить в другом порядке». Причем он предупреждал: не надо параллельно производить литературную обработку рукописи, потому что потом «неизбежно придется возвращаться к уже исправленному тексту, чтобы заново оформить связь между частями» 1. Эти замечания К.И. Былинского в основном относятся к работе над композицией больших по объему произведений. Задача же редактирования газетных и журнальных произведений, «малых форм», чаще сводится к перекомпоновке абзацев, а не страниц. Однако методика редактирования подчиняется тем же законам: первый шаг редактора – оценка «архитектоники» произведения. 2. Особенности редакторского чтения рукописи Приступая к литературной обработке рукописи, редактор вначале ее внимательно изучает. Методика работы над текстом рекомендует применять при этом разные виды редакторского чтения. При ознакомительном чтении редактор должен очень быстро уяснить содержание произведения, определив его тему и идею; оценить стиль автора, его профессионализм, знание предмета. При этом целесообразно использовать «скорочтение», если редактор владеет этой техникой. Освоить её не просто, тренироваться нужно по специально разработанной системе, чтобы преодолеть усвоенный с детства стереотип «вялого» чтения. Скорочтение позволит при первом знакомстве с рукописью воспринимать ее содержание не по отдельным словам, а по строчкам и абзацам, оценив в итоге текст как единое целое. Следующий этап в работе редактора составляет углубленное чтение, при котором взвешивается каждое слово, каждое предложение, знаки препинания, абзацное членение текста, последовательность изложения, система образов, употребление изобразительно-выразительных средств и т. д. Редактор должен решить, насколько соответствует план выражения плану содержания произведения. Параллельно с чтением рукописи редактор формулирует свои замечания, записывая их отдельно к каждой части текста; в постраничных пометках могут быть конкретные указания на неточность словоупотребления, на различные речевые ошибки, погрешности стиля. Впоследствии редактор обобщает свои наблюдения в рецензии, указывая замечания по частям рукописи и суммируя отдельные случаи нарушения нормы при общей оценке культуры речи автора. В зависимости от качества рукописи она может быть отвергнута или одобрена и принята к печати. В последнем случае редактору предстоит кропотливая работа с текстом и на завершающем этапе ее – шлифовочное чтение. Как замечает К.М. Накорякова, «это чтение-«скольжение» по всему тексту или чтение избирательное, подчиненное определенной задаче» 1. В этом случае необходимо проверить фамилии, инициалы, точность цитат, даты, цифровые данные, написание географических названий, соответствие ГОСТу библиографических описаний и др. 3. Оценка редактором композиции произведения Важнейшей составляющей профессионализма автора является композиция представленного им текста. Поэтому редактор должен в первую очередь оценить построение произведения, которое он должен литературно обработать. Только неопытные литературные сотрудники начинают работу над рукописью с исправления речевых ошибок, придирок к стилю изложения. Стилистическая правка отдельных слов, предложений может оказаться ненужной, так как при более внимательном изучении текста потребуется перекомпановка его частей, исключение отдельных фрагментов, что приведет к более серьезным изменениям в тексте. Оценка композиции текста начинается с его деления на части. Их значение и объем, последовательность, связанность в первую очередь оцениваются литературным редактором. Рассматривая композицию художественного произведения, следует брать за основу его сюжет и не навязывать автору иное построение текста. Известно, что художественное творчество начинается с замысла, и редактор должен постараться понять замысел автора. Нельзя не учитывать того, что творение художника в его конкретности, цельности воздействия не поддается искусственному расчленению. Как справедливо замечает И.К. Сушилина, методика редакторского анализа «предусматривает специфическое проявление связей общего, целого и частного, отдельного» в произведении искусства; взаимосвязь частей и целого должна прослеживаться на протяжении всего произведения. «Различные компоненты характеризуются и оцениваются в соотнесении с художественным целым» 1. У писателя замысел может появиться неожиданно, в его основе может быть «что-нибудь конкретное, зримое – человеческое лицо, город, родные улицы, чем-то поразивший предмет», – писала Вера Панова 2. Например, Лев Толстой увидел сломанный репейник, и у писателя возник замысел повести о Хаджи Мурате. В подобных случаях композиция произведения не подчиняется стандартным меркам, и с этим должен считаться редактор. Иначе его вмешательство может лишь навредить, как это случилось в «выравнивании» композиции рукописи Б.Л. Горбатова «Годы и войны», предложенной журналу «Новый мир». По воспоминаниям В. Лакшина, в результате редактирования описываемые автором события были «выпрямлены» в хронологической последовательности. Твардовский по этому поводу долго сокрушался: «Мне плакать хочется, какая вещь испорчена. Ведь Горбатов интуитивно сделал художественно. Сначала круто взял – тюрьма, лагерь, а потом на покосе, где есть место подумать, припомнил детство, гражданскую войну...» 3. В художественных произведениях возможны весьма сложные повороты композиции, которые отражают замысел автора и его особые приёмы построения текста. В публицистике также возможно нарушение в описании линейной последовательности событий. Литературный редактор должен вдумчиво подойти к оценке подобных случаев и при переработке текста учитывать мнение автора. 4. Особенности построения публицистических текстов На газетной полосе и в журналах преобладают малые формы, и это выделяет их в отношении композиции: ее целостность должна быть очевидной, поскольку весь материал находится перед глазами литературного редактора. Однако это не упрощает работы редактора над построением таких материалов, на что указывают и опытные журналисты: «Вещь нужно конструировать прочно, чтобы, прочитав её, читатель... увидел, где начало, где конец, как именно этот абзац, который вовсе здесь как будто не нужен, перекликается с другим абзацем в конце. Особенно на той короткой площадке, которая даётся обыкновенно для очерка в газете и в журнале. Нужно рассчитать свои силы и сделать какую-то конструкцию, которая держалась бы, и прочно держалась» 1. Изучая композицию публицистического текста, редактор обычно выделяет в нем составные части: основную, вводную и заключительную. Важнейшее значение имеет построение основной части, содержащей все смысловые аспекты публикации. Редактор добивается точности и доступности изложения материала, исключая возможность потери нужной информации. Необходимо учитывать структурные особенности текстов: при построении описания, повествования важно выделить главные моменты, узловые факты и определить их место и значение в композиции, уяснить последовательность изложения, связь одного явления с другим. При анализе рассуждений редактор обращает главное внимание на структурную зависимость между посылками и выводами, проверяет истинность аргументации. Необходимо также оценить, насколько структура произведения соответствует его жанровым особенностям, целевому назначению публикации. Возможность изменения композиции зависит от характера текста. Описание допускает перестановку частей без ущерба для содержания, а при повествовательном характере текста перестановка может привести к нарушению хронологической последовательности событий. В объяснительных текстах, построенных на рассуждении, смысловые единицы неравноценны, поэтому перестановка частей может привести к искажению смысла. Вообще редактор должен понимать, что вторжение в композицию произведения требует большого внимания и участия самого автора, с которым все изменения следует обсудить. Редактор должен позаботиться о том, чтобы в конкретном материале наиболее полно был реализован авторский потенциал, его творческая индивидуальность. В связи с этим порой целесообразно предложить автору дополнить ту или иную часть рукописи, если это позволяют условия работы и время. Добиваясь особой чёткости композиции того или иного газетного текста, редактор может разделить его на части и к каждой дать подзаголовок, отдельные фрагменты выделить особым шрифтом, отделить линейками или другими средствами оформления. Как справедливо замечает К.М. Накорякова, «роль зрительных сигналов в небольшом по объёму материале особенно ответственна: они привлекают внимание, облегчают ориентировку в тексте, выявляют приёмы его организации, подчеркивают целостность конструкции» 1. В публицистике используются разнообразные композиционные приёмы, выбор которых зависит от принципиально разных подходов к подаче материала: образном и логическом. При образном подходе композиция текста может не подчиняться строго заданной структуре; многое зависит от стиля автора, от его творческого решения эмоционально-художественного воплощения темы. Однако чем меньше в тексте элементов художественности, образности, тем ближе его композиция к принятым в журналистике стандартам. Обобщая опыт редактирования таких текстов, К.М. Накорякова даёт образцы построения газетных текстов в «наиболее "чистом" виде». 1. Событие, уже завершённое или происходящее в данное время. 2. Описание события, служащего предметом заметки, или (в более пространных публикациях) характеристика события с указанием конкретных фактов, деталей. 3. Значение события (описание конкретных мер, принимаемых в связи с происходящим). 4. Перспективы (практические выводы) 2. Используя эту композиционную схему, можно просто и доступно изложить определённую информацию, не внося в текст дополнительных смысловых акцентов и не отражая авторскую оценку описываемого: факты сами за себя говорят, а позиция автора вполне объективна. Еще более нейтральна авторская позиция в текстах, отражающих чисто логический подход к подаче материала в периодических изданиях, которые помещают разного рода статьи (их жанровые разновидности обусловлены характером фактического материала, проблематикой, прикладным или теоретическим направлением и т. д.). Работа редактора над такими «произведениями нехудожественной литературы» имеет свои особенности, так как их структура отличается строгой последовательностью изложения материала, пропорциональностью различных его частей, логичностью их расположения. Композиция при этом обусловлена характером и внутренней логикой развития сюжета. Редактор делит представленный материал на части и определяет его композицию в готовящейся публикации. Учитываются следующие требования. 1. Вводная часть должна подготовить читателя к восприятию материала. В ней определяется тема публикации, намечаются аспекты её рассмотрения. Задача редактора – не допустить, чтобы в этой части оказалось в сжатом изложении само содержание статьи. Во введении автор обязан обосновать актуальность темы, новизну материала, его научно-практическое значение, степень изученности описываемого. Вводная часть призвана вызвать у читателя интерес к поставленным проблемам, автор должен указать на наиболее важные аспекты объявленной темы, определить способ и порядок изложения материала. Это позволит сделать композиционный переход к основной части статьи. 2. Основная часть должна раскрыть тему, донести до читателя в полном объёме новые знания о предмете или явлении, ставших предметом исследования автора. Редактор разделяет с автором ответственность за научность и полноту изложения материала, за правильное использование терминологии, за точность и ясность речи. Требование системности изложения определяет логическое построение основной части рукописи: ее фрагменты должны быть объединены как элементы единой системы, взаимосвязаны. Задача редактора – заметить и устранить механическое, формальное соединение разнородных элементов в композиции основной части статьи. 3. Заключительная часть – это концовка, в которой следует подвести итоги, сделать выводы и наметить пути дальнейшей работы. Важнейшие критерии редакторской оценки структуры статьи – целостность, системность, соразмерность и связность изложения – определяют композиционное значение и этой, заключительной части публикации, так что редактор должен уделить ей соответствующее внимание. Работая над структурой статьи, редактор может предложить автору внести некоторые изменения в последовательность изложения материала, в соотношение отдельных фрагментов, но при этом следует сохранить перечисленные части композиции произведения. 5. Работа редактора над устранением недостатков композиции Обобщая опыт редакторской работы над композицией журналистских рукописей, можно указать типичные недостатки в размещении материала. Перечислим их: 1) отход от темы; 2) неудачное расположение частей; 3) неоправданное нарушение последовательности изложения; 4) несоразмерность частей; 5) применение неудачных композиционных приемов; 6) непрочность связей между частями; 7) нечёткость композиционных рамок (неудачный заголовок, отсутствие смысловой связи между началом и концовкой)'. Рассмотрим на конкретном примере работу редактора над устранением этих недостатков в рукописи статьи «Праздник остаётся в жизни человека». Вот ее начало: В наше непростое время, за суетой и работой, за заботами и проблемами, за размышлением о мировых трагедиях мы не разучились видеть прекрасное, думать о хорошем и радоваться праздникам. Праздник остаётся в жизни человека. Он продолжает к нему радостно готовиться, ждёт его. Без праздника невозможно движение вперёд. Этот первый абзац автор сочинил, чтобы «поддержать» заголовок, хотя ни он, ни начало статьи никак не связаны с содержанием публикации, посвященной 850-летию старинного города на Волге. Редактор сразу же заметил неуместность такого начала и предложил его исключить. Следующий абзац больше подходит для начала: 850 лет назад великий князь Юрий Долгорукий, возвращаясь по Волге из своего похода, остановился у Кирилловых гор и в местечке Малый Китеж основал городок, который так и назвали – Городец. Он стал городом-крепостью, городом-воином, призванным защищать русскую землю от врагов. Однако не его редактор выбрал для зачина, а предпочёл четвёртый абзац, более отвлеченный, позволяющий «издали» подойти к поставленной теме: после незначительной стилистической правки он и займёт своё место в самом начале статьи: Российская история распорядилась таким образом, что бывшие центры хозяйственной жизни, народного искусства оказались «малыми». Однако бережно хранят они историю своего края, возрождают лучшие обычаи и традиции предков. Так удалось устранить второй недостаток композиции – неудачно выбранный принцип расположения частей. Теперь начало публикации подготавливает читателя к восприятию главного содержания статьи. При этом устранен и такой недостаток композиции, как несоразмерность частей: вступление по объему обычно невелико; в данном случае оно почти вдвое меньше абзацев, в которых содержится главная информация. Далее редактор постарался добиться чёткой последовательности в рассказе о городе-юбиляре. Вот как начинается описание Городца после редакторского изменения композиции: Километрах в шестидесяти от Нижнего Новгорода, вверх по Волге, на левом крутом берегу, находится город Городец – центр одного из районов Нижегородской области. Это один из так называемых «малых городов» России, который имеет богатую историю. После этого логически оправдано описание исторических событий, положивших начало существованию этого древнего городка, поэтому редактор поместил ниже второй абзац (850лет назад и т. д.). Остальной материал в данной статье не нуждается в перекомпоновке, и редактор мог сосредоточить своё внимание на языке и стиле рукописи. Однако вернуться к композиции еще раз редактора заставила нечёткость композиционных рамок, точнее – неудачный заголовок статьи – «Праздник остаётся в жизни человека». Наверное, выбор такого заголовка спровоцировал автора и на «красивое» начало статьи, которое редактор счёл неуместным и сократил. Если бы оно осталось, то нечёткость композиционной рамки была бы еще более очевидной, так как концовка не поддерживает идею о величии «праздника в жизни человека»; в последнем абзаце говорится: Все замечательные страницы истории малого города – Городца – представлены в новой, юбилейной книге. Эти строки вполне соответствуют своему назначению; экскурс в историю завершается информацией об издании книги, посвященной славным событиям. Такая концовка подсказывает и новое заглавие статьи. Редактор может предложить автору несколько вариантов – «Древний город на Волге», «Что вы знаете о младшем брате Москвы?»; «Такой древний и всегда молодой городок на Волге»; наконец, просто – «Мой любимый Городец»... Автору предоставляется возможность и самому придумать хорошее название своего материала, соблюдая требования композиционных приёмов. _ 1 Накорякова К. М. Литературное редактирование. Общая методика работы над текстом. С. 79. 6. Практические задания для закрепления темы Задание 1. Сопоставьте авторский и редакторский варианты начала статьи «Праздник остаётся в жизни человека». Назовите ошибки в композиции, обратившие на себя внимание редактора, предложите свои варианты исправления. Продолжите работу над композицией во второй части текста, оставшейся неотредактированной. Придумайте новое заглавие для статьи, устраните нечёткость композиционных рамок, изменив начало и концовку текста. Вычитайте весь материал, укажите опечатки, речевые ошибки, исправьте их. Отдельные части текста можно сократить, а также можно добавить новые предложения для связи тематических фрагментов текста. Неотредактированный текст В наше непростое время, за суетой и работой, за забота ми и проблемами, за размышлением о мировых трагедиях мы не разучились видеть прекрасное, думать о хорошем и радоваться праздникам. Праздник остается в жизни человека. Он продолжает к нему радостно готовиться, ждет ему. Без праздника невозможно движение вперед. 850 лет назад великий князь Юрий Долгорукий, возвращаясь Волге из своего похода остановился у Кирилловых гор и в местечке Малый Китеж основал горсток, который так и назвали — Городец. Он стал городом-крепостью, городом-воином, призванным защищать русскую землю от врагов. Километрах в шестидесяти от города Нижнего Новгорода, вверх по Волге, на левом кругом берегу, находится город Городец — центр одного из районов Нижегородской области. Это один из так называемых «малых» городов России, который имеет богатую историю. История распорядилась таким образом, что бывшие центры хозяйственной жизни, народного искусства оказались «малыми». Однако бережно хранят они историю своего края, возрождают лучшие обычаи и традиции предков. Отредактированный текст История распорядилась таким образом, что бывшие центры хозяйственной жизни, народного искусства оказались «малыми». Однако бережно хранят они историю своего края, возрождают лучшие обычаи и традиции предков. Километрах в шестидесяти от Нижнего Новгорода, вверх по Волге, на левом крутом берегу находится город Городец — центр одного из районов Новгородской области. Это один из так называемых «малых» городов России, который имеет богатую историю. 850 лет назад великий князь Юрий Долгорукий, возвращаясь по Волге из своего похода, остановился у Кирилловских гор и в местечке Малый Китеж основал городок, который так и назвали — Городец. Он стал городом-крепостью, городом-воином, при званным защищать русскую землю от врагов.
Часть текста, оставшаяся неотредактированной Городец оставил нам богатое художественное население, которое до сих пор удивляет многообразием народных промыслов: это и резьба по дереву, так называемая «глухая» домовая резьба, это и инкрустированные мореным дубом донца прялок, которые являются настоящим шедевром народного творчества, это и удивительная Городецкая роспись, резные пряничные доски, золотое шитье вышивальщиц, рукописные старые книги и многое другие. Младший брат Москвы – Городец – в этом году отмечает свой славный юбилей. Помня 850-летии, о том, какую важную роль в жизни жителей Городца играла книга и книжная традиция, Администрация Городецкого района сочла необходимым подготовить и издать красивый подарочный альбом, посвященный истории любимого города. «Древний Городец. Малый Китеж» – под таким названием увидела свет книга, рассказывающая о прошлом и настоящем небольшого городка на Волге. Седая старина и современность, прошлое и настоящее, легенды и быль нынешнего дня – все это нашло отражение в юбилейном альбоме. Листая книгу, мы как бы перелистываем страницы истории. Вот прибытие князя Юрия Долгорукого, основание Городца-Радилова и знаменитого Федоровского монастыря, строительство Городецкого вала – уникального оборонительного укрепления XII в. Княжение великого князя Георгия Всеволодовича, героическая борьба с батыевым нашествием и разорение. Духовное возрождение, связанное с Федоровское обителью и именем Александра Невского. Петр I и Екатерина II, Орловы и Панины. Много испытаний выпало на долю жителей Городца. Княжеский город ушел в прошлое, а с XIII в. началась его новая, купеческая история. В знаменитом Городецком затоне создали судостроительные и судоремонтные мастерские, на которых строились, ремонтировались и зимовали баржи, возившие хлеб по Волге. Славные купеческие фамилии: Сотины, Облаевы, Лапшины, Прянишниковы, Дерюгины, Овчинников, Кузнецов, Зайков, Нозринский, Скворцов. Но эти торговые люди не только сколачивали капитал, они всячески способствовали развитию города, городского хозяйства и городской культуры. Это были жертвователи и благотворители. Их заботами и усердием расцветало село, превращаясь в красивый и богатый город. На пожертвованные купцами деньги открывались школы и библиотеки, больницы и богадельни, строились и обновлялись храмы, издавались книги. Своеобразной вершиной благотворительности стало создание Всесословного дома, подаренного городу на «благое просвещение». В настоящее время одним из главных культурных центров Городца стал Краеведческий музей, в котором представлена вся история города. Музей и его сотрудники стали организаторами всероссийских научных и научно-практических конференций, посвященных как проблемам Нижегородской области, так и проблемам сохранения историко-культурного наследия малых городов России. Заботясь о будущем, при Музее создали детскую студию «Родничок». Все замечательные страницы истории малого города – Городца – представлены в новой, юбилейной книге. Задание 2. Оцените композицию заметки, ее заглавие и отредактируйте текст. Для этого разделите материал на части (исправив при этом и абзацное членение текста), составьте план изложения и приведите в соответствие с ним последовательность смысловых отрезков. Особое внимание обратите на композиционную рамку заметки, ее заголовок. Помогла простуда Простуженное горло подвигло фотографа Терзиева, автора фотоальбома «Лекарственные растения СССР», на борьбу за свои авторские права в суде. Мужчина купил в аптеке сушеные цветы ромашки, чтобы полечить кашель, и увидел на коробке сделанный им самим снимок растения. Иск Терзиева к фармацевтической фирме «Старт-Фита», опубликовавшей без его разрешения фотографии лечебных трав на упаковках, начал рассматривать Преображенский суд столицы. Кстати, впервые альбом «Лекарственные растения СССР» с фотографиями Терзиева вышел более двадцати лет назад и после этого несколько раз переиздавался. Как стало известно «МК», прошлой осенью фотомастер сильно простудился. Измученный кашлем мужчина верил, что возродить его к жизни сможет только ромашка. Купив в аптеке коробочку с лечебной травой, больной вдруг приободрился и внимательно уставился на иллюстрацию, украшавшую упаковку. Это была его фотография полевой ромашки, которую он снял много лет назад для альбома. Осмотрев витрину, Терзиев увидел свои снимки почти на всех коробках с лечебными травами, которые выпустила фирма «Старт-Фита». Автор обратился в суд и требует денежной компенсации за незаконную публикацию более десяти фотографий из его коллекции. Задание 3. Оцените расположение материала в приведенной публикации. Выделите в ней смысловые части, составьте план изложения и перекомпонуйте материал. В случае необходимости дополняйте текст, добиваясь связности и логичности описания. Выявите речевые ошибки и выполните стилистическую правку, Обратите внимание на композиционную рамку публикации, ее заголовок; продумайте абзацное членение текста. Коленки оказались органом чувств Новый орган чувств, расположенный в... коленном суставе, открыли столичные ученые. Как сообщили «МК» в НИИ морфологии человека РАМН, речь идет о так называемой крестообразной связке, скрытой в колене. Прежде считалось, что она выполняет только механическую функцию. Соответственно при операциях у спортсменов или артистов балета, которые чаще всего рвут эти связки, хирурги просто пришивали вместо нее протез из' прочных лавсановых нитей, проволоки или «родных» пересаженных тканей. Однако спустя время состояние прооперированного снова ухудшалось. Иногда после разрыва связки футболисты или танцоры навсегда уходили из спорта или со сцены, потому что в прямом смысле не чувствовали больше своих ног, как раньше. Теперь же, проведя большую исследовательскую работу, группа ученых пришла к выводу, что в отличие от подобной связки у животных человеческая крестообразная связка выполняет не только механическую функцию, но и рецепторную. Это суперчувствительный датчик, который отвечает за информирование мозга о положении конечностей. Небольшие полоски ткани просто усеяны рецепторами, которые сообщают мозгу о малейшем напряжении мышц и положении ног. За счет этой суперчувствительности связка сама сохраняет себя от разрывов, вовремя сокращаясь и растягиваясь. А стоит спортсмену на время повредить хотя бы один из чувствительных нервов (он может этого даже не заметить) и в таком состоянии выйти на стадион, как связка без необходимой ей информации, становится как будто слепой и сразу рвется. В связи с этим открытием ученые рекомендуют спортивным врачам во избежание самых распространенных травм – разрыва связок – снимать игроков с поля при малейшей травме ноги (это может быть элементарный синяк) и ждать, когда восстановится поврежденный нерв. Задание 4. Изучите расположение материала в данной статье. Какова ваша оценка ее композиции? Согласны ли вы с абзацным членением текста? Укажите недостатки композиции и постарайтесь их устранить. Предложите свой вариант публикации. В случае необходимости выполните и стилистическую правку текста. СКОЛЬКО ЛЕТ НОВОГОДНЕЙ ЕЛКЕ? С давних пор Рождество – светлый, радостный праздник – связан с украшенной елкой, подарками. А почему наряжают именно елку? Легенды и предания На сей счет есть десятки легенд и преданий. Одно из наиболее известных преданий о рождественской елке, многими относимое к XIX веку, гласит, что из тех деревьев – пальмы, маслины и елки, – которые пришли поклониться Богомладенцу, Ангел именно елку избрал рождественским деревом – за ее скромность и терпение. Многие считают, что вечнозеленая ель – это райское древо бессмертия; горячие свечи или огоньки – человеческие души, а украшения – символические жертвоприношения. Но обычай поклоняться зеленым деревьям и украшать их известен с самых древних времен – это делали в Египте, Греции, Риме. Язычники считали, что в ветвях прячутся души умерших, которые надо ублажать дарами. С появлением именно рождественской елки связана легенда о том, как накануне Рождества 1513 года Мартин Лютер поразился красоте сверкающих на елке снежинок, похожих на небесные звезды, принес домой елочку и украсил ее свечами. Немцам этот обычай так понравился, что они распространили его и на прочие страны, в которые выезжали. Первые рождественские елки украшали настоящими яблоками, орехами, сладостями, от чего ветки деревьев нередко ломались. Со временем украшения стали более изящными и долговременными, но и по сей день в легких елочных шарах мы угадываем наливное красное яблоко. В России первые елки появились не в Рождество, а на Новый, 1700-й год, в Москве. Ими украшали дворы, ворота, дома, комнаты. Так повелел делать император Петр Первый, которому приглянулся европейский обычай. Был даже издан специальный указ, в котором говорилось: «В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор». Но понадобилось почти полтора века, чтобы новогодняя рождественская елка окончательно прижилась в России и начиная с 1852 года стала публичной. Но после революции 1917 года ее запретили и вновь возродили (не как рождественскую, а как новогоднюю) только с 1935 года. В России самая известная елка – Кремлевская; в Америке – на лужайке у Белого дома; а итальянцы превратили в своеобразную елку (самую большую в мире – высотой 800 м) весь склон горы Инжино, украсив его 800 лампами. Чтобы принесенная в дом елка стояла подольше, ее ставят в ведро с водой, куда вливают немного глицерина. Многие добавляют в воду сахар или аспирин – это тоже подпитывает дерево. Впервые нарядили рождественскую елку в 1513 году в Германии. Учредили в России в 1700 году. Свечи стали зажигать на российских елках с 1708 года. Первая рождественская открытка появилась в 1843 году в Лондоне. Украсили электрическими гирляндами в 1906 году в Финляндии. (Из газет)
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1726; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |