Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исторические условия развития Великобритании в хVIII- первой трети ХIХ ст




 

Великобритания ХУIII века представляла из себя страну в которой бурно развивалось мануфактурное производство. С 60-х годов ХУIII века до второго десятилетия ХІХ века осуществлялся процесс промышленного переворота. Страна к первой трети ХIХ века превратилась в «фабрику мира». Буржуазия завоевала господство в торговле, сельском хозяйстве, промышленности, но, при этом, ещё сохранялись пережитки феодального способа производства. Отсюда, основной конфликт в обществе протекал между классом буржуазии и лендлордами.

В 1707 году Шотландия заключила унию с Англией, благодаря чему, были сняты таможенные барьеры в торговле между этими странами. Шотландские купцы теперь могли беспошлинно торговать не только в Англии, но и ее колониях. Уния существенно расширила пределы внутреннего и внешнего рынка, что стимулировало развитие капитализма, так как простое товарное производство является условием появления нового общества, а оно всецело определяется размерами рынков. Знание законов капитализма становилось ключом к развитию производства и достижению полного господства буржуазии в стране.

Рынок стимулировал развитие знаний. Вокруг Глазго, где образовался крупный промышленный центр, возник университет, один из крупнейших в стране центров знаний. В обществе господствовал дух свободомыслия. Однако уния стоила Шотландии национальной независимости, с чем не могло согласиться население её горных районов. Оно постоянно поднимало мятежи против англичан. Через полвека, равнинная Шотландия, где активно развивались капиталистические отношения, превратилась в процветающий регион, а на другой ее части – горной, сохранялись глубокие пережитки феодального строя и нищета.

Эпоха, в которой жил Д. Рикардо, представляла собой пик про­мышленного переворота. Мануфактуры сменяют фабрики. Быстрыми темпами распространяется наемный труд. Рабочий день составлял 12-13 часов, усиливалась эксплуатация, что в период с 1811- 1812 годы привело к возникновению движения луддитов, которые ухудшение своего положения видели в машинах, на что направляло их гнев на порчу машин.

Основной конфликт между классами сохранялся между промышленной буржуазией и земельными собственниками. Развитие капитализма тормозили, так называемые, хлебные законы. Суть этих законов сводилась к запрету импорта дешевого хлеба. В связи с этим, цены на отечественный хлеб, составлявший основной продукт питания пролетариата, возросли, и капиталисты вынуждены были платить рабочим высокую зарплату. С другой стороны, часть средств забирали земельные собственники, искусственно поддерживающие высокую арендную плату за пользование землёй, которую вынуждены были платить капиталисты-арендаторы. Таким образом, капитал оказался как бы зажатым в тисках, с одной сторо­ны, рабочими, с другой - лендлордами. В этот период времени зарождается движение буржуазии Брайтона-Кобдена, образовавшими лигу за отмену хлебных законов. Проблемы выяснения распределения продукта земли между тремя классами общества – рабочими, капиталистами и земельными собственниками стали доминирующими.

 

2. А.СМИТ (1723–1790) – ЭКОНОМИСТ МАНУФАКТУРНОГО ПЕРИОДА

Считается, что великий шотландский экономист А.Смит родился 5 июня 1723 года на берегу Северного моря, в городке Керколди. Как выяснили, в последствии, биографы, отмеченная дата оказалась датой регистрации ребенка его матерью. Отец первенца умер за несколько месяцев до рождения мальчика. В четыре года ребёнка чуть было не украли цыгане, проезжавшие через город. До 14 лет Смит жил в родном городке и учился в местной школе.

После её окончания он поступил в глазговский университет, где учился с 1737 по 1740 годы, сначала в классе логики, а затем - в классе нравственной философии. К 17 годам юноша уже слыл ученым, но странным малым. Так, иногда, среди шумной компании он мог неожиданно для окружающих начать рассуждать вслух. С 1740 по 1746 года Смит учится на стипендию от глазговского университета в Оксфорде. Этот период жизни он вспоминать не любил, так как занятия часто проводили ассистенты вместо профессоров и шотландцев не те ни другие не любили. Там он часто болел, и единственными его друзьями были книги. В 1746 году, не окончив университет, Смит возвращается в Керколди.

С 1748 по 1751 год он читает лекции по английской литературе в Эдинбурге, а затем переходит на чтение курсов по юриспруденции, политическим учениям, социологии и экономике. В лекциях А.Смит проводил идею противопоставления экономического либерализма централизованному устройству государства. В 1751 году он занимает кафедру логики, а с 1752 года нравственной философии, то есть, фактически, общественных наук, в современном понимании этого слова. В Глазго А.Смит прожил 13 лет, бывая 2–3 месяца в году в Эдинбурге. В университете, в это время, учились выходцы из России, два из которых стали любимыми учениками А.Смита. Это Виктор Третьяков и Семен Десницкий, которые довольно часто бывали у любимого преподавателя в гостях. Там же, учился сын Екатерины Романовой-Дашковой, подруги Екатерины II, периодически приезжавшей навестить своего сына, в которую А.Смит был безнадёжно влюблен.

В 1759 году вышла в свет его первая работа «Теория нравственных чувств» посвящённая проблемам этики новых отношений, рассмотренных через призму изучения экономических. В 1764 году он получает лестное предложение от герцога Баклю занять место воспитателя его сына с пожизненным окладом в 300 фунтов стерлингов в год. В качестве его воспитателя он уезжает в Европу.

С декабря 1765 по октябрь 1766 А.Смит живет в Париже. Несколько вечеров он проводит на антресолях версальского дворца в окружении Гельвеция, Кенэ, Тюрго, Д’Аламбера, Гольбаха. Посещает он и женевского затворника Вольтера. Встреча с ним произвела на А.Смита неизгладимое впечатление. Старый Дюпон вспоминал, что на заседаниях секты Ф.Кенэ А.Смит сидел тихо и не вступал в дискуссии физиократов. Причина этого раскрылась позже – плохое владение разговорным французским. Однако, как показало время, идеи физиократов А.Смит усвоил достаточно глубоко.

После приезда в Шотландию, в глазговский университет он уже не вернулся. Уединившись в Керколди, он продолжает писать, начатую ещё в континентальной Европе, большую работу. В 1773 году Смит едет в Лондон показать, как ему казалось, готовую рукопись книги своему другу Д.Юму. А.Смит чувствует себя очень плохо и просит стать его душеприказчиком. Работа забрала много сил. Состояния нервного напряжения велико. Однако судьба распорядилась иначе. В 1776 году от неизлечимой болезни медленно умирает Д.Юм. Будучи смертельно больным, он пишет свою «Автобиографию» в котором виден образ вольнодумца. Предисловие к этой книге написал А.Смит. Выход работы вызвал ярость церковников, в результате чего, разгорелся большой скандал. Он совпал с выходом в марте 1776 года в издательстве Уильяма Стрехема, друга Бенджамина Франклина, книги самого А.Смита «Богатство народов». Книга оказалась в поле внимания публики и очень скоро стала бесцеллером. Первый перевод ее на иностранный язык был сделан в России. Человек, не читавший эту работу, не мог считаться в те времена образованным.

Благодаря хлопотам герцога Баклю, А.Смит получает в 1778 году должность таможенного комиссара Шотландии с окладом 600 фунтов в год. Этот подарок герцога имел для науки нежелательные последствия, так как А.Смит с головой ушел в новую работу. Его мечта написать более масштабное произведение так и не осуществилась. Все время забирала служба. Рекомендации, которые предлагал А.Смит для экономической политики Англии, активно использовал самый молодой министр в истории страны Уильям Питт.

А.Смит, к этому времени, становиться одним из известнейших людей Европы. Четыре последние годы жизни он сильно болел. Именно болезнь помешала встрече двух великих людей Шотландии – А.Смита и её поэта Роберта Бернса. В феврале 1790 года по указанию А.Смита уничтожаются все рукописи и его переписка. 17 июля 1790 года великого мудреца Шотландии не стало.

 

3. ВВЕДЕНИЕ В КНИГУ «ИССЛЕДОВАНИЕ О ПРИРОДЕ И ПРИЧИНАХ БОГАТСТВА НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ» (1776):

 

а) зависимость величины богатства от характера национальностей и распределения ее труда

Главной книгой А.Смита, которая определила развитие экономической науки на столетия вперед, стало его «Богатство народов». Произведению предшествует введение в план сочинения. В нём автор сначала ставит вопрос о сущности (природе, в терминологии А.Смита) богатства. А.Смит выясняет его природу как основу буржуазного строя. Он отмечает, что годичный труд каждого народа представляет собой первоначальный фонд, который доставляет ему все необходимые для жизни продукты, которые можно либо использовать для своих нужд или обменять на другие продукты. Соотношение этих продуктов с численностью населения показывает богатство или нищету народов.

Вторым аспектом, являются изучение условий роста данного богатства (по А.Смиту, его причин), которые определяется двумя условиями:

1. Искусством, умением и сообразительностью с каким применяется труд.

2. Соотношением между теми, кто занят полезным трудом и теми, кто им не занят.

Причем первое условие является главным. От него зависит процветание народов. Так бедные страны, как правило, по мнению А.Смита, задействуют всех жителей в труде, но живут в них даже знатные люди небогато. У богатых стран, наоборот, много людей незанятых производительным трудом, а общество живет в достатке.

 

б) структура работы

«Богатство народов» А.Смита состоит из 5 книг. Первые две посвящены проблемам политической экономии. В первой книге А.Смита нужно обратить внимание на слова естественным образом, что указывает на объективность действия закономерностей. Тем самым в объект анализа попадают производственные отношения как предмет «Политической экономии». Первая книга выясняет причины, которые увеличивают производительность труда, а также законы распределения продукта между различными классами общества.

Вторая книга «О природе капитала, его накоплении и применении» имеет целью выяснить второй фактор роста богатства. Отмеченное деление людей на занятых производительным и непроизводительным трудом не произвольно. Оно определяется законами накопления капитала, которые А.Смит и выясняет в этой главе. В ней детально рассматриваются природа капитала, способы его постепенного накопления, а также изменения в количествах труда, приводимых им в движение, в зависимости от различных способов его применения. Первые две книги позволяют выяснить природу богатства и факторы, влияющие на его рост.

Третья книга А.Смита «О развитии благосостояния у разных народов» посвящена обстоятельствам, которые стимулировали у одних народов развития одних отраслей производства, например, промышленности, а у других другие, например сельского хозяйства. Это предмет новой науки – «Экономической истории». Он позволяет рассмотреть богатство разных народов с другой стороны – развития производительных сил.

В четвертой книге выясняются два, господствовавших в то время, направления экономической мысли – меркантилизм и физиократия, чем закладывает основы науки «История экономической мысли». Взгляды ученых этих направлений получали практическую реализацию через экономическую политику государств, которая приводила к росту или оскудению богатства страны.

И, наконец, пятая книга «О доходах государя и государства", исследует финансовые системы двух типов – феодальную и становящуюся систему финансов буржуазного строя. Первая из них, строится на принципах максимального удовлетворения господствующих слоёв общества и её главная задача в нахождении источников дохода для нужд феодального государства (ведения войн, паразитического потребления и т.д.). Отсюда, в бюджете государства, главным является наполнение любыми путями доходной части. В буржуазном обществе, главным является необходимость накопления капитала, чему и должна подчиняться финансовая система. Исходя из этого, в бюджете, главной является расходная часть, при правильном определении которого, автоматически возрастает доходная часть. В этой книге А.Смит формулирует, также, четыре золотые правила финансовой системы. В виду того, что финансовая система у А.Смита тоже является важнейшим фактором роста богатства, она дополняет анализ обстоятельств, ведущих к росту общественного богатства. Отсюда столь пристальное внимание к ее построению.

Как видно из выше приведенного анализа 5 книг, они, изучая различные аспекты богатства и факторов его роста, ставят задачу раскрыть, и притом всесторонне, все обстоятельства, оказывающие определяющую роль в росте богатства общества или его нищеты. Как видно из труда А.Смита, подобный всесторонний подход к предмету исследования зафиксированный в названии работы в экономической литературе встречается крайне редко.

Перейдем к характеристике первой книги «Богатства народов». Она открывается главой о разделении труда

4. ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПЕРВОЙ КНИГЕ «ПРИЧИНЫ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА И ПОРЯДОК, В СООТВЕТСТВИИ С КОТОРЫМ ЕГО ПРОДУКТ ЕСТЕСТВЕННЫМ ОБРАЗОМ РАСПРЕДЕЛЯЕТСЯ МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ КЛАССАМИ НАРОДА»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.