Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности позитивной критики

Деликатная критика

Критика есть опасный враг заблуждений, пустой,

хотя бы и революционной фразы,

но она есть важнейшая опора истины.

Она её мать и повивальная бабка: она её друг и

кормилец. Истина питается критикой.

Г. В. Плеханов

Разбирать, судить, критиковать учащихся можно по-разному. Можно словом, а можно и делом, примером. Великий русский академик К.П. Брюллов однажды познакомился с этюдом ученика и его немножко подправил. Ученик был ошеломлён: — Вы только чуть-чуть прикоснулись, и стало совсем иначе, много лучше. — Искусство начинается с этого чуть-чуть, — ответил Брюллов. С этого чуть-чуть начинается и умелая работа преподавателя. И в этой работе большое место занимает умение правильно реагировать на критику руководства и способность воспитывать правильное отношение к критике у учащихся. В то же время очень непросто критически оценить поведение учащихся, дать правильную оценку письменной работе и устному ответу воспитанника, осудить вредную привычку, не обидев подопечного.

Это тем более важно, что успешно работать без справедливой критики нельзя. Если в научном коллективе нет конфликтов, критики, этот научный коллектив идёт прямой дорогой на кладбище, — любил повторять П.А. Капица. И это относится не только к научному коллективу. Наблюдения психологов показали, чем меньше критики на производстве, тем ниже производительность труда; чем меньше справедливой критики в учебном заведении, тем больше огрехов в воспитании и обучении учащихся. Прав был В. Шекспир, говоря «Без осужденья зарастёшь травой. Упрёк, полезен как пропашка поля».

Бездарные люди — обыкновенно самые

требовательные критики: не будучи в состоянии

сделать простейшее из возможного и не зная,

что и как делать, они требуют

от ДРУГИХ совсем невозможного.

В. О. Ключевский

Основа критики — безупречное знание дела. Иначе из-за возможных ошибок и неточностей в оценке ситуации критика приносит не пользу, а вред.

Прежде, чем высказать критическое замечание, подумайте, нельзя ли исправить ошибку, улучшить ситуацию без критики. Если все же критиковать необходимо, постарайтесь определить нет ли кого-нибудь заинтересованного в случившейся ошибке, нет ли преподавателя, учащегося, кому выявленная неудача выгодна. Выявите позицию виновника и обязательно выслушайте его. Нередко уже это окажется серьёзным стимулом для исправления недостатков. Недопустимо критиковать за глаза. Такая «критика» превращается в сплетню. Кроме того, полученная третьим лицом информация может быть передана адресату критики в искажённом виде, а это приводит к стойкому личностному конфликту.

Готовясь к критическому выступлению, четко определите цель критики: кто конкретно, как и у кого именно надо исправить. Никогда не забывайте, что критика — не самоцель, а средство совершенствования любой деятельности. До начала критики выслушайте, не перебивая, критикуемого до конца. И, наконец, перед тем как критиковать, подумайте о положительном в человеке, о той пользе, которую он приносит делу, о его отношении к учёбе, о его отношении к вам и, конечно, спросите себя, чего вы ждёте от сделанных учащемуся замечаний, каким может быть результат критики.

Критиковать необходимо промахи и проступки, отдельные высказывания воспитанника, но не его личность. Нельзя применять старую как мир уловку беспринципных людей: вместо того, чтобы сказать о несерьёзном отношении к учёбе или опровергнуть доводы молодого человека — опорочить, высмеять его самого.

Одна из особенностей времени, в которое мы живем, заставляет педагога делать критический анализ тотальным. Необходимо отмечать всё, что мешает работе и жизни коллектива. При этом не должно быть запретных тем и неприкосновенных лиц.

Критика должна быть искренней и эмоциональной, но она не может обижать. Недопустимо использовать злой, раздражительный тон; форму речи, мимику, жесты, оскорбляющие достоинство человека.

Не стоит обвинять в недостатках многих членов коллектива или весь коллектив. Надо указать на главного виновника случившегося и определить меру ответственности других. Огульная критика не помогает делу.

Не следует повторять в коллективе или наедине замечания учащемуся, исправившему случившееся.

Критиковать следует по мере исправления недостатков, но ни в коем случае не копить пробелы и недостатки в поведении воспитанника для последующего публичного разноса.

При критике избегайте главной ошибки — гнева и прилагайте усилия, чтобы подавить его. Под влиянием гнева человек перестаёт владеть собой и нередко становится несправедливым, даже жестоким.

В разборе чьих-либо недостатков необходимо отрешиться от личных симпатий и антипатий. Никогда не унижать зависимых от вас учащихся. А вот покритиковать за несерьёзное отношение к учёбе, за невыполнение поручения, за лень, грубость, бестактность, зазнайство целесообразно.

Целью критики не является разоблачение, наказание. Критика должна щадить человека. Её цель — исправление ошибок, недостатков. Но критика не только выявляет и фиксирует недостатки, а в первую очередь указывает пути их устранения. С этой целью взаимный контакт, диалог, как правило, эффективнее бичующего монолога. Любое критическое выступление должно заканчиваться конкретными рекомендациями, показывающими как следует исправить случившееся. При этом хорошо окрасить критические замечания позитивными красками, всегда стараясь благодарить воспитанника в большей степени, чем осуждать за отдельные недостатки.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
XVII. Критика способствует преодолению недостатков | Разновидности критики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1144; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.