Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Доминантный собеседник




XVI. Лекционный материал: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ СОБЕСЕДНИКОВ

Для осуществления эффективного и конструктивного (бесконфликтного) общения медицинская сестра должна знать, что существуют различные психологические типы собеседников. Распознавание их позволит ей более легко понимать людей, находить к каждому человеку индивидуальный подход, а также поможет ей самой быть более гибкой и разной в зависимости от конкретной ситуации.

Отечественный психолог А.Б. Лобрович (1987) выделил несколько наиболее часто встречающихся психологических типов собеседников.

Классификация этих типов является достаточно универсальной и поэтому способна помочь определить не только психологический тип собеседника (например, пациента или коллеги), но также увидеть и себя со стороны (глазами партнера по общению).

Конечно, необходимо помнить, что любая схема является упрощением и что каждый человек обладает своим неповторимым, уникальным индивидуальным диапазоном психологических проявлений (характеристик) и в зависимости от ситуации может проявлять разные качества, относящиеся к разным типам.

Такого человека не особенно интересуют вопросы такта, своевременности, уместности обращения к собеседнику или вопросы взаимопонимания при общении.

Данный психологический тип в общении настроен прежде всего на влияние и воздействие на собеседника. Его намерением, как правило, является оставить впечатление своего превосходства (физического, психического, интеллектуального и т.п.). Это можно почувствовать с самого начала общения по его мимике, осанке, взгляду, интонации и т.д. В общении такой человек жесткий, напористый, легко перебивает собеседника, но никогда не даст перебить себя, назидательно втолковывает какую-либо мысль, интересуясь по ходу, поняли ли вы его. В беседе часто показывает, что давно все понял и дальше не стоит разжевывать обсуждаемую тему.

В общении, как правило, слушает только себя, часто даже не давая собеседнику вставить слово. Такому человеку достаточно трудно признать свою неправоту в каком-либо вопросе, даже если это очевидно. Он решителен и может оборвать разговор на полуслове. Такой человек подсознательно уважает тех, кто способен проявить настойчивость, терпение, выдержку и не поддаться его влиянию.

Но если его собеседник и сам является доминантным, то между ними легко возникают очень серьезное напряжение, противостояние и даже вражда.

Распознавание доминантности своего собеседника не должно быть основанием для заведомо отрицательного отношения к нему. Несомненно, грубый, примитивный, ограниченный, эгоистичный, амбициозный доминант часто невыносим, но задачей медсестры как раз и является своевременное распознавание этого психологического типа и максимальное проявление выдержки и спокойствия в общении с ним.

При общении с таким человеком надо дать ему возможность проявить свою доминантность, но в то же время необходимо спокойно держаться своей независимой точки зрения (мнения) по какому-либо вопросу и ни в коем случае не допускать со своей стороны высмеивания или пресечения «силовых приемов» и тактики такого собеседника. Почувствовав уважение к себе, такой человек постепенно прекратит свое явное наступление и натиск.

В случае же попыток противодействия такому собеседнику или осаживания его

общение, как правило, легко переходит в явный или скрытый конфликт, ссору, что,

естественно, не является конструктивным выходом из ситуации.

Конечно, бывают случаи, когда конфликта невозможно избежать, если поводы и основания являются серьезными и принципиальными.

Тогда просто необходимо проявить предельную выдержку, настойчивость и такт.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2004; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.