Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организационная структура, задачи и функции БТИ




Объекты и основы государственного технического учета

Государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы - приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома - интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения и иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания и другие объекты недвижимости не относящиеся к жилищному фонду.

Государственный учет жилищного фонда и других объектов недвижимости в Российской Федерации включает в себя технический (оперативный) учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет.

Основу государственного учета объектов недвижимости составляет технический учет, осуществляемый независимо от принадлежности недвижимости по единой для Российской Федерации системе учета путем проведения технической инвентаризации и регистрации документов об обязанностях правообладателей по содержанию строений и помещений.

Технический учет объектов недвижимости возлагается на специализированные государственные и муниципальные органы технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее именуются БТИ), методическое обеспечение которых осуществляет государственная специализированная организация.

 

Возникновение БТИ началось в советской России принятием Постановления «Об инвентаризации имущества местных Советов». В 1930г. было издано новое Постановление «Об инвентаризации имущества местных Советов», согласно которому инвентаризация распространялась на домовой фонд госбюджетных учреждений, кооперативных организаций и частных лиц.

В этих двух важнейших законодательных актах значение инвентаризации основных фондов жилищно-коммунального хозяйства определялось такими народохозяйственными задачами как

- получение данных для составления балансов народного хозяйства;

- обеспечение оценочной базы для правильного воспроизводства основных фондов местных Советов путем амортизационных накоплений и обязательное для налоговых и страховых органов

- пользование оценками и данными инвентаризации земель и строений.

Издание специальных законодательных актов и инструкций инвентаризации строений дало возможность распространить эту работу на все города, рабочие, дачные и курортные поселки, создать финансовую базу для проведения инвентаризации и обеспечить применение в этой работе единой программы и методов.

Основной недостаток инвентаризационно-оценочных данных того времени заключался в том, что они не были сведены к единым ценам и нормам.

В результате страховые и налоговые органы отдельных областей проводили свои операции на разной рыночной базе. Особенно большим недостатком являлось их устарелость, вследствие чего оценочная стоимость строения явно занижалась, что соответственно снижало как размеры страховых платежей, так и страхового возмещения за убытки, причиняемые стихийными бедствиями, в целом снижая размеры налогов со строений.

Очевидно, что все это отрицательно сказывалось на состоянии местных бюджетов. В балансах домоуправлений занижение стоимости строений приводило к занижению амортизационных начислений и средств, выделяемых на капитальный ремонт.

Большие затруднения возникали в случаях приобретения государственными учреждениями домов у отдельных граждан, так как население не соглашалось продавать свои дома государственным органам по заниженной оценке. А по современной стоимости нотариальные конторы не могли фиксировать сделок вследствие того, что по закону приобретение домов частных лиц государственными учреждениями и предприятиями может производиться не выше инвентаризационной или страховой оценки.

Помимо этого, оценкой охватывался не весь городской домовой фонд; были строения, застройки, принадлежащие гражданам на правах личной собственности, которые не инвентаризировались и не оценивались.

Методы оценки по областям не были унифицированы и отсутствовало их обоснование.

Отсутствие единой методологии и программы приводило к невозможности обобщения данных инвентаризации строений как по России в целом, так и по Союзу.

Вследствие этих причин было издано Постановление «Об оценке строений для государственного страхования» от 26.04.1939г. согласно которому была проведена генеральная переоценка строений в городах и поселениях городского типа по всему СССР.

Издание инструкций СССР и инструкций союзных республик способствовало установлению единого организационного плана и единой методологии и программы оценочных работ в целом по Союзу. В результате произведенной на их основе генеральной переоценки строений оценочные данные различных городских поселений приведены к единому уровню цен и норм 1939г.

В военный период была издана инструкция «О проведении в освобожденных от немецкой оккупации городах и поселках технической инвентаризации строений» от 22.07.1943г. Оценка строений по этой инструкции была проведена по этой методике, установленной еще в 1939г.

В дальнейшей истории технической инвентаризации можно выделить следующие этапы:

1-й этап - 1944-1950г.г.- полная инвентаризация строений и правовая регистрация освобожденных городов и поселков, текущая в «тыловых» районах; восстановление и расширение системы БТИ;

2-й этап - 1960-1972г.г. – переоценка, определение износа основных фондов страны;

3-й этап - 1982г. – полная переоценка домового фонда, коммуникаций, земных зон для целей государственного страхования.

Бюро технической инвентаризации (БТИ) является обособленным подразделением Республиканского управления учета, инвентаризации и оценки недвижимости, осуществляющим его функции на территории соответствующей административно-территориальной единицы (района, города) региона - Республики Башкортостан.

БТИ в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ и РБ, законодательством РФ и РБ, Положением о Республиканском управлении учета, инвентаризации и оценки недвижимости.

БТИ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами государственной власти и органами местного государственного управления РБ, а именно:

- с учреждениями юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

- с комитетами по земельным ресурсам и землеустройству;

- с организациями жилищно-коммунального хозяйства;

- с органами архитектуры и градостроительства;

- с нотариальными конторами, судами и банками;

- со страховыми и пожарными органами;

- с другими структурными подразделения органов местного самоуправления.

БТИ на основании технического учета объектов недвижимости заполняют и представляют формы федерального государственного статистического наблюдения в территориальные органы государственной статистики в поряд­ке и сроки, установленные Госкомстатом России по согласованию с Госстро­ем России (Минземстроем России).

Показатели технического учета объектов недвижимости должны соответствовать показателям официального статистического учета.

Основными задачами государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности являются:

1) Обеспечение полной объективной информацией органов государственной власти, на которые возложен контроль за осуществлением градостроительной деятельности;

2) Формирование в целях совершенствования планирования развития территорий и поселений обобщенной информационной базы об объектах градостроительной деятельности и их территориальном распределении;

3) Обеспечение полноты и достоверности сведений о налоговой базе;

4) Информационное обеспечение функционирования системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

5) Сбор и предоставление сведений об объектах градостроительной деятельности для проведения государственного статистического учета.

 

Государственный учет градостроительных объектов независимо от их назначения и принадлежности осуществляется по единой для РФ системе учета
Основные задачи
Государственный технический учет и техническую инвентаризацию проводят специализированные государственные унитарные предприятия или учреждения (службы, управления, бюро), уполномоченные Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству
Объекты градостроительной деятельности, подлежащие техническому учету и инвентаризации   · Объекты, завершенные строительством и принятые в эксплуатацию · Самовольно возведенные строительством объекты (части объектов) · Незавершенные объекты, в т.ч. разрешение на строительство которых не выдавалось · Бесхозные объекты
Исходные положения учета и инвентаризации
· Обеспечение полной объективной информацией органов госвласти, контролирующих градостроительную деятельность, о среде жизнедеятельности · Формирование информационной базы градостроительных объектов для планирования развития территорий и поселений · Обеспечение сведений о налоговой базе · Информационное обеспечение системы госрегистрации прав на недвижимость и сделок с нею · Сбор сведений о градостроительных объектах для государственного статистического учета

 

 


Рис. 2. Общие положения о государственном техническом учете (ГТУ) и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности

К функциям БТИ согласно Постановлению Правительства РФ от 13.10.97г. за №1301 относят:

• техническую инвентаризацию и паспортизацию жилищного фонда и других объектов недвижимости;

• контроль технического состояния строений и помещений;

• оценку и переоценку строений и помещений, в том числе для целей налогообложения;

• информационное и консультационное обслуживание и иную деятельность, связанную с государственным техническим учетом объектов недвижимости.

Результатом технической инвентаризации является составленный на каждый объект недвижимости технический паспорт, в котором фиксируется наличие объекта в натуре, фактическое его местоположение (адрес), собственник (владелец), границы, состав, назначение, использование, технические характеристики, стоимость, состояние, инвентарный номер, реестровый и кадастровый номера, а также отметка о внесении сведений о данном объекте в реестр объектов недвижимости.

На каждый объект учета открывается инвентарное дело с соответствующим номером. Инвентарное дело представляет собой технический паспорт с приложениями к нему, составленными на основании обследования, пополняется инвентаризационно технической документацией по мере проведения обследований в порядке регистрации текущих изменений. Инвентарное дело хранится в архиве БТИ, который является частью единого государственного архива РФ и федеральной собственности. Удостоверение о постановке объектов недвижимости на государственный учет осуществляется путем выдачи копии технического паспорта на объект, с присвоенным инвентарным, кадастровым номерами, заверенной печатью БТИ и подписью директора БТИ.

Функции БТИ направлены на получение оперативной и достоверной информации об объектах недвижимости. Следует иметь в виду, что сведения государственного технического учета и технической инвентаризации объектов недвижимости обязательны для применения в следующих случаях:

1. составление государственной статистической и бухгалтерской отчетности по жилищному фонду;

2. государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

3. исчисление и контроль базы налогообложения недвижимости;

4. ввод в эксплуатацию строений и помещений;

5. определение технического состояния и физического износа строений и помещений;

6. регистрация товариществ собственников жилья (кондоминиумов);

7. присвоение кадастровых номеров объектам недвижимости.


 

1. Разработку основ федеральной политики в области государственного технического учета и технической инвентаризации
2. Назначение организаций, уполномоченных вести гостехнический учет и техническую инвентаризацию, а также определение номенклатуры объектов учета и инвентаризации
· Ведения Единого госреестра градостроительных объектов · Проведения гостехнического учета и технической инвентаризации объектов учета · Формирования и хранения архивных фондов технической инвентаризации · Предоставления сведений учета и иных нормативных правовых, методических и инструктивных актов, форм учетной документации в данной сфере
5. Организационно-методическое руководство гостехническим учетом и технической инвентаризацией
4. Аккредитацию уполномоченных организаций технической инвентаризации
Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству осуществляет:
3. Разработку и утверждение правил
6. Организацию совместно с Федеральной службой государственной статистики и органами исполнительной власти субъектов РФ проведения до технической инвентаризации незавершенных объектов градостроительной деятельности

 


Рис. 3. Функции уполномоченного органа государственного регулирования в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации градостроительных объектов

Последующий технический учет производится путем проведения плановых инвентаризаций строений и помещений с периодичностью не реже 1 раза в пять лет, а так же по мере выявления изменений учетных показателей в процессе внеплановых исследований.

Следует различать понятия "государственный учет жилищного фонда и других объектов недвижимости" и "государственная регистрация прав на недвижимое имущество".

Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права в соответствии со ст. 130, 131. 132 и 164 ГК РФ. Наряду с правом собственности у субъектов правоотношений в области недвижимости могут быть следующие вещные права:

1. право хозяйственного ведения,

2. право оперативного управления,

3. право пожизненного пользования,

4. ипотека и др.

Учитывая, что все помещения относятся к недвижимости, эти вещные права согласно ГК РФ подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Не подлежат государственной регистрации права на жилые помещения, возникающие из договора найма жилого помещения или членства в жилищных (жилищно-строительных) кооперативах.

Государственная регистрация недвижимого имущества осуществляется на основании Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.97 122-ФЗ. Указанным ФЗ предусмотрено завершение создания системы учреждений юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним к 2000 г.

Учетно-техническая, оценочная и правоустанавливающая документация, включающая технические паспорта, регистрационные книги, копии зарегистрированных документов, сформированные в инвентарные дела, и иные инвентаризационные документы, хранятся в архиве БТИ, а так же в объединенном архиве Государственного комитета РФ по жилищно-коммунальному комплексу (Госстрой РФ).

Архивы БТИ относятся к государственному архивному фонду РФ, являются федеральной собственностью, находящейся в пользовании субъектов РФ.

Результаты технической инвентаризации используются для формирования и ведения Единого государственного реестра, осуществления государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с нею. Также данные технической инвентаризации необходимы для ведения государственного статистического учета и определения размера налога на имущество.

При ведении земельного и градостроительного кадастров для ведения реестра федерального имущества необходимо проведение технической инвентаризации.

В конечном итоге данные технической инвентаризации объектов необходимы для формирования инвентарных дел, образующих архивный государственный фонд РФ, включающие технические паспорта, оценочную и учетно-техническую документацию по объектам учета, регистрационные книги, реестры, копии административных документов.


 

Дела и документы архивных фондов являются федеральной собственностью и не могут быть объектами сделок, в т.ч. купли-продажи, за исключением случаев, указанных в федеральных законах
1. Формирования и ведения Единого государственного реестра на бумажных и магнитных носителях (при расхождении сведений используются данные на бумагах)
7. Формирования инвентарных дел, образующих архивный государственный фонд РФ, включая технические паспорта, оценочную или иную учетно-техническую документацию по объектам учета регистрационные книги, реестры, копии зарегистрированных документов
6. Ведения реестра федерального имущества
5. Ведения земельного градостроительного кадастров
Сведения технической инвентаризации являются основой:
4. Определения размера налога на имущество
3. Ведения государственного статистического учета
2. Осуществления государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с нею

 

 


Рис. 4. Использование результатов технической инвентаризации градостроительных объектов

Определение стоимости здания, строения ведется БТИ раздельно для целей

-статистического учета (полная балансовая стоимость и остаточная балансовая стоимость) и

-для налогообложения физических и юридических лиц (действительная инвентаризационная стоимость).

В технических паспортах БТИ указывают

-полную балансовую и остаточную (с учетом износа) балансовую стоимость здания, строения - для их статистического учета,

-действительную инвентаризационную стоимость - для целей налогообложения.

Применяемая для статистического учета полная балансовая и остаточная балансовая стоимость объекта недвижимости, находящегося на балансе юридического лица, принимается по данным этого баланса, а стоимость объекта недвижимости, принадлежащего физическим лицам, определяется в соответствии с методологией, утверждаемой Госкомстатом России.

Действительная инвентаризационная стоимость определяется БТИ в соответствии с «Порядком оценки зданий, помещений, сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности», утвержденным приказом Министра архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.04.92 г. № 87 (далее - Порядок оценки).

Помимо определения полной и остаточной балансовой и действительной инвентаризационной стоимости зданий, строений в необходимых случаях может осуществляться, если это не противоречит действующим нормативным актам, т.е. определение рыночной стоимости зданий, как наиболее вероятной стоимости их продажи с учетом их реального износа, определяемой организациями БТИ на основе сведения результатов трех методов оценки - затратного, доходного и сравнения продаж, при наличии у работников, осуществляющих такую оценку, документов о прохождении обучения методам рыночной оценки недвижимости.

Исчисление налога на строения производится налоговыми органами на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Организации технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговые органы сведения об инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, необходимые для исчисления налога.

На основании п. 3.2.1 Порядка оценки инвентаризационная стоимость объекта недвижимости определяется как его восстановительная стоимость с учетом износа и применения повышающих коэффициентов, утверждаемых исполнительными органами субъектов Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного, следует, что в настоящее время налоговой базой для исчисления налога на имущество юридических лиц является инвентаризационная стоимость строений. Применение порядка определения инвентаризационной стоимости, рекомендованного Госстроем России как установление восстановительной стоимости объекта недвижимости с учетом износа, приводит к следующему:

- инвентаризационная стоимость большей части строений значительно занижена и в редких случаях завышена по сравнению с реальной (рыночной) стоимостью недвижимости, что приводит к искажению налоговой базы для исчисления налога на имущество юридических лиц;

- оценка недвижимости осуществляется органами технической инвентаризации по устаревшим сборникам укрупненных показателей восстановительной стоимости объектов с ее последующим пересчетом в цены 1991 года; в результате этого более старые объекты имеют стоимость большую, чем такие же новые объекты;

- органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждаются коэффициенты, определяющие уровень цен года для переоценки недвижимости различными методами, что приводит к колебаниям стоимости одинаковых объектов в разных регионах в десятки раз.

Оценка недвижимости и расчет налога на недвижимость являются отдельными, но тесно взаимосвязанными задачами. Условием эффективности налогообложения является равномерное распределение налогового бремени, обеспечивающее его справедливость. В этом случае для налогоплательщиков важно, что объекты оценивались единообразно, по стандартной методике вне зависимости от широты кругозора оценщика и способностей добиться скидок.


 

Вид стоимости
Понятие
Первоначальная (балансовая)
Сумма затрат на строительство
Способ расчета
Стоимость объектов на момент ввода в эксплуатацию

 

 


 

+

Затраты на реконструкцию не за счет фонда амортизации

 

Балансовая стоимость объекта
Восстановительная
По коэффициентам и индексам пересчета
Составление смет по действующим местным ценам
Стоимость воспроизводства объекта в современных ценах и условиях
По современным оценкам за 1 куб. м зданий различных типов

 

 


Стоимость объекта, не перенесенная на продукцию (услуги), т.е. за вычетом износа

Коэффициент территориального расположения от 0,8 до 2
Остаточная

 

 


+

Затраты на капитальный ремонт

 

 

Инвентаризационная
Часть стоимости объекта, не перенесенная на продукцию (услуги), на дату оценки
Восстановительная стоимость

 

 


_

 

Равновесная цена, по которой объект переходит от продавца к покупателю
В процессе торгов покупателя и продавца
Сумма износа
Рыночная

 

 


Рис. 5. Виды и способы расчета стоимости зданий и сооружений





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5718; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.