Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Различают обычно четыре типа памяти: зрительный, слуховой, моторный (двигательный), смешанный




XIV. Лекционный материал по теме: АЛГОРИТМ ПАМЯТИ

Характерные проявления различных типов людей, условно выделенные в соответствии с превалирующими каналами восприятия

 

Рассматриваемые признаки Визуалы Кинестетики Аудиалы Дигиталы
Преобладающая память Зрительная На действия Слуховая Логическая    
Контакт глаз Взгляд в глаза собеседнику: смотрят, чтобы услышать Взгляд вниз: касаться важнее, чем смотреть Глаза опущены: не смотрят, чтобы лучше слушать Взгляд поверх головы или в лоб: уклоняются от зрительного контакта  
Голос Высокий, звонкий Низкий, густой Мелодичный, выразительный, быстро меняющийся Монотонный, прерывистый, зажатый  
Речь и движения Быстрые, но немного скованные Медленные, свободные, плавные Склонность к многословию Движений, жестов немного; речь довольно монотонная  
Дистанция Располагаются так, чтобы увеличить обзор Стараются быть ближе, прикоснуться Не имеет значения Отдаленная  
Характерные (часто употребляемые) слова Красиво, наглядно, кажется, взгляд, смотрится, перспектива и т.д. Удобно, чувствую, схватывать, действовать, напряжение, такое ощущение Гармонично, звучит как, отзвук, послышалось, кричаще, тон и т.д. Разумно, функционально, знаю, понять, вероятно, логично и т. д.    

Условный алгоритм памяти - это последовательность процессов, обеспечивающих процедуру запоминания:

1 Восприятие

2 Запись

3 Хранение

4 Воспроизведение

Как следует из алгоритма, память представляет собой способность нервной системы, точнее головного мозга, воспринимать окружающую нас действительность, запечатлевать ее в нервных клетках, хранить воспринятые сведения в виде следов впечатлений, а затем по мере необходимости воспроизводить или называть нужное точь-в-точь или своими словами.

Получилась, как видим, довольно сложная система. Однако без всех четырех указанных блоков алгоритма памяти как таковой быть не может.

Как установить свой тип памяти? Допустим, работая с книгой по медицинской специальности, вы замечаете, что лучше всего запоминаете прочитанное, когда читаете молча, про себя. Стремясь вспомнить какую-либо мысль, формулу или цифру из только что прочитанного, вы предварительно должны представить, в каком месте страницы книги и каким шрифтом эта формула отпечатана. Побывав один раз в незнакомой комнате, вы сразу запоминаете находящиеся в ней предметы и подробности обстановки, и если потом, закрыв глаза, вы ясно представляете то или иное место - надо полагать, что у вас лучше развита зрительная память. Человек, обладающий зрительной памятью, особенно хорошо запоминает то, что схватывает его взор (иллюстрации книги, чертежи, схемы, диаграммы, формулы, картины и т.п.), то, что сам читает и подчеркивает, особенно цветным карандашом.

Если же вы легче запоминаете то, что слушаете (лекцию, доклад, объяснения), когда читаете вслух, значит, у вас развита слуховая память. Если же ваша память лучше усваивает материал, когда вы совершаете те или иные движения: записываете, зарисовываете, читаете, - то у вас моторный тип памяти. Этот тип памяти довольно распространен. Самой древней памятью является так называемая мануальная память, т. е. то, что мы запоминаем руками, и она самая прочная и выживаемая. Не зря говорится: "Лучше один раз сделать, чем много раз слышать". В медицине очень важно развить этот вид памяти и постоянно ее использовать, выполняя и дома медицинские манипуляции.

У большинства же людей развита смешанная память, т.е. у них в той или иной степени есть элементы всех трех типов памяти. В этом случае полезно более или менее равномерно пользоваться всеми приемами: чтением про себя, записью, слушанием, собственным пересказом.

По данным психологии восприятия, человек с любым типом памяти усваивает материал значительно лучше тогда, когда он гибко использует все три основных способа запоминания (и зрительный, и слуховой, и двигательный), чем при использовании только одного, доминирующего (скажем, зрительного).

Вместе с тем именно активизация всех потенциальных процессов обеспечивает и высокое качество памяти. В самом деле, если человек активно и много читает, думает, творчески решает стоящие перед ним задачи, его память горит ярким костром, освещая все закоулки мозга, куда поступает и закрепляется нужная ему информация. И наоборот, если человек ленивый, ничего не читает и не утруждает себя размышлениями, его память тлеет тусклым угольком и ничего, что человек видит, чувствует, воспринимает, не запечатлевается в лабиринтах его мозга. Именно о таких людях говорят обычно: в одно ухо вошло, в другое вышло.

Итак, запоминание - процесс памяти, в результате которого закрепляется новое и существенное для нас знание, связываясь с ранее приобретенным. Запоминание - активный, созидательный процесс, во время которого сравнением нового и старого создается прибавка знаний, "укладывающаяся " в памяти.

Запоминание может быть произвольным и непроизвольным, механическим и смысловым.

Рассмотрим эти разновидности запоминания подробно, поскольку они имеют большое значение для процесса чтения.

Произвольное запоминание - особый вид психической деятельности, цель которой в самом запоминании, осуществляемом с помощью специальных средств, приемов: установка на запоминание, повторение прочитанного, составление плана генерация зрительного образа и т.д.

Непроизвольное запоминание - вид деятельности, при котором обеспечиваются активные познавательные и практические действия. Однако само запоминание не является целью. В таких случаях обо всем, что запомнилось, говорят: "Запомнилось само собой".

Как показывают исследования, непроизвольное запоминание имеет две разновидности. Запоминается непроизвольно, само собой что-то необычное, занимательное, то, что вызвало сильные переживания. Однако для процесса чтения наиболее интересна вторая разновидность непроизвольного запоминания. Как показали эксперименты психологов, запоминаем мы полно, связанно и прочно не только тогда, когда хотим запомнить, но и тогда, когда такого намерения нет, но выполняемая работа носит активный, эмоциональный, приподнятый, творческий характер.

Для чтения это означает, что если, например, специалист увлечен изучением важной научно-технической проблемы и читает литературу, чтобы найти пути ее решения, ему не надо запоминать найденный материал. Нужное запоминается само собой.

Таким образом, когда непроизвольное запоминание происходит с помощью активных, но содержательных способов деятельности, оно оказывается продуктивнее произвольного.

Механическое запоминание происходит без осознания связи между его элементами, например, путем многократных повторений. Продуктивность его невысока.

Осмысленное запоминание основывается на сокращении качества информации в результате ее фильтрации. Смысловое запоминание более экономично, емко, продуктивно. Продуктивность осмысленного запоминания в 20 раз выше механического. Можно считать, что материал, понятый в процессе чтения, будет более эффективно усвоен памятью. И еще, - перевод содержания запоминаемого материала при чтении на язык собственных мыслей, т.е. на материал, уже ранее усвоенный в результате жизненного опыта, улучшает запоминание.

Перед началом тренировки установите свой тип памяти. Начиная тренировки, помните, что развить и улучшить природную память можно лишь при выполнении четырех непременных условий:

- постоянной заинтересованности в этом;

- вере в успешность тренировок;

- убежденности в необходимости улучшения памяти;

- умении самостоятельно работать и творчески использовать лучшие особенности памяти.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.