КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Системообразующие факторы организационной культуры японских и западных компаний
Национально ориентированные типологии организационной культуры Особенности национальных культур, определяющие различия в культурах отдельных организаций, начали изучаться еще в 1970-е годы. Интерес к данной проблематике был вызван «японским экономическим чудом», и неслучайно, что все первые типологии организационной культуры включали в себя в качестве базовых моделей именно японскую и американскую (в широком смысле — западную) культуры. К ним следует отнести типологии С. Иошимури, У. Оучи [58], У. Ноймна, Р. Льюиса, Г. Лейн и Дж. Дистефано [138], В.Н. Гаськова и др Следует сразу оговориться, что отнюдь не все в управлении японскими организациями определяется национальными ценностями. В послевоенное время, когда создавалось или возрождалось большинство современных японских компаний, имели место некоторые особые социально-экономические характеристики общества, которые носили вполне конкретный системный характер и не были напрямую связаны с национальной культурой. Так, дефицит трудовых ресурсов, причиной которого послужили сложности перетока населения из сельской местности в города, определил ориентацию компаний на долгосрочный, в частности пожизненный, наём, что нашло отражение в трудовом законодательстве. Традиционное использование долгосрочных банковских кредитов при низкой процентной ставке позволяло японским менеджерам сформировать принципы управления, ориентированные на долгосрочную перспективу. Однако все же наиболее значимые отличия японских компаний от американских и европейских крылись в особых культурных ценностях, определяющих место человека в мире и обществе, отношение к переменам, роль общины и коллектива и многое другое (табл. 4.1).
Таблица 4.1
В настоящее время японский тип организационной культуры приобретает, скорее, статус идеальной модели, черты которой можно найти в организациях буквально каждой страны. Многие компании — американские в том числе — экспериментировали и продолжают экспериментировать с пожизненным наймом как инструментом повышения приобщенности работника к глобальным целям организации. Планирование карьеры и ротация кадров стали также почти повсеместным явлением в крупных организациях. Не стоит говорить и о японских методах контроля качества, которые получили распространение по всему миру как один из рациональных организационно-технических подходов, определяющих эффективность производственной компании. Следует обратить внимание на то, что национальные особенности организационной культуры компаний могут быть связаны не только с особенностями национальных характеров тех или иных народов, но и с особенностями их экономического развития. Это имеет место в отношении Японии, это характерно и для других стран. Так, принципиально важным оказывается распределение собственности между индивидуальными и различными видами институциональных инвесторов. Впервые данный факт был проанализирован Питером Друкером. В своей работе «Невидимая революция», вышедшей еще в 1975 г., он обратил внимание на то, что главными инвесторами по отношению к американским компаниям начинают выступать пенсионные фонды, т.е. объединенные индивидуальные вкладчики. Такая ситуация оказывается поистине новой и недостаточно концептуализированной на уровне общей корпоративной идеологии и особенностей организационной культуры.
Классической национально ориентированной типологией организационных культур является типология голландского ученого Г. Хофштеде. В отличие от предыдущих в ней не создаются идеальные типы — американский, японский или какой-либо другой. Хофштеде проводил свои исследования более чем в 70 странах и опросил порядка 60000 респондентов. В результате он получил набор определенных критериев сравнения организационных культур в различных странах. Эти критерии также носят название «факторы-ценности», которые могут проявляться в разных культурах с различной силой. Сочетание таких проявлений делает культуру отдельной страны, при всей ее неповторимости, вполне сравнимой с другими культурами. Культура страны, с ее ментальными, мировоззренческими предпочтениями, проявляется в данном случае на уровне культур действующих в ней организаций. Понятно, что, как и другие национально ориентированные типологии, типология Хофштеде в ряде своих аспектов описывает не только внутрикорпоративные, но и макросоциальные ценности, определяющие специфику того или иного национального характера. Сразу следует оговориться, что на территории бывшего Советского Союза (а основные исследования проходили до 1980 г.) Хофштеде исследования не проводил. С одной стороны, это объяснялось спецификой тогдашних советских организаций, для исследования которых методика, ориентированная на рыночные организации, мало подходила. С другой стороны, Хофштеде понимал, что национальные культуры отдельных республик Союза очень специфичны. Это предполагало для соблюдения корректности исследования многократно увеличить объем выборки. В 1993 г. Хофштеде все же публикует данные о России, которые были получены не из стандартных опросников, а из косвенных источников (вторичной информации) — данных статистики, результатов локальных исследований других ученых, описаний российских архетипов в литературе и др. В результате получилась весьма специфическая и во многом спорная трактовка основных черт российской организационной культуры. В 1995—1996гг. по методике Хофштеде было проведено исследование под руководством видного российского специалиста по теории менеджмента О.Н. Наумова, которое серьезным образом скорректировало данные по России. Вместе с тем с чисто социологических позиций сравнивать нашу страну 1995 г. с реалиями, характерными для других стран 1980-х годов, кажется не вполне корректным. Кроме того, О.Н. Наумов подчеркивает, что «происходящая в настоящее время в российском обществе социально-экономическая и политическая трансформация подвергает изменениям и формальное поведение людей, и существующую культуру. При этом направленность изменений меняется в зависимости от преобладающих методов выработки реакции на факторы воздействия с учетом их сложности и динамизма». Говорить о сложившейся культуре ведения бизнеса в России пока невозможно, а следовательно, невозможно вывести и сколько-нибудь стабильный образ культуры российской организации. Конкретно этой проблеме будет посвящен последний раздел данной главы. А при рассмотрении типологии Хофштеде следует ориентироваться прежде всего на ее концептуальное содержание, ставшее во многом классическим и определяющим методологию многочисленных после-дующих изысканий в области сравнительного анализа социально-экономических аспектов культуры различных стран и народов.
В своей типологии для сравнения культур организаций различных стран Хофштеде выделил следующие факторы-ценности: • дистанцию власти; • индивидуализм (коллективизм); • мужественность (женственность); • стремление избежать неопределенности;
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |