Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Смит о происхождении и использовании денег




А.Смит о причинах вызывающих, разделение труда и тех которые его ограничивают

А. Смит о разделении труда

 

"Величайший прогресс в развитии производительной силы труда и значительная доля искусства, умения и сообразительности, с каким он направляется и прилагается, - писал А. Смит, - явились, по-видимому, следствием разделения труда (курсив наш)».

Будучи экономистом мануфактурного периода, он берет разделение ручного труда в обществе за исходный пункт своего анализа. Ввиду не столь очевидного проявления разделения труда в обществе, А.Смит иллюстрирует его на примере мануфактуры по изготовлению булавок. Этот пример используется в качестве иллюстрации того, почему разделение труда ведет росту его производительности.

Разделение труда больше проявляется в промышленности, чем в земледелии, в силу специфики отрасли, которая не допускает многообразного разделения. Отсюда, промышленно развитые страны будут иметь значительные преимущества в экономическом развитии, но не в сельском хозяйстве, где разделение труда слабо развито. Причины роста количества работ при ручном разделении будет рази­тельно отличаться по сравнению с отраслями, где труд слабо разделен. Рост производительности труда в случае его разделения даже при использовании ручного труда, как особенности мануфактуры, может возрастать. За счет чего? Прежде всего:

1. Вследствие увеличения ловкости каждого отдельного рабочего, выполняющего отдельную операцию.

2. Вследствие экономии времени при переходе от одной операции к другой.

3. Изобретения машин, возникающих в результате упрощения операций в мануфактурном производстве.

Все это приведет к значительной экономии времени на изготовление продукта, а, следовательно, к резкому повышению производительности труда иногда в 30-50 раз. Изобретение машин делает выполнение работ более качественным и приводит к непрерывному процессу усовершенствования машин. Сначала самим рабочим (см. пример с мальчиком усовершенствовавшим паровую машину), а затем, становится делом специальной группы людей – механиков. Постепенно, разделение проникает в науку, выделяя особые профессии как-то физики, химики, биологи и т.д. Специализация, проникая в науку, позволяет достичь уче­ным больших высот в отдельных отраслях знаний.

В последствии, А.Смит отметит и плату человечества за такой прогресс, в первую очередь, физическое уродство работника, связанное с его однообразными движениями на одной технологической операции в процессе производства (например, развитие одной руки больше, чем другой). Вторым негативным последствием являлся его профессиональный идиотизм, связанный с выполнением простых однообразных операций, отупляющих работника. В качестве борьбы против этого, А.Смит рекомендовал правительству Англии вводить начальное образование рабочих.

 

II глава кни­ги А. Смита исследует причину, вызывающую разделение труда в буржуазном об­ществе, которую он видит в природной склонности людей к мене, обмену. Этим качеством обладает только человек и не имеет ни одно животное. Интересно, что в ХХ веке это предположение получило подтверждение биологов.

А.Смит считал, что человек быстрее достигнет своей цели, если обратиться к эгоизму другого человека, то есть будет учитывать его частные интересы. По мнению А.Смита, вещь можно получить тремя спо­собами:

а) разжалобив другого человека;

б) отобрать понравившуюся вещь;

в) получить её путем обмена.

При этом, наиболее выгодным способом получения вещи является последний путь, через обмен. Ибо в первом случае не каждого человека можно разжалобить, во втором случае отбирания вещи у другого человека, не вызывает у пострадавшего желания что-то произвести в большем количестве даже для себя, не говоря о ком-то. Это хорошо поняли в Древнем Риме, совершая набеги на варваров. Только после того как последними были установлены границы, наладился обмен с Римом и у варваров возникла заинтересованность производить излишек.

Обмен выгоден всем. Во-первых, посредством получения за менее нужные вещи бо­лее нужных. Во-вторых, в результате экономии своего труда, посредством отказа от производства всех необходимых нам продуктов и сосредоточением усилий на произ­водстве только их части, но в значительно большем количестве, чем необходимо потребителю. Это позволяет получить большее количество продуктов, чем-то, которое мы имели бы, если производили все для себя сами. Из этого вытекала идея А.Смита об абсолютных преимуществах, которая, позже, будет дополнена принципом сравнительных издержек Д. Рикардо. На этом принципе строится вся мировая торговля. Обмен является средством получения другого продукта посредством соблюдения продавцом, в первую очередь, своих собственных интересов. Поэтому, «мы обращаемся не к их гуманности, а к их эгоизму, и никогда не говорим им о наших нуждах, а об их выгодах»,- писал А.Смит.

Специализация ведет к углублению разделения тру­да и развитию производительных сил. Разделение труда развивает способности людей, которые в младенческом возрасте и лет до 8 мало различаются у разных людей. Эти способности, которые они имеют, могут быть использованы в общих целях. Так, навыки по производству вина позволяют через обмен полу­чить другие продукты, например, пшеницу, которую лучше, и с меньшими затратами, произведут другие люди, имеющие большие склонности к этому роду занятий. Такую выгоду, ввиду отсутствия склонности к обмену, животный мир использовать не может, так как это прерогатива только человека.

В III-й главе книги "Разделение труда ограничивается размерами рынка" он показывает, что возможности обмена ведут к разделению труда, которая определяется его размерами. Пределы последнего зависят от плотности населения и состояния средств сообщения.

На принципе влияния рынка на разделение труда и перспективы развития капитализма в конце ХIХ века в своей книге "Развитие капитализма в России" обратил внимание В.И.Ленин. Он доказал наличие капитализма в России, прежде всего, через существование внутреннего рынка как главного условия этого развития. На эту сторону вопроса красноречиво указывает подзаголовок книги – "Развитие внутреннего рынка в России". Развитие внутреннего рынка является первоочередной задачей современной Украины.

 

Вопрос о происхождении и употреблении денег является предметом IV главы І книги А. Смита. Он пишет, что при установлении разделения труда все большую часть потребностей люди удовлетворяют продуктами, полученными через обмен, то есть излишками своего труда. Общество превращается в торговый союз. Возникающие сложности в обмене ограничивали разделе­ние труда. Чтобы их избежать, люди стали держать у себя товар, который другие не отказались бы взять в качестве обмена, то есть, по сути, товара-эквивалента. В разных частях света эту роль выполняли разные товары. Так, например, в Древней Греции это был скот, в Абиссинии - соль, на берегах Индии - раковины особого вида, в Виржинии - табак и т.д.

В конечном итоге, люди сочли, что лучшим средством обмена есть металлы. Однако, использование слитков металла или его песка вызывало определённые неудобства - взвешивание и определение пробы, которые были устранены чеканкой монет. «Таким образом, - писал А.Смит,- у всех цивилизованных народов деньги стали всеобщим орудием торговли, при посредстве которого, продаются и покупаются всякого рода товары или же обмениваются один на другой».

Далее А.Смит приступает «…к выяснению правил, согласно которым люди обменивают товары друг на друга или за деньги. Эти правила определяют так называемую относительную, или меновую, ценность товара».

Как и экономисты его эпохи, А.Смит пользуется понятием "ценность", а не "стоимость". Слово ценность имеет два различных значения. Первое – означает, полезность какого либо предмета "ценность в потреблении", а иногда возможность приобрести другие предметы "ценность в обмене", которую дает обладание данным предметом. Первое называют потребительной стоимостью, а второе меновой стоимостью. Разницу между этими категориями А.Смит объясняет на примере парадокса воды и алмаза. Так, вода имеет высокую ценность в потреблении и невысокую ценность в обмене, а алмаз же наоборот.

В последующих V-VII главах А. Смит исследует три правила, по которым обмениваются товары друг на друга или за деньги. Их выяснение позволяют ему показать:

1. Каково действительное мерило меновой стоимости или в чем состоит действительная цена товаров (V глава).

2. Из каких частей состоит действительная цена товара (VI глава).

3. Какие причины повышают иногда некоторые или все части цены товара над естественным или обычным уровнем, а иногда и понижают ниже этого уровня; или какие причины иногда препятствуют точному совпадению рыночной цены, то есть, фактической цены товаров, с их естественной ценой (VII глава).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.