КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ЛЕКЦИЯ 6. 13 страница
Нарушает благозвучие речи повторение служебных слов: предлогов, союзов: За монологами, за диалогами, за репликами скрывается неумение построить сюжет чисто экранного действия. Предлог может быть омонимичен приставке, и тогда происходит столкновение одинаковых слогов: при приеме пищи, поблагодарить за заботу, по показателям, до достижения, при применении, взгляд из-за занавески, об обобществлении скота. Большой недостаток фонетической организации речи — столкновение одинаковых звуковых комплексов: слогов, частей слова, похожих по звучанию слов: Удостоен приза за завоеванную победу; Утро до десяти и вечер с пяти до се это такое время суток, когда сутолока, наплыв людей доек ют предела. Из-за случайных созвучий, иногда проступает нежелательный смысл, возможны неуместные ассоциации. По поводу предложения «Он писал стихи, хитроумно подбирая рифмы, ловко жонглируя пуск словами» Горький заметил: «Автор не слышит в своей речи хихиканья, не замечает «мыло»1. Таким образом, звуковая организация речи тесно связана с ее смысловой стороной. Причиной повторения звуков в речи может быть употребление однокоренных слов и повторение лексических единиц в одном предложении или в соседних фразах: Многие говорят о консервативных обычаях в консерватории; в субботнике принимали участие участники Каракумского округа, работавшие на машинах, которые участвовали в… Этот недочет фоники более заметен, чем одиночные звуковые повторы. Редактор сразу улавливает тавтологию. А. П. Чехов, придававший звуковой стороне речи большое значение, писал: «... Надо заботиться об ее [фразы] музыкальности, не допускать в одной фразе почти рядом спала и переспи»1. Из-за невнимания авторов и редакторов к фонике в текст проникает немало неблагозвучных сочетаний однокоренных слов: Вначале начальнику он сделал замечание; в сложившейся сложной ситуации; последовать вслед за; число отчисленных; служба обслуживания; проводится работа по выработке; шахматная партия отложена в положении; боль упущения были допущены и т. п. В некоторых случаях однокоренные слова значительно отличаются по смыслу, и тогда столкновение их в речи менее заметно. Например: Запасы боеприпасов представляют постоянную опасность, — однако и в этом случае лучше было бы избежать звуковой «переклички», написав: Накопление боеприпасов таит в себе постоянную угрозу. Нередко сталкиваются в речи слова с общим историческим корнем, сходные в звучании, но утратившие смысловую близость: Молодой, а молодец!; Наверно, неверно...; Краю крайне необходимы средства на ликвидацию последствий стихийного бедствия; Трудности, некоторые из которых уже дают о себе знать... В таких случаях нет оснований говорить о тавтологии, здесь серьезным недостатком стиля становится несовершенство фоники. Несовершенна и звуковая организация речи, если рядом оказываются слова, сходные фонетически, хотя и не связанные этимологическим родством: Мнение у меня о нем несколько изменилось; Отслужив положенное, солдат снова вернулся в цех. 5. Устранение недостатков фоники при стилистической правке текста Не всякое повторение звуков в тексте следует рассматривать как недочет фоники. При сравнительно небольшом количестве звуков их, повторение в речи закономерно. Поэтому важно выделить те случаи, когда звуковые повторы становятся помехой для восприятия речи и предложение требует стилистической правки. 1. Стилистическая правка прозаического текста необходима при возникновении аллитераций на свистящие и шипящие, которые считаются «неэстетическими» звуками: Участники сегодняшнего семинара, рассматривавшие стихотворения Семена Землемерова, особенно высоко оценили рукопись его стихотворной повести «Правая сторона» (лучше: Сегодня на семинаре разбирали произведения поэта Семена Землемерова. Высокую оценку получила его еще не публикованная стихотворная повесть «Правая сторона»), Аллитерации на ж—ш делают неприятным звучание такого, например, предложения: Большинство работников магазинов заслужили уважение у жителей вежливым отношением, умелым обслуживанием. Здесь необходимо устранить повторение шипящих. Возможен такой вариант правки: работники магазинов пользуются уважением у покупателей, которые благодарны им за хорошее обслуживание. 2. Стилистическая правка целесообразна, если в прозаическом тексте имеют форму анафоры. Например: В прошедшем году предприятие запланировало получить порядочную прибыль — при стилистической правке такого предложения следует, по возможности, заменить синонимами слова, имеющие в начале одинаковые звучание: в минувшем году предприятие запланировало немалую прибыль. 3. Стилистической правки требуют предложения, в которых слова с одинаковыми окончаниями последовательно зависят друг от друга. Например: Необходимо выработать меры по улучшению организации спортивной подготовки и обеспечению повышения обеспечения успехов наших спортсменов, занимающихся легкой атлетикой — при редактировании таких предложений отглагольные существительные заменяются глаголами (лучше: Необходимо выработать меры, которые позволят улучшить спортивную подготовку наших легкоатлетов и обеспечат им успех). 4. Стилистическая правка желательна, если эпифора возникла при звуковом совпадении окончаний у слов, стоящих в различных грамматических формах: В ходе проверкивыявлены серьезные недостатки в расходовании электрической и тепловой энергии (лучше: Проверка показала, что электрическая и тепловая энергия часто расходуется неправильно). 5. В стилистической правке нуждаются тексты, в которых эпифору создает нанизывание инфинитивов. Например: Директор старался дать понять и почувствовать насколько важна эта проблема — следует исключить инфинитивы и, жертвуя незначительными смысловыми оттенками, исправить предложение так: Директор старался объяснить, насколько важна эта проблема. 6. Нужна стилистическая правка при столкновении предлогов с омонимичными приставками. Например: В связи с рождением ребенка работница взяла отпуск без сохранения зарплаты до достижения им одного года (лучше: В связи с рождением ребенка работница взяла отпуск без сохранения зарплаты на двенадцать месяцев). 7.Стилистическая правка рекомендуется при столкновении в тексте одинаковых и подобных слогов, которые рождают неуместные ассоциации. Например: Хотелось помочь этому человеку, кареглазому мужчине с открытым и добрым лицом — выделенные слоги образуют звукоподражания. Красота высокогорного озера вдохновляет художников, а поэту-романтику Рица обещает раскрыть тайны древних легенд — выделенные слоги образуют слово курица. 8. Обязательна стилистическая правка предложений, в которых сталкиваются похожие по звучанию слова: Водителю необходимо время для того, чтобы решиться начать обгон, а это происходит как раз в то время, когда у него его меньше всего (лучше: Водителю необходимо подумать, прежде чем решиться начать обгон, но времени на размышления в этот момент не бывает). Разновидностью звукового повтора является рифма. Случайная рифма может стать серьезным стилистическим недостатком в публицистическом тексте. Например: Чили вручили верительные грамоты; Эти переговоры послы провели в Мали; Документацию на реставрацию музея уже подготовили. Особенно нежелательна случайная рифма в текстах, которые воспринимаются на слух: Привлекает внимание мраморное здание; Под свой контроль прокуратура взяла и эти дела. Стилистическая правка прозаических текстов, в которых замечена невольная рифма, не вызывает особых затруднений. Обычно одно из рифмующихся слов заменяется синонимом; реже удается избавиться от рифмы, заменив грамматическую форму слова:
Неотредактированный вариант 1. История арфы как инстумента начинается с момента нахождения способа изменения высоты звучания ее струн.
2. Из-за небрежения к изображению действия появилась некая антидраматургия – целая серия пустых литературно-болтливых фильмов.
3. Как наша песня им помогла, как много сказать она смогла!
Отредактированный вариант 1. История арфы как инструмента начинается с того времени, когда был найден способ изменять высоту звучания её струн. 2. Из-за пренебрежения к показу действия возникла некая антидраматургия — целая серия бездарных фильмов, где действие подменяется пустыми разговорами. 3. Как помогла им наша песня, как много она сказала. Или: Как много ею было сказано!
Как видим, при стилистической правке потребовалось заменить синонимами рифмующиеся слова (примеры 1-2) и изменить грамматические формы глаголов (пример 3). Стилистическим недочетом фоники может стать непроизвольная ритмизация прозы, т. е. такая организация материала, при которой слова, вопреки воле автора, располагаются в соответствии с каким-нибудь стихотворным размером. Например, ямбом написаны строки: Как беек страстный наблюдатель, бродил он берегом реки (ср.: Мечта любви Татьяну гонит и в сад идет она грустить. — Пушкин); хореем: газетный заголовок «Дружно мы на нары нашей власти прибыли». Впрочем, в последнем примере ритмизация речи и рифма не случайны, однако оправданы ли они? Если ритмическое построение текста в прозаической, особенно в нехудожественной речи, обращает на себя внимание, то такая непроизвольная ритмизация становится стилистическим недочетом. Например: В старом саду во главе со стажером юннаты проводят борьбу с листожором — здесь неуместная ритмизация сочетается с невольной рифмой, стилистической правке подобных текстов надо устранить ритмичность речи (лучше: В старом саду юннаты во главе с практикантом уничтожают листожора). Стилистическая правка необходима в тех случаях, когда ритмизация порождает неуместный комизм. Устранение ошибок в звуковой организации речи — последний, завершающий этап в процессе литературного редактирования. Успешное выполнение этой работы позволяет говорить о глубоком, всестороннем стилистическом анализе речевого материала. Фоностилистические ошибки менее заметны, чем лексические. Анализ фоники обязывает не только вдумчиво читать текст, но и проговаривать его, особенно если произведение предназначено для чтения вслух. При этом в поле зрения редактора должны находиться одновременно все элементы фоники, чтобы устранение одного недочета (например, неблагозвучия, неуместной рифмы) не повлекло за собой возникновения других ошибок (скажем, звукового подобия слов, нежелательного столкновения слогов). При стилистическом анализе речи необходимо учитывать частоту повторения звуков, в особенности согласных, характер звуковых повторов, отличая звукопись от случайных аллитераций, ассонансов. При этом серьезной стилистической оценке подвергается каждое слово. Это еще раз возвращает автора и редактора к анализу лексической и грамматической структуры текста — проверке правильности словоупотребления, мотивированности использования функционально окрашенной и эмоционально-экспрессивной лексики, а также образных средств речи, соответствия грамматических форм и синтаксических конструкций стилевым нормам. Всесторонний стилистический анализ текста играет важнейшую роль в работе над языком произведения. 6.Практические задания для закрепления темы Задание 1. Проанализируйте звуковую организацию речи в газетных заголовках, отмечая недочеты фоники и оправданные звуковые повторы. 1. Афганский урок не впрок. 2. Витамины грудничкам и старичкам. 3. Спид не спит. 3. Без надзора ревизора (корреспонденция с подзаголовком «Из зала суда»). 5. Хода нет на минарет (фельетон о пренебрежении архитектурными памятниками). 6. Таможенный склад — не работа, а клад. 7. В одночасье съезд зачах. При свечах (статья о «чрезвы чайном шестом съезде народных депутатов СССР в марте 1992 г.). 8. Недостаток внимания руководства к развитию производства. 9. «Строится остров». 10. Конъюнктура для контркультуры. 11. Баллы за бал на льду. 12. Их конек — коньки. 13. Какие хлопоты, таков и хлопок. 14. Инъекция против инерции. 15. База не обуза. 16. Чем хуже, тем хуже. 17. Прогноз и диагноз. 18. Продолжатели и подражатели. 19. Кому облегчение, кому огорчение. 20. Расчеты и просчеты. 21. Мнения и сомнения. 22. Цитадели из цитат. 24. Уха из петуха. 25. Чудо-чадо. 27. Визит к «визирям».
Задание 2. В предложениях, взятых из радиопередач, укажите недочеты в звуковой организации речи и устраните их. 1. Произносятся с глубоким уважением ими имена войны. 2. Работа хозяйства оценивается по количеству произведенной продукции и полученной прибыли. 3. Способность к быстрому приспособлению организма к температурным изменениям людям закаленным и изнеженным в разной мере. 4. Герои демонстрируют бесстрашие, благородство в борьбе с бандитскими бандами. 5. Над двадцатигектарной территорией училища вздымаются дымы костров. 6. Основным методом изучения положений уставов, связанных с практическими действиями обучаемых, является беседа с разъяснением уставных положений помощи плакатов, диафильмов и учебных кинофильмов. 7. …позволит определить перечень важнейших видов оборудования, машин, механизмов, освоение которых планируется комплексно, а также заданий по созданию и промышленному освоению полных комплексов, серий, типажей и рядов оборудования машин, механизмов, средств механизации и автоматизации. 8. В экспериментах измерение импульсов частиц часто четко не удается выполнить. 9. Преподаватель дает учащимся ряд контрольных вопросов для усвоения материала. 10. Речь прерывалась слушателями продолжительными и долгими аплодисментами. Задание 3. В газетных текстах укажите случайные звуковые повторы, определите их типы (аллитерация, ассонанс, смежная и раздельная анафора, эпифора), обратите внимание на неуместную рифму и ритмизацию речи. Устраните недостатки фоники, если они наносят ущерб письменной речи, а также лексические ошибки. 1. Проблем предостаточно, и главная — сюрпризы ризной природы. 2. Успешно выдержавшие экзамены получают удостоверения водителя автомобиля-любителя. 3. После экспедиции по традиции состоится отчет любителей подводного спорта. 4. Местком принял решение об улучшении выдвижения на награждение премиями. 5. Дом надо снести и на месте его возвести новый пищеблок. 6. После прохождения основного насаждения мутность воды уменьшается на 20%. 7. На клавиатуре, словно пианисты, работали линотиписты. 8. Одетые в национальные костюмы алькадессы привлекали внимание прессы. 9. Пассажиры, курящие во время полета, аннулируются из салона самолета. 10. Организуем систематически тематические выставки. 11. Пользуются успехом выступления по радио юристов и других специалистов. 12. Обычно распоряжение на выполнение задания и распоряжение на врзнаграждение за затраченный труд отдаются одновременно. 13. Увеличение объема и усложнение технической информации вызвало необходимость ее организации и систематизации 14. Отсутствие данных документов служит симптомом плохой организации управления, функция координирования осуществляется интуитивно, в связи с чем координирование малоэффективно. 15. Запуск в производство насосов перенесен из-за задержки с поставкой нержавеющей стали. Задание 4. Укажите недостатки фоники, речевые ошибки, стилистические недочеты, исправьте предложения. 1. Химизация приводит к аллергизации жителей этих регионов, которые, по милости своего бездарного правительства, становятся жертвами цивилизации. 2. Новые элегантные сушуары украшают интерьер заново отремонтированной парикмахерской. 3. Индикация — это регистрация какой-либо информации. 4. Наши три пятерки (они в трех разных формах: красной, желтой и зеленой) согласованно и организованно посменно выполняют различные игровые упражнения. 5. Рост благополучия, хорошее воспитание, нормальное питание положительно скажутся на физическом состоянии поколения. 6. Заслуживает доброго слова Смирнова, которая обеспечивает детским питанием наших малышей. 7. Очень часто школьник до поступления в первый класс может начинать пробовать читать, считать и писать. 8. Стало меньше хворых ездить в Хвастовичи, за что следует хвалить фельдшера, которая со многими болезнями справилась сама. 9. По линии налаживания посещения мы имеем улучшение. 10. Сегодня необходимо поговорить хотя б об обязательствах. 11. Взбаламученные в споре с порогами волны Дуная, добежав до плотины и мощно хлестнувшись о нее, поворачивают к берегам, чтобы попасть в пасть турбины. 12. Мы узнавали, не писали ли литераторы об этих событиях. 13. Всякому из нас следует строго спросить с себя за порядок. 14. Крытый стадион для всех. 15. Все слышали, как скрипят тормоза за закрытым окном. 16. Не видели ли вы Лидии? Задание 5. Проанализируйте правку А. М. Горького, определите цель переработки писателем предложений (в скобках даны слова, которые он заменил); укажите способы стилистической правки, используемые при исключении из речи неблагозвучных причастий. 1. Челкаш презрительно сплюнул и (прервал свои вопросы, отвернувшись) отвернулся от парня. 2. И можно, глядя на небо, думать, что оно — тоже море, только взволнованное (и застывшее в своем волнении), опрокинутое над другим. 3. Впереди ему улыбался солидный человек, (требовавший) требуя немного труда и много ловкости. 4. Сонный шум волн (плескавшихся о суда, грозил, чем предупреждал о чем-то) гудел угрюмо и был страшен. Задание 6. Сравните звуковую организацию речи в предложениях, укажите, что нарушает ее благозвучие в неотредактированных вариантах. Проанализируйте стилистическую правку. Согласны ли вы с редактором? В случае необходимости внесите в правку свои коррективы. 1.В заметке речь шла о том, что по вине УКСа простаивали две автомашины, привезшие на завод оборудование и не разгружавшиеся в течение нескольких часов. 2.Пограничники охраняют границу, как зеницу ока.
3.Угрожающий холодный свет зловеще освещал кипящие воронки бурлящей воды. 4.Свиридов старается создать серьезный разрыв, памятуя о реактивном финише Иванова. На спуске Иванов смело спуртует и смотрит на соперника.
5. С раннего утра сюда стало стекаться все население села. 6.Инициатива родителей улучшила блюдаж и сказалась на ассортименте питания детей в детсаде.
7.Безответственное отношение к сохранению товаров приводит к фактам отсутствия предотвращения растрат и хищений. 8.В некоторых службах связи сложилось положение, которое ставило под сомнение реальность выполнения заданного задания.
1.В замётке говорилось о том, что по вине Управления капитального строительства автомашины, которые привезли на завод оборудование, разгружались несколько часов. 2.Пограничники надежно охраняют границу.
3.Зловещий холодный свет грозно бросал отблески на воронки, в которых, казалось кипела вода. 4.Свиридов помнит о реактивном финише соперника, старается вырваться вперед, смело делает рывок на сг и оглядывается на Иванова.
5.Рано утром сюда начали идти люди со всего села. 6.По инициативе родителей в детском саду улучшилось питание: блюда стали вкуснее и разнообразнее. 7.Бесхозяйственное хранение товаров создает благоприятную почву для хищений и растрат. 8.В некоторых службах связи было поставлено под угрозу выполнение задания.
Задание 7. В отрывках из текстов, подготовленных для радиопередач, выделите созвучные слова, разграничивая тавтологию и случайные звуковые повторы. Исправьте предложения, устраняя недочеты фоники и речевые ошибки. 1. Предложенный проект призван обеспечить своевременный разворот работ на всех объектах. 2. Очевидец рассказывал рассказы о раскулачивании кулаков, и эти рассказы оказали влияние на казаков. 3. Можно пользоваться как свежегашеной известью, так и известью, используемой ранее при строительных работах. При применении последней следует следить, чтобы в почву вместе с известью не попал цемент. 4. Не боимся прямо сказать: если бы так всегда работалось, завалили бы завод коленвалами. 5. Информация о температуре выдастся в виде, удобном для ввода в счетные, управляющие и направляющие устройства. 6. Последний взнос внесли в копилку российского спорта наши шашисты. 7. Четкий пас Пасечника четко использовал Тарханов. 8. На юге уже весна шагает широким шагом.
Задание 8. В отрывках из художественных и публицистических произведений, подобранных для трансляции по радио, устраните недочеты Фоники. 1. Я лишь последний год войны прихватил — и то хватило горя... 2. Дом был вовсе не так богат, как выглядел на первый взгляд. 3. При выходе из проходной меня задели Липатовы. 4. Отбросив вечерние страхи и сомнения семенили люди. 5. Вихрь пламени и дыма обрушился на племя. Пламя плевалось искрами и издавало оглушительный треск. 6. Опустившись на стул, он застыл остолбелым. 7. Тогда я еще не питал неприязни к этому юнцу. 8. Плуг заглубился на заданную глубину. 9. Прибор понравился. Он предназначен для работы в условиях простого и программного автоматического регулирования. С ним можно осуществлять непрерывную запись регулируемого параметра и его показания, показания задания ручного или программного задающего устройства и показания величины давления на исполнительном механизме. 10. Во многом способствует улучшению работы и организация труда и отдыха. Задание 9. Оцените фонику текста, предназначенного для публикации в газете. Укажите недочеты в звуковой организации речи (неблагозвучие, неуместные аллитерации, случайную рифму), а также лексические ошибки. Отредактируйте текст.Секрет трюка Их имена редко появляются в титрах, в лицо этих людей знают лишь работники киностудии — режиссеры, сценаристы, операторы. Но в те минуты, когда они «работают» на экране, каждый из нас следит за происходящими событиями с замирающим сердцем. ...Грузовик с прицепом, взвизгнув резиной колес, свернул с шоссе и понесся по проселку. Через мгновение поворота появилось преследующее его такси-пикап: тряски и ударов фургон прицепа развалился и, с грохотом рассыпая снопы искр, покатился за обочину. Грузовик затормозил, развернулся, поднял шлейф пыли и, мотором, помчался навстречу такси. Удар, скрежет метала, звон разбитого стекла. Я пришел в себя от увиденного только после громкой команды «Снято!». Из автомашин вылезли каскадеры. Интерес к профессии каскадера с каждым днем Фильмы, в которых мужественные, смелые герои участвуют в невероятных приключениях, погонях, совершают головокружительные трюки, привлекают наше внимание, каскадеров часто чуть ли не сказочными героями представляют: «не горящими в огне, не тонущими в воде». Кто же они на самом деле? Если вы встретитесь с ними, то ничего особенного не заметите. Спортивные, подтянутые, приятные в общении люди. Таких немало. Но в сложной ситуации, когда от реакции, расчета, физической выносливости, хладнокровия зависит успех номера, вы понимаете, что это не обычные актеры. Каскадеры — это те же актеры, но роли у них бывают сложны не только технически. Например, выпасть на ходу из машины, изображая мертвое тело, гораздо труднее, чем прыжок из едущего автомобиля. Иногда приходится дублировать известных актеров. Тут одного грима мало, чтобы зритель не узрел подмены, не заметил фальши. Необходимо передать манеру двигаться, пластику «звезды» экрана. Все это возможно лишь обладая актерскими способностями.
Лекция 15 Критерии редакторской оценки использования имен существительных, прилагательных, числительных, местоимений План 1. Имена существительные как средство образной конкретизации. 2. Устранение морфолого-стилистических ошибок в употребление имен существительных. 3. Экспрессивная функция прилагательных. 4. Устранение морфолого-стилистических ошибок в употреблении имен прилагательных. 5. Место числительных в публицистических текстах. 6. Критерии редакторской оценки использования вариативных форм имени числительного. 7. Устранение ошибок при употреблении числительных. 8. Стилистическое использование местоимений. 9. Устранение ошибок при употреблении местоимений. 10. Практические задания для закрепления темы. 1. Имена существительные как средство образной конкретизации Имя существительное по праву занимает важнейшее место в составе морфологических и стилистических ресурсов русского языка. Это обусловлено его семантическими свойствами, количественным преобладанием над другими частями речи и потенциальными изобразительно-выразительными особенностями. Существительные заключают в себе предметные значения, без которых невозможно выражение мысли, поэтому использование существительных является обязательным условием всякой речевой деятельности. Однако их употребительность в сравнении с другими частями речи колеблется в зависимости от содержания текста, его стилевой принадлежности, функционально-смыслового типа речи, особенностей слога, замысла писателя и т. д. Особенно велика потребность в частом обращении к существительным в книжных стилях — официально-деловом, научном, публицистическом: в них постоянно возникает необходимость наименования учреждений, лиц, предметов деятельности людей, их действий, часто обозначаемых здесь отглагольными существительными. Именной характер книжных стилей создается и благодаря распространенной в них замене глагольного сказуемого глагольно-именным сочетанием, повторением одних и тех же наименований, что обусловлено стремлением к точности, отказом от употребления местоимений. Все это дает основание утверждать, что имя существительное призвано господствовать в книжных функциональных стилях, и только в отдельных жанрах публицистики оно уступает свои позиции глаголу, привносящему в речь событийный характер. Однако не следует недооценивать эстетическую роль существительных в речи. И в художественной, и в публицистической речи существительные выступают замечательным средством создания экспрессии. Писателям, публицистам свойственно преимущественно наглядное мышление в противовес отвлеченному, что практически находит отражение в широком использовании конкретных существительных. Искусное введение их в текст создает зримые картины. Причем в художественной речи эстетическую функцию «могут выполнять существительные, употребленные в прямом значении, не подвергаясь образному переосмыслению: Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли. Нынче в 5 часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом, цветов, растущих в скромном палисаднике. Ветки цветущих черемух смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. (М. Ю. Лермонтов) Публицистический стиль, конечно, более строг, в нем не используются приемы столь детализированных описаний, но для журналистов существительные являются благодатным средством образной конкретизации речи. Например: Магма дремлет, и Реюньон может спать спокойно, пока тысячи туристов беспечно прогуливаются по застывшему руслу, внимание вулканологов привлекло неожиданное открытие: за те двадцать лет, что ведутся наблюдения, восточный склон вулкана Фурнез сполз в океан на целых два с половиной метра. Готовится специальная операция: шесть отрядов должны установить в определенных более ста датчиков не только у вулкана, но и по периметру острова. Ученые собираются проверить зловещую гипотезу: а не оседает ли постепенно в океан, словно тающая на раскаленном песке медуза, весь Реюньон, сидящий на горячей точке». (Опасный природный катаклизм превращается в красочное шоу. ГЕО. 1999. № 10. С. 38) В публицистических текстах, близких к художественным, особая ценность конкретных существительных определяется изобразительными возможностями при описании художественных деталей. В этом случае слова, называющие бытовые реалии, нередко весьма «прозаические» вещи, заключают в себе большую образную энергию и представляют неограниченные изобразительные возможности для описания жизни героя, обстановки, картин природы, быта. Вот как рисует журнал детские годы Рональда Рейгана в бедной семейной обстановке Оказывается, они жили в двух скудно обставленных комнатах на втором этаже жалкого дома, и сам он был не хуже, чем все его одноклассники (за исключением собственного брата). Повзрослев и выбившись в люди, Рейган любил вспоминать детство: маленький городок, где никто никогда не запирал дверей, улыбчивых людей, по вечерам сидевших на верандах, - они приглашали проходивших мимо людей в дом и угощали домашним печеньем и лимонадом. Это был его потерянный рай, и он мысленно возвращался туда всю жизнь: в маленьком городе любили и уважали родителей, и у каждого встречного всегда находилось доброе слово для него самого. Город Тампико, штат Илинойс, стал его лучшим воспоминанием, но на самом деле жизнь в Тампико была совсем другой. Один отцовский запой следовал за другим, большинство горожан понемногу разорялось — Великая депрессия набирала обороты, и жителям Тампико становилось не до неспешных разговоров за лимонадом. В доме не было ни хорошей еды, ни приличной одежды — они очутились на самом дне, и Рейган-старший уже не рассчитывал с него подняться. Макароны на завтрак и на обед, драные ботинки, не закрывающие щиколотки штаны, безнадежность, усугублявшаяся с каждым годом. (Макдермотт А. Счастливый голландец. Караван истории. Март. 2001. С. 86) Подобные описания в аналитических статьях, очерках не следует рассматривать как неуместные подробности, редактор не должен их сокращать, а в иных случаях, напротив, ему следует подсказать автору оживить то или иное описание стилистическим использованием имен существительных.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |