КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Изучение и изменение организационной культуры
Особенности персонала (при наличии большого количества некомпетентных, малоквалифицированных работников адекватными становятся культуры власти и роли, при высококвалифицированном персонале целесообразно создавать культуру задачи). Типология Т. Е. Дейла и А.А. Кеннеди выделяет четыре главных типа организационной (корпоративной) культуры: - культура высокого риска и быстрой обратной связи. Индивидуалисты — работники подобных организаций постоянно рискуют, но получают обратную связь независимо от правильности выполняемых ими действий. Такая культура характерна для организаций, занимающихся управленческим консалтингом, рекламой, в армии, строительстве, полиции и т.п.; - культура низкого риска и быстрой обратной связи. Работники мало рискуют, их поощряют вести интенсивную деятельность с относительно небольшим риском. Здесь важно работать в команде, уметь угодить клиенту. Такая культура характерна для магазинов, организаций, работающих с высокими технологиями, компаний по страхованию и др.; - культура высокого риска и медленной обратной связи. Высокие риски, но медленная обратная связь, длительный процесс принятия решений, жизнестойкость и долговременная перспектива характерны для этого типа организационной культуры. Так работают нефтяные компании, архитектурные фирмы, производители товаров производственного назначения, коммунальные службы; - культура низкого риска и медленной обратной связи. Здесь работники и руководство сосредоточивают свое внимание на техническом исполнении. Внимание концентрируется на инструкциях, предписаниях, технических усовершенствованиях. Четко проявляются символы статуса. Так работают банки, правительственные департаменты и т.п. Типология Р. Акоффа построена на анализе культуры организации с позиции отношения власти в группе или организации. Свое исследование он построил на выделении двух параметров — степени привлечения работников к установлению целей в организации и степени привлечения работников к выбору средств достижения поставленных целей. На основании их сравнения Акофф выделил четыре типа организационной культуры: 1. корпоративный, для которого характерны низкая степень привлечения работников к установлению целей, низкая степень привлечения работников к выбору средств достижения поставленных целей. Так выглядят традиционные централизованные организации с автократическим стилем управления; 2. консультативный, для которого характерны высокая степень привлечения работников к установлению целей, низкая степень привлечения работников к выбору средств достижения поставленных целей. Отношения строятся по принципу «доктор—пациент». Так работают учебные и лечебные заведения; 3. «партизанский», для которого характерны низкая степень привлечения работников к установлению целей, высокая степень привлечения работников к выбору средств достижения поставленных целей. Такая культура характерна для кооперативов, творческих союзов и клубов; 4. предпринимательский, для которого характерны высокая степень привлечения работников к установлению целей, высокая степень привлечения работников к выбору средств достижения поставленных целей. Так работают проектные организации. Типология М, Бурке основана на анализе взаимодействия с внешней средой, размеров и структуры организации, мотивации персонала и включает восемь типов организации: 1. культура «оранжереи» — бюрократическая организация, не интересующаяся изменениями внешней среды, персонал которой слабо мотивирован. Характерна для государственных предприятий; 2. культура «собирателей колосков» — мелкие и средние организации с архаичной структурой, время от времени взаимодействующие с внешней средой. Персонал таких организаций слабо мотивирован, главная ценность — лояльное отношение к руководству; 3. культура «огорода» — организации с пирамидальной структурой. Взаимодействия с внешней средой ограничены стремлением сохранить доминирующие позиции на традиционном рынке. Для них характерна низкая мотивация персонала; 4. культура «французского сада» — крупные организации с бюрократической системой управления. К работникам относятся как к функционирующим элементам; 5. культура «крупных плантаций» — крупные организации, имеющие 3-4 иерархических уровня. Постоянно приспосабливаются к изменениям окружающей среды. Здесь поощряется гибкость персонала, а степень его мотивации довольно высокая; 6. культура «лианы» - организации с минимальным управленческим аппаратом. Каждый работник ориентирован на требования рынка. Мотивация персонала высокая. Широко используют информационные технологии; 7. культура «косяка рыб» — организации, структура которых меняется в соответствии с изменениями рынка. Мотивация персонала высокая. Предъявляются особые требования к интеллектуальной гибкости персонала; 8. культура «кочующей орхидеи» — организации с неформальной и постоянно меняющейся структурой и ограниченным числом работников. Предлагают единственный в своем роде товар, например консультационные услуги. Так работают рекламные агентства, консалтинговые и юридические фирмы. Различают сильную и слабую организационные культуры. Сильная культура характеризуется тем, что главные (стержневые) ценности организации активно поддерживаются, четко определены и широко распространяются. Чем больше членов организации разделяют ее главные ценности, признают их важность (и привержены им, тем сильнее культура. Система ценностей, принятая в организации, оказывает воздействие на принятие организационных решений, создание атмосферы доверия, определение приоритетов в работе, определение политики в деятельности организации и подбор кадров. Успешно работающие организации имеют четко определенную систему ценностей, которая находит отражение в их стратегии, политике и принимаемых решениях. Слабая культура характеризуется размытостью ценностей, отсутствием ясных представлений о ценностях и общих убеждений относительно того, как сплотить организацию, достичь успеха в своей сфере деятельности. Если есть представления о ценностях и убеждения, то нет согласия по поводу того, что в данный момент является главным и важным. В различных частях организации, в группах доминируют разные точки зрения. Руководители не делают ничего для выработки общего понимания проблем в организации. В организациях выделяют доминирующую культуру и субкультуры. Доминирующая культура выражает основные (центральные) ценности, которые принимаются большинством членов организации. Субкультуры развиваются в крупных организациях и отражают общие проблемы и ситуации, с которыми сталкиваются работники и которые связаны с региональными особенностями и спецификой отдельных подразделений. При этом различают вертикальные и горизонтальные субкультуры. Вертикальная — когда производственное подразделение обладает уникальной культурой, резко отличающейся от культуры других подразделений организации. Горизонтальная — когда функциональный отдел организации руководствуется набором общепринятых понятий (например, бухгалтерия). Французские социологи Р. Блез и Ж. Матетон считают, что в культурах организаций возможны два основных вектора ценностных ориентации: первый — ориентация на продукцию, эффективность и экономический результат; второй — ориентация на личность, удовлетворение ее потребностей, реализацию ее возможностей и способностей. Американец И. Оучи выделяет три наиболее распространенных типа культуры: рыночную, базирующуюся на господстве стоимостных отношений, рентабельности, бюрократическую, основанную на регламентации и инструкциях, и клановую, формирующуюся на основе разделяемой членами организации и созданной ими самими системы ценностей.
.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |