Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ошибки критикующего




Мы часто клеймим чужие недостатки,

но редко, пользуясь их примером,

исправляем свои.

Ф. Ларошфуко

К сожалению, в большинстве случаев критикующая сторона неадекватно воспринимает оппонента. К типичным искажениям восприятия относятся следующие:

1. «Поиск соломинки в глазу другого». Преподаватель, критикующий учащегося, как правило,

в деталях рассказывает, как тот недостаточно вежливо разговаривал, держал руки в карманах, ехидно улыбался. Он замечает малейшие нюансы в поведении воспитанника. А на невинный вопрос:

— А как вы вели себя? нередко возмущённо отвечает: — А при чём здесь я? Ведь мы разбираем не

моё поведение. Да как причём? Ведь своим поведением старший может успокоить подростка или,

наоборот, провоцировать его на серьёзный конфликт. При критике чрезвычайно важно контролировать каждое произнесённое слово, жест, мимику. Уметь следить не только за критикуемым, но, в первую очередь, за самим собой.

2. «Иллюзия собственного благородства», когда критикующий считает, что от случившегося он страдает больше учащегося и, с точки зрения морали, сам ведёт себя образцово. В большинстве случаев преподаватель убеждён, что дело только в учащемся, который не хочет исправлять свои ошибки.

3. «Двойная этика». Человеку свойственно приукрашивать собственное поведение даже перед

самим собой. Собственные действия мы всегда стараемся представить как разумные, уважительные по отношению к учащемуся, а его реакцию, как недопустимую, нечестную. Великий индийский мыслитель М. Ганди говорил о скверной привычке утверждать, что другие мыслят неправильно, а мы правильно, и те, кто придерживается иных с нами взглядов, — враги.

4. «Всё ясно». Нередко критикующий упрощает ситуацию конфликта. И опять цель та же: представить, что мои действия правильны, а вот подростки ведут себя непозволительно, безобразно, неадекватно ситуации.

Подобные заблуждения, часто возникающие в процессе критики, затрудняют понимание критикуемым допущенных ошибок, усугубляют положение, затрудняют исправление недостатков.

К сожалению, примеров неверной, ошибочной критики более, чем достаточно. Часто преподаватели, представители администрации просто запрещают себя критиковать. Но в этом случае их обсуждают за глаза и при этом чаще всего несправедливо и отстоять свои позиции они не могут. Такая критика не может принести пользы, так как, даже если все говорится правильно, дело не меняется, всё остаётся по-прежнему. Часто критика бывает неконкретной, когда не называются фамилии, группы, участки работы, ответственные за промахи. Бывает, что недостатки в работе относят на счёт тех, кого уже нет в коллективе. Настоящую критику это мало похоже, и смелостью тут даже не пахнет, определённую пользу даже такая критика приносит, указывая на ошибки, которые не следует повторять.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.