КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Разновидности критики
Как лекарство не достигает своей цели, если доза слишком велика, так и порицание, и критика — когда они переходят меру справедливости. А. Шопенгауэр Для успеха критики необходимо правильно подбирать меру воздействия, вид и разновидности критики. Критика бывает несправедливой, частично справедливой и полностью справедливой. При несправедливой критике не следует раздражаться. Начальник, оппонент, проверяющий не всегда знающий и умный человек. В адрес неумного рецензента написаны следующие строки: Чистым воздухом дыши без особенных претензий. Если глуп, так не пиши, а особенно рецензий. Читать эти строки критикующему, конечно, не следует. Ведь он чаще всего не по своей воле взялся за малоприятную работу и на то, что ему кажется недостатками, указать обязан. Значит вести себя следует иначе. К такой критике надо относиться мудро и спокойно, если удаётся с юмором. Когда у меня не принимают рукопись, я вспоминаю Расула Гамзатова, который писал жене: В журнале о тебе стихи не приняли опять. Сказал редактор, что народ не станет их читать. Но, между прочим, тех стихов не возвратили мне. Сказал редактор, что возьмёт их почитать жене. И если в такое положение попадает поэт с мировой известностью, на что же претендовать мне? Я благодарю за труд по рецензированию моей работы и, стараясь не расстраиваться, использую работу по другому назначению. При несправедливой критики очень хорошо последовательно задавать критикующему уточняющие вопросы: — Что именно вы имеете ввиду? Что конкретно вам не нравится? Хороши и фактические вопросы: — Приведите, пожалуйста, факты. Не откажите в любезности привести примеры. Могут помочь и альтернативные вопросы: — Вам не нравится то или это? Что, я неверно критикую учащихся или слишком жестко оцениваю их ответы? Иногда можно поставить опустошающие вопросы. В этом случае надо попросить критикующего перечислить всё, что ему не нравится и обязательно осведомиться нет ли в вашем поведении еще каких-нибудь огрехов. Подобные вопросы заставляют критикующего думать, он невольно переходит от эмоционального возмущений к рассудительному тону и возникающий конфликт быстро гаснет. Необходимо, воспитывая учащихся, учить их, воспринимая критику, задавать старшему такие вопросы. Если критика частично справедлива, следует признать ту её часть, с которой согласен, поблагодарить за неё и доложить как будут исправлены недостатки. Обычно это успокаивает критикующего и он не поднимает вопрос об исправлении остальных погрешностей. Иногда опытные преподаватели, а бывает и учащиеся, чтобы сохранить основную суть работы, линию поведения, особенно, когда знают, что с ними не согласятся, в высказывания или рукопись вставляют, бросающиеся в глаза «ляпы», которые не могут пройти мимо критикующего, осуждающего руководителя или педагога. Трижды представлял работу комиссии малоизвестный художник. Но, сделав ряд критических замечаний, работу браковали. Художник рассказал об этом своему педагогу. Тот посоветовал: «В нижнем левом углу пририсуй жёлтую собачку и рядом её конуру. — Но это противоречит замыслу сюжета, не совпадает с целью и смыслом работы. — Делайте, как я сказал. Совет был выполнен. Картину приняли для экспозиции на вернисаже. Комиссия вынесла решение: — Картину принять, но грубые ошибки, собаку и её конуру, исключить. Секретарь-референт написала по распоряжению начальника тезисы доклада. Но документ не понравился шефу. Девушка пожаловалась подруге-психологу. Та посоветовала: — Вставь несколько строк из романа Достоевского близких к теме выступления и притяни один - два абзаца из прозы Пушкина или Чехова. Положение было безвыходным, завтра шефу выступать. Не понимая смысла этой манипуляции, секретарь, скрипя сердцем, это сделала. Доклад понравился начальнику: — Всё хорошо, — сказал он. Только вот это и это уберите. Эти цитаты совершенно лишние, они не нужны. Ещё лучше критику превратить в достоинство. Сменить минус на плюс. В этом случае ответ на замечания начинается с согласия. — Да, говорит критикуемый в ответ на упрёк в многословии, — поговоришь с вами и всё становится ясным. — Почему вы не смотрите мне в глаза? — Да, я согласен с вашими замечаниями, а смотрю на вашу одежду и обувь и начинаю понимать, что значит одеваться со вкусом. И, наконец, если критика справедлива, надо, поблагодарив, признать свои ошибки. При этом лучше не извиняться. Извиняющийся преподаватель, учащийся выглядит неуверенным в себе, плохо знающим своё дело. Тон ответа на справедливую критику должен быть серьёзным, спокойным, а главное заинтересованным. Отвечать целесообразно кратко, без лишних слов и не объясняя своих ошибок, если об этом не спрашивают. Если же, признав ошибку, критикуемый говорит «но» и переходит к объяснениям, то вызывает следующую волну критики, ещё более осложняя ситуацию. Никогда не следует спешить с ответом на замечания. Даже, если ответ кажется очевидным, следует сделать паузу и ещё раз подумать, как целесообразнее признать свою ошибку и наметить пути улучшения ситуации.
Приемли критику, мой друг, без раздраженья, Тогда, клянусь, из дела будет прок — Найди в ней зёрна здравого сужденья, Впитай в себя — вот мой тебе урок. А. Гафуров
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 252; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |