Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интеллектуальная собственность. База знаний и интеллектуальная собственность

База знаний и интеллектуальная собственность

 

База знаний предприятия — это сложное многоярусное раз­номасштабное образование, включающее базы знаний всех своих сотрудников и групп, базы знаний организационных единиц и их комплексов. Далее по масштабу выделяют базы знаний всего пред­приятия, групп взаимосвязанных предприятий, совместно решаю­щих какую-либо задачу, базы знаний альянсов, консорциумов и других интегрированных крупных комплексов (например, финан­сово-промышленных групп, холдинговых компаний и корпора­ций).

По содержанию индивидуальные и коллективные базы зна­ний характеризуются наличием:

· знаний — совокупностью теоретических знании по облас­тям деятельности и функциям;

· методических знаний (зна­нием методов);

· методологических знаний (знанием специ­фики применения методов); проектных (как, ставить цели);

· технологических знаний (как достигать цели);

· технических(на основе какой техники и каких систем);

· организацион­ных (каким коллективом);

· экономичеких (с какой эффек­тивностью);

· социальных (с каким социальным результа­том);

· умений — генерировать идеи и создавать концепции проектов бизнес-npoцeccoв;

· интегрировать и аккуммулировать знания для реализации проектов по всем источникам;

· осуществлять проекты, виды деятельности, процедуры и операции;

· навыков — по выполнению специалистами и коллективами своих функций, задач и обязанностей;

· по организации и уп­равлению основной и инфраструкторной деятельностью.

Предполагается, что основа базы знаний — это творческий и интеллектуальный труд, результаты которого способны со­ставлять интеллектуальную собственность и интеллектуальный капитал.

 

Интеллектуальная собственность (ИС) — собирательное по­нятие, применяемое для обозначения прав на:

· результаты интеллектуальной (творческой деятельности в области науки и техники;

· средства индивидуализации участников гражданского оборо­та, товаров или услуг;

· защиту от недобросовестной конкуренции.

Оценке для целей бизнеса в первую очередь подлежат оборотоспособные имущественные права на результаты творческой дея­тельности или средства индивидуализации. Такие права можно оценивать как самостоятельные объекты или как идентифицируе­мые нематериальные активы.

Объектами интеллектуальной собственности (ОИС) принято называть результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров и услуг в случаях, предусмотренных законодательством. Главный критерий при отнесении таких объектов к ОИС — наличие право­вой oxpaны. К объектам прав ИС относятся изобретения, полезные модели промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслу­живания, фирменные наименования, коммерческие наименования и обозначения.

Секрет производства (know-how) — техническая, организационная или коммерческая информация, которая защищается от незаконного использования третьими лицами при условии, что эта информация имеет действительную или потенциальную коммер­ческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам. К этой информации нет свободного доступа на законном основании; об­ладатель информации принимает надлежащие меры к охране ее конфиденциальности.

Однозначного понимания термина know-how не существует.

Его понятие уточняется в договорах оценки, связанной с этими целями, различают три вида ноу-хау:

· нетделимые от конкретного индивидуума (физического лица), в том числе индивидуальные навыки и умения;

· неотделимые от конкретного предприятия (юридического лица), в том числе технологии, основанные на традиции или" предполагающие необычно высокую культуру производства;

· отд ел имые в общем случае от предприятия или индивидуу-ма, в том числе: сознательно скрываемые технические све­дения, рисунки, чертежи, а также «условные (номинальные now-how»), т.е. сохраняемые в секрете патентоспособ­ные результаты.

Результатами интеллектуальной деятельности в полном смыс­ле слова можно признать know-how лишь третьего типа.

Коммерческая тайна — это понятие несколько выше, чем по­нятие «секреты производства (know-how)», так как коммерческую тайну могут составлять также списки клиентов, первичные бухгал­терские документы и многие другие сведения.

 

Средства индивидуализации — к охраноспособным средствам индивидуализации бесспорно относятся товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест, фирменные наименования За кон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименова­нии мест происхождения товаров»).

Портфель прав — чаще всего права ИС передаются не по (дельности, а в сочетании с другими правами или услугами, обеспечивающими в совокупности монополию на производство того продукта или на использование новой технологии. Иначе говоря, они передаются в составе портфеля прав ИС. Кроме ого, права ИС, или портфель прав, часто передаются вместе с юридическим лицом — правообладателем. В таких случаях требу­ется оценка передаваемого портфеля прав ИС в целом или соответственно оценка всего юридического лица, а не отдельных прав ИС.

Интеллектуальный капитал — это знания, обладающие потенциальной ценностью, т.е. идеи. Как таковой, интеллектуальный капитал не имеет реальной ценности, пока он еще не защищен и не используется.

Интeллeктyaльнaя собственность — знания, которые являют­ся чьей-либо собственностью, т.е. защищены патентом. Интеллек­туальная собственность, по определению, имеет количественный стоимостный потенциал, который зависит от потенциального ее использования. Этот стоимостный потенциал, однако, остается не реализованным до тех пор, пока интеллектуальная собственность не используется каким-либо образом.

Интеллектуальные активы — знания, имеющие определен­ную стоимость и используемые определенным целенаправленным образом. То есть патенты, лицензированные для конкретной цели, превращают интеллектуальную собственность в интеллектуальные активы, имеющие для своего владельца определенную выражен­ную в деньгах стоимость. Во многих корпорациях наиболее легко определяемыми и управляемыми видами интеллектуальных акти­вов являются патенты, торговые марки, авторские права, коммер­ческие секреты и know-how.

Интеллектуальный капитал (связи с клиентами, технология, способности сотрудников, прикладной опыт) помещается в одну группу с человеческим интеллектуальным капиталом и так назы­ваемым структурным интеллектуальным капиталом. Человеческий капитал — это индивидуальные знания и навыки. Структурный капитал — это та часть интеллектуального капитала, которая ос­тается у фирмы после ухода работника.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Мотивация персонала | Интеллектуальная собственность и ее правовая защита
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 617; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.