Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

XV. Лекционный материал: ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ





Есть психологические правила, нарушая которые мы рискуем естественное желание быть понятыми превратить в искусственное препятствие на пути к правильному пониманию своей позиции. Некоторые из этих правил общения очень просты, знакомы каждому с детства. Например, самое простое — быть вежливым. Об этом приходится слышать с первых лет жизни и остается только удивляться, почему до сих пор вежливость не стала законом человеческого общения. И вот что удивительно — каждому в отдельности вежливое отношение к себе нравится, а все вместе мы страдаем от его недостатка.

Проще всего объяснить этот парадоксальный факт тем, что не перевелись еще невоспитанные люди, которым с детства не привили хорошие манеры. Но дело не только в этом. Очень часто люди проявляют вежливость в одних ситуациях и утрачивают изысканные манеры в других. Почему? Прежде всего потому, что за очевидными истинами скрываются вопросы, на которые не так просто ответить. Почему, например, нужно быть вежливым с теми, кто не нравится, кого не уважаешь? По-своему, вполне справедливо вежливостью отвечать только на вежливость и не выбирать дипломатических выражений в ответ на грубость. Если справедливо, что каждый должен получать по заслугам, то и вежливое отношение к себе нужно заслужить. А значит, с теми, кто его не заслуживает, нечего церемониться.

Действительно, почему за вежливостью нужно скрывать свои чувства, не лицемерие ли это? Такие вопросы не принято ставить, не принято и отвечать на них. И напрасно. Истина, которая не рождает вопросов, превращается в догму, с которой спорить не хочется в той же мере, в какой и следовать ей.

Итак, почему вежливость необходима в любых ситуациях?

Психологи обнаружили, что в конфликте сторонние наблюдатели более склонны признавать правоту того человека, который сохраняет выдержку и не отвечает грубостью на грубость. А следовательно, вежливость не только привлекает к человеку симпатии воспитанных людей, но и позволяет сохранить чувство собственного достоинства при столкновении с хамством. B споре или конфликте она является средством утверждения своей правоты. Именно поэтому вежливость нельзя назвать лицемерием.



«Хвалите человека за каждый даже самый скромный его успех и будьте при этом искренни в своем признании и щедры в похвалах», — призывает Карнеги. В самой общей постановке с этим правилом общения спорить трудно. Опыт передовых педагогов показывает, что «воспитание похвалой» гораздо эффективнее, чем традиционная система исправления поведения с помощью наказаний. Остается только сожалеть, что не у каждого воспитателя хватает терпения последовательно развивать доброе начало в человеке, поощрять его за успехи и благородные побуждения, не злоупотребляя порицаниями за каждый промах. Однако принцип поощрения нельзя абсолютизировать. Иначе похвала может привести к результатам, далеким от добрых намерений того, кто ею пользовался независимо от конкретных обстоятельств.

Существует несколько простых правил эффективного общения, знание которых поможет установить психологический контакт с окружающими, поддерживать атмосферу доверия и даст возможность взаимодействия и сотрудничества.

 

Эти простые правила также помогут создать и сохранить спокойную, взаимоуважительную и доброжелательную атмосферу как в коллективе, так и в общении с друзьями:

1. Проявляйте искренний интерес и уважение к личности собеседника.

2. Постарайтесь увидеть, понять и оценить достоинства человека, с которым вы общаетесь. Выразите это словами ободрения и похвалы. Научитесь говорить комплименты.

3. Будьте открыты, благожелательны, позитивны, приветливы, улыбайтесь.

4. Обращайтесь к человеку по имени и отчеству, это подчеркнёт его значимость.

5. Будьте терпимы к чужому мнению. Не осуждайте других людей. Старайтесь понять мотивы, побуждающие их поступать так, а не иначе. Не допускайте раздражения и критики.

6. Постарайтесь понять круг интересов собеседника. Старайтесь вести беседу с учетом его индивидуальных особенностей, вкусов, желаний. Говорите с человеком на понятном ему языке и на близкие ему темы.

7. Умейте поставить себя на место другого человека, чтобы понять его (эмпатия).

8. Дайте возможность другому человеку выговориться. Научитесь быть внимательным слушателем. Не обрывайте собеседника, не договаривайте за него фразы, имейте терпение.

9. Указывая на очевидные ошибки другого человека, начинайте разговор с подчеркивания его достоинств и положительных качеств. Делайте акцент не на личностных особенностях человека, а на его поступках.

10. Никогда не критикуйте человека при посторонних, чтобы не унизить и не уязвить его самолюбие.

Эти правила уже давно описаны в книге Дейла Карнеги «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей». Конечно, они просты как две копейки и прописаны более полувека назад, но, тем не менее, нисколько не теряют от этого свою актуальность. Люди, которые им следуют, достигают в итоге всех своих целей, которые хотят достигнуть.

Но просто уметь общаться и быть приятным людям иногда мало для того, чтобы достичь желаемого. Предлагаем Вам технику аргументации своей точки зрения, которая поможет Вам склонить собеседника на свою сторону:

1. Оперировать простыми, ясными, точными понятиями.

2. Вести аргументацию корректно по отношению к собеседнику:

а) открыто признавать правоту собеседника, если он прав;

б) продолжать оперировать только теми аргументами, которые приняты собеседником;

в) сначала отвечать на аргументы собеседника, а потом принятую у собственные аргументы;

г) сохранять вежливость.

3. Учитывать личностные особенности собеседника:

а) нацелить аргументацию на цели и мотивы собеседника;

б) избегать простого перечисления фактов, излагать преимущества того или иного события;

в) употреблять принятую у собеседника терминологию;

г) соразмерять темп аргументации с особенностями темперамента собеседника.

4. Пытаться как можно нагляднее изложить свои доказательства, идеи и соображения;



а) использовать ручку, бумагу для рисования схем, конспекту, конспектирования хода беседы;

б) использовать сравнения, но без преувеличений, так как они вызывают недоверие.

5. Не забывать, что «излишняя» убедительность вызывает отпор со стороны собеседника, а 1-2 ярких довода достигают большого эффекта.

6. Использовать специальные приемы аргументации:

а) метод перелицовки - постепенное подведение собеседника к противоположным выводам путем поэтапного прослеживания решения проблемы вместе с ним;

б) метод «Салями» - постепенное подведение собеседника к полному согласию с вами путем получения его согласия сначала в главном, а затем в необходимых для полного согласия частностях;

в) метод расчленения - разделение аргументов партнера на верные, сомнительные и ошибочные с последующим доказательством несостоятельности его общей позиции;

г) метод положительных ответов - метод такого построения разговора, когда партнер на ваши первые вопросы отвечает "Да...да...да...", а потом продолжает соглашаться с вами уже и по более существенным для дискуссии вопросам;

д) метод классической риторики (применяется в случае излишней агрессивности партнера) - соглашение с высказываниями партнера с последующим внезапным опровержением всех его построений с помощью одного сильного аргумента;

е) метод замедления темпа - умышленно-медленное проговаривание слабых мест в аргументации партнера;

ж) метод двухсторонней аргументации - указание, как преимуществ, так и слабых сторон предлагаемого вам решения (этот метод рассчитан на интеллектуального собеседника).

7. Нужно своевременно делать обобщения и выводы по проведенному суждению аргументации.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Для чего нужно быть вежливым?

2. Нужно ли быть вежливым с хамами, почему?

3. Для чего нужно обладать правилами общения?

4. Какие правила общения Вы знаете?

5. Перечислите знакомые Вам методы аргументации своей позиции.

 

 





Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 800; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.005 сек.