КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Форма государства
Любое государство можно охарактеризовать с позиции трех форм: формы правления, формы государственного устройства, формы политического режима. Форма современных государств различается разнообразием и всегда имеет самую непосредственную связь с государственной властью. Форма правления - способ организации верховной власти государства. Она влияет на структуру высших государственных органов и принципы их взаимодействия. С этих позиций различают монархию и республику, основное различие которых состоит в порядке и условиях замещения поста главы государства. Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках одного человека — монарха (царя, короля, императора, шаха, эмира, султана и т.п.), который наследует ее как представитель правящей династии и осуществляет ее пожизненно, выполняя функции не только главы государства, но и функции законодательной, исполнительной власти, контролируя правосудие. Монархии бывают абсолютные и ограниченные. В абсолютной монархии верховная власть по закону принадлежит одному лицу. Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха. Абсолютная монархия в ее классическом виде — достояние прошлого. В современном мире в качестве примера абсолютной монархии можно назвать султанат Оман, Саудовскую Аравию. Ограниченная монархия может быть конституционной (парламентской) и дуалистической. Конституционная монархия характеризуется наличием представительного органа, которым значительно ограничена власть монарха. Она характеризуется рядом признаков: - правительство формируется из представителей определенных партий (или партии), получивших большинство на выборах в парламент; - в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, являясь символической; - законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом; - правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер, который проявляется в том, что юридически и фактически государственная власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Правительство не зависит от партийного состава парламента и не ответственно перед ним. Республика - самая распространенная форма правления в современных государствах. Республики бывают: президентские, парламентские и смешанные. Признаки президентской республики: - президент обладает значительными полномочиями и является одновременно главой государства и главой правительства; - пост премьер-министра отсутствует, и правительство формируется внепарламентским путем; - правительство не ответственно перед парламентом, и президент избирается независимо от парламента. Признаки парламентской республики: - формирование правительства происходит на парламентской основе, и оно ответственно перед ним; - глава государства выполняет в основном представительские функции, хотя по конституции его полномочия могут быть широкими; - президент избирается, как правило, парламентом и осуществляет свои полномочия с одобрения правительства. При смешанной форме президент избирается внепарламентским путем и обладает широкими полномочиями. Он формирует правительство без участия парламента, но возглавляет его премьер-министр. Однако президент в этом случае обладает полномочиями направлять деятельность правительства. В качестве примера такой республики можно привести Россию, Францию. Форма государственного устройства — это способ организации территории, разделения власти между государством и его составными частями. Различают две основные формы государственного устройства: унитарное и федеративное. Унитарное государство — это единое государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не имеющие политической самостоятельности. Признаки унитарного государства: 1) единая конституция и единая правовая система; 2) единая система высших органов государственной власти и управления; 3) единое гражданство; 4) подчинение местных органов государственной власти центральным органам государственной власти. Примером унитарных государств являются Великобритания, Греция, Испания, Италия, Норвегия, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция, Япония и др. Федеративное государство состоит из нескольких государственных образований, обладающих собственной компетенцией в области осуществления государственной власти и управления. К федеративным государствам относятся около 10% государств мира, например, такие государства, как Австралия, Австрия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Германия, Индия, Канада, Малайзия, Мексика, Россия, США, Швейцария и т.д. Для них характерно то, что федерацию составляют государственные образования: штаты, земли, кантоны, провинции, которые и являются субъектами федерации и наделены определенными полномочиями. Субъекты большинства федеративных государств не обладают суверенитетом и правом сецессии, хотя иногда они закреплены в конституции федерации. Признаки федерации: 1) территория федеративного государства состоит из территорий субъектов; 2) субъекты федерации в большинстве государств не обладают суверенитетом; 3) наряду с федеральной конституцией действуют конституции субъектов, которые не должны противоречить положениям федеральной; 4) субъекты федерации вправе принимать собственные законы в пределах их компетенции, установленной в федеральной конституции; 5) каждый гражданин субъекта является одновременно и гражданином федерации (такое гражданство нельзя называть двойным, а только двуединым или совмещенным); 6) федеративному государству, как правило, присуща двухпалатная структура федерального парламента, которая обеспечивает представительство как всего населения страны, так и субъектов. В качестве формы государственного устройства называют и конфедерацию – союз суверенных государств, образованный для достижения конкретных целей (экономических, политических, военных). Конфедерация, как правило, недолговечное образование, т.к. после достижения целей, ради которых она была создана, преобразовывается в федерацию, либо распадается. Политический режим - совокупность средств, методов и приемов осуществления государственной власти. Государственные политические режимы могут быть демократическими и антидемократическими (тоталитарный, авторитарный, тиранический, расистский, фашистский и т.п.). Для демократического политического режима характерно: - предоставление широкой свободы личности, предприятиям и организациям в сфере экономической деятельности; - признание равноправия граждан; - реальная гарантированность прав и свобод личности и реальная возможность реализовать данные права и свободы; - возможность реального участия граждан в формировании государственных органов власти и в осуществлении государственной власти при помощи избирательной системы и местного самоуправления; - возможность контроля за деятельностью государственных органов посредством активного участия в общественно-политических организациях; - наличие эффективной и квалифицированной судебной защиты прав и свобод личности. - реальное разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; - наличие легальной оппозиции существующей государственной власти; - плюрализм политических мнений и идеологий; - учитываются интересы как большинства, так и меньшинства населения, а также интересов социальных слоев, социальных групп и национальных групп при осуществлении государственной политики; и др. Для антидемократических режимов характерно: - ущемление прав и свобод личности, воспрепятствование со стороны властных структур ее свободному развитию; - огосударствление всех общественных организаций; - фактическая ликвидация субъективных прав и свобод личности, несмотря на их закрепление в конституции; - государство превалирует над правом, что является следствием произвола со стороны государственных органов, нарушения законности; - отсутствует легальная оппозиция существующей власти, ликвидированы политические партии и общественные организации, кроме правящей политической партии. Недемократические политические режимы могут иметь свои разновидности. Так, традиционно выделяют тоталитарные и авторитарные режимы. Авторитарный занимает промежуточное положение между демократическим и тоталитарным. При авторитарном режиме политическая власть осуществляется конкретным лицом при минимальном участии народа. Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |