Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ 6. 11 страница




3. Критерии редакторской оценки тропов в публицистических текстах

Перенасыщенность речи лексическими образными средствами заслуживает осуждения. Иногда журналисты обращаются к тропам как к орнаментальному средству «украшения» стиля, теряя при этом чувство меры и здравого смысла. В случаях метафоры, эпитеты, перифразы не несут смысловой нагрузки, а лишь затрудняют восприятие текста. Например:

В чреде хоккейных поединков, которыми в эти дни обильно одаривает нас стремительно разбежавшийся по стране чемпионат, сердце болельщика выделяет те, которые в концентрированном виде доказывают несомненную истину, что «в хоккей играют настоящие мужчины».

Многословие, тяжеловесность синтаксической конструкции не украшают речь, а ее риторический, торжественный тон придает тексту пародийную окраску.

Ложный пафос пронизывал газетные материалы в доперестроечные времена не только при освещении спортивных соревнований. Журналисты часто грешили против истин! «украшая» свои репортажи перифразами. Например: наличие культурных ценностей современного сельского жителя носят массовые выезды тружеников села на экскурсии в музеи, различные зрелищные предприятия столицы; Московским ка­питанам сухопутных кораблей приходится иметь дело осенью с листопадом, зимой — с гололедицей, круглый год — с неопыт­ными соседями по трассе.

В первом случае следовало написать: Сельские жители ездят на экскурсии в столицу, посещают музеи и театры. Во втором — Московским таксистам приходится преодолевать трудности, связанные осенью с листопадом, зимой — с гололедицей, встречаться на трассе с неопытными водителями.

За цветистыми перифразами, метафорами порой не понять точный смысл предложений: Завод кует ключи к подземным кладовым; В гости к жителям микрорайона придут народные мстители. Не всякий читатель догадается, что на заводе делают буровые установки, а жители микрорайона встретятся с участниками партизанского движения.

Использование публицистических перифраз можно было встретить и в текстах, информирующих об отрицательных фактах: Клюев ездил в соседнее село за самогоном и на пригорке опрокинул степной корабль.

Практиковалось недопустимое смешение стилей при употреблении лексических образных средств в сочетании с официально-деловой лексикой: Народные избранники установили контроль за содержанием и кормлением птицы; На совещании присутствуют маяки нашего района; В период уборочной кампании из строя вышили три степных корабля. Этот перифразический стиль соответствовал «лакировочному» содержанию репортажей: В буднях соревнования рождаются и растут ростки нового, коммунистического отношения к труду; Опыт передовиков быстро обретает крылья... Теперь такой ложный пафос не свойствен журналистам. Однако отсутствие вкуса, неумение создавать оригинальные образы становится и в настоящее время препятствием к подлинно художественному использованию металогической речи.

Не украшает употребление тропов в сочетании с сухими книжными словами, например, такой текст:

Вспоминается минувшее лето в горах. Рослый, подвижный юрист из Женевы Пьер Боссю. В качестве президента Международного союза альпинистских ассоциаций он хочет убедиться, что за явление — скалолазание. С явным удовольствием наблюдает за «лазунами». Его мнение: «Это замечательный вид спорта для подготовки к горам. Практически его можно культивировать чуть ли не в любом городе».

Подчеркнутые выражения стилистически выделяются на фоне образного рассказа об альпинистах и скалолазах, «не вписываются» в авторский стиль, придавая речи канцелярскую окраску.

Слишком сложная метаформизация также не свидетельствует о мастерстве журналиста, особенно если в небольшом тексте нагромождены несовместимые образы. Вот как, например, начинается отчет о шахматной игре со странным названием:

Король в скафандре

Заголовок этого отчета подсказан гроссмейстером Бронштейном. Когда на двадцать четвертом ходу в партии Рашковский — Романишин король белых в последний раз закрылся от шаха черного ферзя, гроссмейстер сказал мне: «Посмотрите! Король в водолазном скафандре» Действительно, спрятавшийся внизу доски белый король был так плот! но окружен своими фигурами и пешками, что казалось, of надел специальный защитный костюм. Его же черный собрат выглядел этаким гонщиком-трюкачом, который вел автомобиль на одном колесе. Вот какое «автородео» получилось Романишина. Уже на 26 ходу машина черного короля потеряла управление.

В рассказе о шахматной игре не оправданы метафоры скафандр, родео, защитный костюм, из которых автор строит свое фантастическое описание шахматной игры.

4. Ошибки при употреблении лексических образных средств

Нарушение единства образной системы при столкновений несопоставимых тропов встречается в газетных материалах нередко. Так, пишут:

Молодая поросль российских фигуристов вышла на лед (по­росль не ходит); В воздухе Нойпер... Во второй раз подряд победной поступью «летающий лыжник» прошел по дороге Обер-стдорф — Гармиш — Партенкирхен... (летающий, а к победе прошел поступью); Дворец спорта сегодня надел будничную одеж­ду: он окружен строительными площадками. Здесь вырастет крытый каток, плавательный бассейн (не сочетаются метафо­ры одежда — площадки, вырастет — каток, бассейн).

Только лишенный вкуса, а иногда и здравого смысла автор соединяет в небольшой заметке первые пришедшие ему на ум метафоры, которые вызывают лишь недоумение читателя: Фигуристы пробились через рифы к медалям (какие рифы на льду? за ними надо спускаться в море) и полны решимости вести атаку на олимпийский пьедестал (обычно атакуют живого противника, причем именно противника, а тут — желанный пьедестал почета). В таких случаях говорят о неудачной метафоризации. А. П. Чехов шутил по поводу подобных «образов»: «Похож, как гвоздь на панихиду».

В основе сравнений должно быть реальное сходство предметов. Это требование нарушено в таких, например, случаях: Степь цвела: словно факелы стояли красные и желтые тюльпаны, синие колокольчики, степные маки; Судья был такой же простой и скромный, как и его кабинет; Она была так же мила, и еще милее, чем ее белое платье в синий горошек.

Образное выражение подчас «выпадает» из контекста, если возникает смысловое несоответствие слов, употребленных в метафорическом и в прямом значении. Например, пишут о гонках велосипедистов: Они сделали огромный шаг вперед в этом виде спорта (но ведь они не шагают, а ездят на велосипедах!); о победе на чемпионате по самолетному спорту читаем (заметка названа «Фигуры в небе»): К этой вершине А.Пашкин шел 6 лет. Содержание заметки «подрывает» такую метафору в очерке о летчике. Еще пример такой же неудачной метафоризации: При включении рычага выпуска шасси должны вспыхнуть три крохотных зеленых глазка. А засветились два. Стало быть, переднее и левое колеса вышли нормально. Что же случилось с правой ногой? Поломка? Или проще: нарушен контакт в схеме сигнализации?

Для обозначения правого колеса автор использовал метафору нога. Такая метафоризация развенчивает высокий образ стальной машины, «молнией пронизывающей неба».

Неудачные метафоры порой вовсе искажают авторскую мысль. Например:

Дорогу в мир спорта Л. Заболотской открыл школьный учитель... После уроков он оставался с ребятами: провод тренировки по лыжам, спортивным играм - Люба была среди тех, кто занимался и тем и другим. Словом, со школы учителя начался ее путь на верхнюю ступеньку пьедестала почета Всемирных зимних студенческих игр.

Если задуматься, то ведь путь на верхнюю ступеньку по другим, нижним, ступеням, но, как утверждает автор, путь «начался со школьного учителя». Таким образом, не назван ступенькой.

Из-за неудачной метафоризации могут возникнуть к а л а м б у р ы: фраза получает двойной смысл. Так, журналист пишет о людях, избирающих трудные виды спорта, связанные с риском, и свой рассказ заключает так:

Нелегко будет отважным шагать по этому пути, но у тех, кто вступит на него, крепкие руки и мужественное сердце, они не отступят.

Читатель может подумать, что спортсмены будут ходить на руках, вниз головой. Причина неверного прочтения: положения — неудачное сочетание тропов.

Недопустимая ошибка — реализация метафор то есть понимание образного выражения буквально: Собаководческий клуб все время пополняется, много собак новых, род. Важно и то, что мы питаемся только членами нашего клуба. Намек на превратное истолкование образной речи в таком предложении: Наши олимпийцы были лучшим лекарством для больных людей (ведь лекарство глотают, получилось, что зрители стали людоедами).

Подобный же каламбур возникает и при неудачной синекдохе: Мы испытываем острый дефицит рабочих рук: нас двадцать пять, а требуется столько же (у специалистов получилось нечетное число рук — образность разрушена). Еще одна неудачная синекдоха: Стюардесса посмотрела на меня нежным глазом и пропустила вперед (употребление единствен­ного числа существительного наводит на мысль, что у стюар­дессы только один глаз).

Неудачные метафоры могут придать фразе абсурдность: Вернувшись домой, Логачева вместе с односельчанами начала залечивать шрамы войны: зарывала траншеи, воронки от бомб (шрамы нельзя «залечить», они остаются всегда как следы прежних ран). Надо было написать:...старалась уничтожить следы войны — засыпала траншеи, воронки от бомб…

Абсурдным могут быть гиперболы (Больше жизни Петров полюбил свою профессию землекопа за ее особую, скромную, неброскую красоту); а также литоты (обратные гиперболы) — Небольшой сибирский городок Ангарск, хорошо знако­мый любителям конькобежного спорта своими двумя скоростными катками, пополнился еще одним собратом — катком «Ермак» (Ангарск — большой город, развитой промышленный центр Сибири).

Еще примеры фальшивого звучания гипербол: Успех тренировок зависит исключительно от того, как уверенно звучит голос наставника, обучающего спортсменов; Это очень редкий дар, которым обладает Николай Лаврентьевич, — тепло встретить нового человека в бассейне. Один автор так увлекся образной речью, что с помощью гиперболы похоронил своего героя, написав: Плавание было трудным, но он трудился рыцарски, до последнего вздоха, и это дало свой результат...

Непростительная для журналиста ошибка — нарушение закона эстетического соответствия сближаемых в тропе понятий. Так, описывая награждение шофера, совершившего героический поступок, очеркист использовал снижающие эпитеты: Он стоял на пьедестале почета и сжимал медаль своими грязными, заскорузлыми пальцами и не чувствовал металла. Еще примеры подобных ошибок: об умирающей хрупкой украинской поэтессе Критик пишет: Леся Украинка был аккумулятором боли и столь же мощным генератором добра и надежд; о певице — Ей пред­стояло дать сражение вокалисткам в колыбели итальянской школы вокала — миланском театре Ла Скала (сражение...колыбели?).

Редактор, встречая столь неудачные образные выражения, конечно, откажется от тропов и посоветует автору; стать проще и понятнее. Однако металогическую речь, как правило, не правят: материал с неприемлемой образностью легче переписать. Редактор переделывает текст, если автор на это согласен.

5. Анализ редакторской обработки очерка

Автор, часто выступающий на страницах газет с интересными очерками о жизни животных, предложил для публикации такой материал.

Ежи — наши соседи

Приходилось ли вам лично сталкиваться с ежом? Посветив фонариком, вы увидите эту неприступную для многих животных крепость — колючки торчат во все стороны. Волк, собака, медведь, ткнув морду в колючки, навсегда теряют к ежу интерес и охоту. Ботинком можно колючий шар покатить. Ежу от этого ни жарко, ни холодно. Он лобком без вреда для здоровья может скатиться с откоса, упасть с высоты двухэтажного дома — иглы паденье амортизируют, и ежик не убьется. Настигнутый, он вновь моментально обращается в шар и теперь уже долго не покинет свою крепость.

Ежи, устраиваясь на зиму в какой-нибудь ямке, выстланной высушенными листьями и мягкой травою, впадают в оцепененье, при котором жизнь в них почти замирает, сердце сокращается редко, дыхание еле заметно, температура тела падает с 34 градусов до 2. Ледяшка! Однако с ходом тепла весною зимовщик «оттаивает» и оживает, похудевшим — колючая одежонка висит на нем тряпкой — начинает искать пропитание. Но, бывает, пробуждение наступает: ежик не ожил, он мертв. Это случается с молодыми ежами, не умеющими без ошибок выбирать место для спячки, либо с ежами, почему-либо не набравшими нужного им минимума жира и поэтому погибшими от холодной смерти.

Не защищают иголки ежа от филина. Мощные когти разрывают беднягу на части, и, поедая ежа, большая сова съедает мясо вместе с иголками. Но филинов везде крайне мало, и дань этим совам платят ежи без ущерба для своих популяций. Враг номер два — лисица. Эта хитрая бестия знает: от воды мгновенно ослабевает мышца, сворачиваю­щая ежа в комок, и тогда лисица стремится, где можно, под­толкнуть колючий комок к воде: тут он станет доступен.

Другое дело — человек. Ежу он в этом веке подставил подножку, правда, и не желая того. Один удар ежам нанесли химикаты: уничтожая насекомых, они подрывают тем самым пищевую базу ежей. Другой удар пришелся в самое сердце сберегавшей ежей защиты. Ежи в том виде, какими мы знаем их и сегодня, живут уже тридцать миллионов лет. Человека на земле еще не было, а ежики уже бегали. Эта жизнеспособная модель живого оказалась настолько надеж­ной, что пережила многие формы жизни, и Природа «штампует» ее, ничего не меняя.

И вдруг неожиданный сбой: землю покрыли асфальти­рованные дороги, по которым мчатся автомобили. Еж, оказавшийся на асфальте, услышав приближающуюся опас­ность, как и предписано ему Природой, свертывается в комок. Но тут колючая одежонка ежа не выручает его — в долю секунды живой колобок превращается в мертвую лепешку.

Сотни тысяч ежей гибнут на европейских дорогах. Научить старожилов Земли невозможно сторониться автомобиля. Заставить автомобилистов следить за ежами — бессмысленно и абсурдно. Человеческая цивилизация рушит то, что Природа шлифовала и совершенствовала многие-многие лета.

Конечно, все ежи не исчезнут, не пропадут совсем. Не везде еще землю опоясал асфальт и не везде опояшет. Но печально сознавать то, что было вчера обычным, сегодня становится редким. И ежи — лишь один из примеров.

Очерк понравился, и редактор дал положительный отзыв о рукописи, но при этом сделал немало замечаний и предложил обработать этот материал. Что же раскритиковал взыскательный редактор? Рассмотрим его замечания.

В тексте встречаются плеоназмы (лично вам, без вреда для здоровья, не умеющих без ошибок выбирать место; бессмысленно и абсурдно; природа шлифовала и совершенствовала; не исчезнут, не пропадут совсем). Последний плеоназм автор может оспорить: это прием усиления, как и в предложении: Ежик не ожил, он умер (один из этих приемов редактор согласился оставить, как и уточнение с приходом тепла, весною). Нежелательна тавтология: Эта жизнеспособная модель живого оказалась настолько надежной, что пережила многие формы жизни (к тому же в этом предложении произошла неуместная аллитерация на ж); поедая ежа, сова съедает мясо. Слишком часто повторяется слово еж, которое можно было бы иногда заменить перифразами.

Не подходят для столь образного текста книжные слова и выражения: иглы паденье амортизируют; удар нанесли каты; нужного минимума жира; без ущерба для своих популяций; природа шлифовала; пищевая база ежей... Неудачны сочетания: ботинком покатить (почему именно ботинком?); теряют интерес и охоту (к чему?); искать пропитание (отвлеченное существительное вместо конкретного); филинов крайне мало. Сочетание многие-многие лета моя прочитать как здравицу (лёта). Замечено и неразличение топонимов: ледяшка-ледышка, обращается вместо превращаем (в крепость). Автор удачно обыграл антонимы в конце очерка (То, что было вчера необычным сегодня... становится редким.), но вряд ли можно принять антитезу живой колобок превращается в мертвую лепешку (бывают ли «живые лепешки»?).

Неудачная образность — самое слабое место автора. Можно ли маленького ежика назвать неприступной крепостью. Причем эта перифраза повторяется с нарушением сочетаемости (не разомкнет свою крепость), а потом преобразуется в колючий шар. Неудачна и перифраза высота двухэтажного дома (разве ежи падают с «домов»?), высушенные листья (кто их сушил? — просто сухие). Сомнительны метафоры: человек подставил подножку ежам; пришелся в самое сердце сберегавшей ежей защиты (у защиты — сердце?); Землю покрыли асфальтированные дороги; везде Землю опоясал асфальт и опояшет.

Однако, чтобы не обидеть автора, редактор должен отметить и его удачные образы: зимовщик оттаивает; колючая одежонка висит на нем тряпкой; не защищают иголки ежа от филина. Удачна антитеза: Человека на земле еще не было, а ежики уже бегали. В этом предложении еще и метонимия: бегали (то есть уже жили).

Можно упрекнуть автора в пренебрежении фоникой: не­благозвучны, например, такие части текста:...либо с ежами, почему-либо не набравшими; скатиться с откоса, упасть с высоты (аллитерация нас, повторение созвучий с к а); старожилы Земли — невозможно сторониться...

Работая над композицией текста, редактор заметил непоследовательность: третий абзац по смыслу ближе к первому (и в том и в другом случае рассказывается об опасностях, которые угрожают ежам главным образом от хищников). А второй абзац — о неудобствах холодной зимы и неизбежной гибели молодых ежиков, не сумевших подготовиться к спяч­ке, — следует поместить ниже. В целом претензий к абзац­ному членению текста у редактора нет. В отдельных случаях при обработке материала он лишь сократил очерк и предло­жил для него новое название. Автор сможет выбрать из таких вариантов: Старожилы Земли, Что вы знаете о ежах?; Бере­гите ежей!; Ах, что это? Маленький колючий шар!; Как жи­вут ежики в наш цивилизованный век?

6. Отредактированный текст

Ежи — наши соседи

Приходилось ли вам сталкиваться с ежом? Ночью в лесу, посветив фонариком, можно увидеть этого маленького зверька, утыканного иголками — колючки торчат во все стороны! Волк, собака, медведь, наткнувшись на них мордой, навсегда теряют к ежу интерес. Вы можете колючий шар покатить, от этого ежу ни жарко ни холодно, он колобком может скатиться с откоса, упасть с большой высо­ты — иглы смягчат падение, и ежик не убьется. Застигнутый врасплох, он вновь моментально свернется в шар и станет недоступным.

Однако врагов у ежика много, так и норовят лесные хищники обидеть маленького зверька. Даже грозные колючки не всегда защищают ежика. Не спасают иголки от филина. Мощные когти разрывают беднягу на части, филин съедает мясо вместе с иголками. Но филинов не так много, и дань им платят ежи, однако это не грозит полным уничтожением. Более опасный враг ежиков — лисица. Эта хитрая бестия знает, что от воды мгновенно ослабевает мышца, сворачивающая ежа в комок, вот и стремится рыжая подтолкнуть колючий шар, где можно, к воде, там уж он не страшен!

Природа научила ежей спасаться от холодов. Устраиваясь на зиму в какой-нибудь ямке, выстланной сухими листьями и мягкой травою, ежи впадают в спячку — жизнь в них почти замирает: сердце сокращается редко, дыхание еле заметно, температура тела падает с 34 градусов до 2. С приходом тепла весною зимовщик «оттаивает», оживает. Похудевшим — колючая одежонка кажется слишком просторной для него — еж начинает искать, чего поесть... Но не всем ежикам удается проснуться: случает и так: пробуждение не наступает — ежик не ожил, он мер. Это случается с молодыми ежами, не умеющими правильно выбрать место для спячки, либо с ежами, не набравши достаточно жира и поэтому погибающими от голода.

И все же опаснее всего для маленьких зверьков их злость к людям. Ежи живут на Земле около тридцати миллионов лет! Человека еще не было, а ежики уже бегали, оказались на редкость выносливыми: сменялись века, обновлялись формы жизни, а ежи оставались такими же, какими мы знаем их и сегодня. И вот оказалось, что люди, сами того не желая, стали реальной угрозой для этих безобидных зверьков.

Распыляя химикаты, мы уничтожаем насекомых и лишаем ежей необходимой для них пищи. Но еще больший удар наносит им современная цивилизация. Землю изрыли вдоль и поперек асфальтовые дороги, по которым мчатся автомобили. Еж, оказавшийся на асфальте, почуяв опасность, как предписано ему Природой, сворачивается в комок. Но тут колючая одежонка его не выручает — он погибает под колёсами машины: живой колобок превращается в безжизненную лепешку.

Сотни тысяч ежей гибнут на дорогах. Научить старожилов Земли сторониться автотрасс невозможно. Пытаться заставить автомобилистов следить за ежами — бессмысленно.

Человеческая цивилизация рушит то, что природа совер­шенствовала много веков.

Конечно, все ежи не исчезнут. Не везде еще проложили асфальтовые дороги, и не везде они появятся. Но печально сознавать: то, что было вчера обычным, сегодня становится редким. И ежи — лишь один из примеров.

7. Практические задания для закрепления темы

Задание 1. Укажите источники речевой экспрессии в заголовках журнальных и газетных статей; разграничьте тропы и фразеологизмы. Определите характер тропов.

«Свидание с Юпитером», «Поговорим о странностях Марса», «Эта вечно юная древняя флора», «Поющая глина», «Человек сегодня, завтра, послезавтра», «Сторожевая служба бактерий», «Цыплячья слепота», «Ультразвук защищает морские суда», «Осы обмениваются информацией», «С шуткой наперевес», «Много шума и... ничего», «Корова на колесах», «Рождение жемчужного чуда», «И вновь, и вновь вселенная на кончике пера», «Долгий ящик», «Шаги истории», «Слово не воробей», «Бумага не все терпит», «Белые слезы черемух», «Незаповедный лес», ««Серебро» Владимира Ковалева», «Как родился луноход», «Перо в рабочей руке», «Хорошие примеры заразительны», «Две стороны пластинки», «Немузыкальный момент», «Российские ученые выброшены на обо­чину реформ», «Обещанного Врубеля три года ждут», «Эмиссия: опиум для народа», «Белые мухи долетели до Москвы».

Задание 2. Насколько оправдано употребление тропов в приведенных примерах? В случае неудачной образности укажите недочеты металогической речи (стилистически не оправданная метафоризация, неясность высказывания в результате употребления тропа, нарушение закона эстетического соответствия сближаемых понятий, разрушение единства образной системы, несочетаемость слов, употребленных в переносном значении, немотивированная реализация метафоры и др.). Исправьте предложения.

1. Праздник мира и труда наш отряд плодородия встре­тил в поле, работая на внесении органических удобрений. 2. Днем и ночью сельский медик спешит к человеку, когда он болен, когда нуждается в его помощи. 3. На собрании перед своим коллективом Левченко предстал в обнаженном виде, признался в грехах и покаялся. 4. Забота о питании девушек и юношей, об их добром имени пронизывает вечерние беседы. 5. Мама, Мария Николаевна, мечтала стать художницей, да не вышло, стала инженером. А девочка, как ведьма к помелу, потянулась к краскам. 6. Учителя не поленились зажечь огонь в моих глазах. 7. Острова, если глянуть на карту, плавают, как клецки... земные вкрапления в океанскую и морскую массу скудной пресной водой. Дождей здесь ждут, как благодати, правда, благодать в цистернах. 8. В морозном обличье, как и полагается, набросив на плечи елей пышные шапки, пришел Новый год. 9. Популярные трассы лесопарка допоздна звонят голосами, трудятся с максимальной нагрузкой. 10. Пусть кругом снег, но, если солнце постучало теплыми лучами в таежный дом, нежный куст сразу улыбнется. 11. Северный олень неприхотлив, не требует ухода и с радостью отдает человеку прекрасное оленье мясо, шкуры, рога. 12. Учащиеся успешно осваивают производственный процесс, учась управлять станками. Их электронная душа светится, нет, пощелкивает. Впрочем, для ребят, которые здесь работают, эта «душа» не более загадочна, чем для пастуха для коровы. 13. Современная техника и технология, отражают костную и мускульную часть производительных сил сельского хозяйства, дополняются разветвленной системой пейоративных фондов, являющихся синусоидой сосудистой системы сельского хозяйства. 14. У розового зрения два глаза: глаз радужного мира и глаз глубинного взгляда.

Задание 3. Оцените лексические образные средства в данных примерах. Укажите стилистические недочеты и речевые ошибки. Исправьте предложения. (Приводятся отрывки из газетных материалов.)

 

1. Отдаленные северные места, где льдины гложут лунные берега и только в узкие проемы летних месяцев отступает холодная Арктика, пропуская корабли по цовой дорожке ледяной воды, тоже наша земля. 2. Ш неповторим красотой: его вершины точно мраморные р| pa. 3. Специалисты-вулканологи не трусят, а держат руку на пульсе стихии. 4. Ярым врагом природы является на шитель охотничьих законов, он же — непримиримый и настоящих охотников, которых, к величайшему счастью человечества, преобладающее большинство. 5. Исключить потери картофеля — такая мысль должна неустанно пуль­сировать в сердце каждого селянина.

Задание 4. Сравните предложения. Укажите недочеты металоги­ческой речи, исправленные редактором. Если вариант стилистической правки представляется вам неудачным, назовите ошибки редактора и исправьте предложения сами.

 

Неотредактированный вариант

Отредактированный вариант

1.Актер на сцене видится нам как бы в двух лицах — он сам и созданный им сценический характер. Мы видим только образ, но через него можем проникнуть в душу актера, ибо каждая хорошо сыгранная роль неизбежно приоткрывает нам

какие-то параметры его души.

2. Если абстрагироваться от

словесной мишуры и рекламной трескотни, которыми сопровождаются «жития» героев клюшки и шайбы, можно найти весьма любопытные материалы о «звездах» прошлого.

3.Внимательно, шаг за шагом, прослеживая творческий путь художника, мы постепенно вскрываем и корни, которыми он врос в почву мировой живописной культуры, и самый метод его страстного овладения высотами живописного мастерства.

4.Древние русские города явились цитаделью русского национального зодчества, животворным источником и рассад­ником самобытной культуры нашего народа.

5.Тема совершенствования методов проектирования пригородных мест отдыха крупнейших городов располагает, как видим, многими новыми точками роста, и авторы надеются, что они не увянут.

6.Блистательная музыка продолжала спать вековым сном.

 

 

1. Актера мы воспринимаем как бы в двух лицах: созданый им сценический образ и его самого. Каждая роль открывает для нас в актере не­что новое, помогая лучше понять его.

 

 

2.Если отвлечься от реклам

ной шумихи, которая создает мифы о героях хоккейных баталий, то в биографии этих «звезд» можно найти немало

интересного.

 

3.При внимательном изучении творческого пути художника раскрываются те методы, с помощью которых он смог достичь высокого мастерства, причины его мировой известности.

 

 

4. Древние русские города были колыбелью русского на­ционального зодчества, источ­ником самобытной культуры нашего народа.

 

5.Методы проектирования пригородных зон отдыха могут совершенствоваться, и авторы надеются, что работа

этом направлении будет продолжаться.

 

6.Партитура замечательного

произведения оставалась неизвестной.

 

Знание 5. В отрывках из очерков укажите стилистические недочеты, речевые ошибки. Отредактируйте предложения.

1. Павел не раз прокручивал в памяти минувшие события и убеждал себя, что любовь в нем давно уже засохла. 2. Апрельское солнце потоками вливается в кабинет через окна. 3. События льются друг за другом таким потоком, который, по выражению Геродота, нельзя вступить дважды. 4. Год трудов и надежд, вот он понесся навстречу временнику, стуча колесами на стыках дней. 5. Благодатен этот край лишь одним: здесь много солнца. В редкие дни оно закрыто облаками и не заливает ярким светом бренные поля пшеницы. 6. Глянул на березу — и остановился в изумлении: береза просторная, рослая. 7. …бывает туманно-синей, как грозовая туча, а бывает и той, когда ее крона наполнена солнцем 8. Охрана природы — она как первая любовь: неотвратима и нужна. 9. …и теперь еще снятся светлых глаз твоих синие лужицы. 10. Я хочу участвовать в президентских выборах, потому что хочется добраться до ушей избирателей.

Задание 6. В неотредактированных предложениях (они выделены курсивом) укажите средства образной речи и определите, насколько мотивировано обращение к ним в контексте; проанализируйте стилистическую правку, отмечая отказ редактора от тропов (исключение метафор, перифраз, олицетворений, метонимий, синекдох, устранений гипербол и литот), исправление речевых ошибок. Укажите оптимальный вариант правки, мотивируя свой выбор. В случае необходимости внесите коррективы в редакторскую правку.

I. Слесарь второго участка Самохвалов вышел на своих побед. — Слесарь второго участка Самохвалов работает замечательно. Слесарь второго участка Самохвалов достиг высоких показателей в труде.

П. Доярка оступилась: налила в молоко воды, но почему вместе с этим не забили в колокола о нарушениях распорядка дня на ферме?— Почему, осуждая поступок доярки, разбавившей молоко водой, не подняли вопроса о других безобразиях на ферме, и прежде всего о нарушении распорядка дня? — Доярка налила в молоко воды, и к этому нельзя оставаться равнодушными. Но почему, когда разбирали этот неблаговидный поступок доярки, забыли о нарушениях распорядка дня на ферме?

III. Я работаю врачом-хирургом в больнице, куда стека­ется вся травма со всей Москвы. — Я работаю хирургом в центральной травматологической больнице Москвы. — Я работаю хирургом в травматологическом отделении боль­ницы, куда привозят пострадавших со всей Москвы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 752; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.