КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Количество телевизоров в городской семье в отчётном году
Классификация видов графиков
Существует множество графических изображений (рис. 5.6, 5.7). В основу их классификации может быть положен ряд признаков: а) способ построения графического образа; б) геометрические знаки, изображающие статистические показатели и отношения; в) задачи, решаемые с помощью графического изображения. По способу построения статистические графики делятся на диаграммы и статистические карты. Диаграммы - наиболее распространенный способ графических изображений. Диаграммы применяются для наглядного сопоставления в различных аспектах (пространственном, временном и др.) независимых друг от друга величин; территорий, населения и т.д. При этом сравнение исследуемых совокупностей производится по какому-либо существенному варьирующему признаку. Статистические карты - графики количественного распределения по поверхности. Они представляют собой условные изображения статистических данных на контурной географической карте, то есть показывают пространственное размещение и пространственную распространенность статистических данных. Геометрические знаки, как было сказано выше - это либо точки, либо линии или плоскости, либо геометрические тела. В соответствии с этим, различают графики точечные, линейные, плоскостные и пространственные (объемные) (рис. 5.5.). При построении точечных диаграмм в качестве графических изображений применяются совокупности точек; при построении линейных применяются линии. Основной принцип построения всех плоскостных диаграмм сводится к тому, что статистические величины изображаются в виде геометрических фигур и, в свою очередь, подразделяются на столбиковые, полосовые, круговые, квадратные, фигурные. Статистические кары по графическому образу подразделяются на картограммы и картодиаграммы. В зависимости от круга решаемых задач выделяют диаграммы и диаграммы динамики. Особым видом графиков являются диаграммы распределения величин, представленных вариационным рядом. Это гистограмма, полигон, огива, кумулята. P
1 0,5
0 Х а) линейные 7 6
5 4
3
2
1 0
А B C D E F б) плоскостные в) объемные Рис. 5.5. Виды диаграмм по форме геометрического образа
Рис. 5.6. Классификация статистических графиков по форме графического образа
Рис. 5.7. Классификация статистических графиков по способу построения и задачам изображения
Диаграммы сравнения применяются для графического отображения статистических данных с целью их наглядного сопоставления друг с другом в тех или иных разрезах. Сравнительные диаграммы делятся на: а) диаграммы простого сопоставления; б) структурные диаграммы в) изобразительные (фигур-знаков) Диаграммы простого сопоставления дают наглядную сравнительную характеристику статистических совокупностей по какому-либо варьирующему признаку. При этом сопоставляемые совокупности и их части классифицируются по какому-либо атрибутивному или количественному признаку так, что отражаемый диаграммой статистический ряд представляет собой дискретный ряд цифр, па основе которого и строится график. Диаграммы простого сопоставления между собой делятся на полосовые и столбиковые (см. рис. 5.8). Основной особенностью этих диаграмм является одномерность графического выражения величин варьирующего признака и их одномасштабность дляразличных столбцов или полос, характеризующих величину отражаемого признака в разных классификационных группах. На столбиковых диаграммах статистические данные изображаются в виде вытянутых по вертикали прямоугольников (см. рис. 5.8а). Построение столбиковой требует применения вертикальной масштабной шкалы. Основания столбиков размещаются на горизонтальной линии, а высота столбиков устанавливается пропорционально изображаемым величинам. При построении столбиковых диаграмм необходимо выполнять следующие требования: · шкала, по которой устанавливается высота столбика должна начинать с нуля; · шкала должна быть непрерывной; · основания столбиков должны быть равны между собой; · наряду с разметкой шкалы соответствующими надписями следует снабжать сами столбцы. Полосовые диаграммы (см. рис. 5.8б) состоят из прямоугольников, расположенных горизонтально. В этом случае масштабная шкала – горизонтальная ось. Принцип их построения тот же, что и в столбиковых.
30 25 E 20 D 15 C 10 B 5 A 0
А B C D E 0 5 10 15 20 25 30 а) б) Рис. 5.8. Пример построения столбиковой и полосовой диаграммы сравнения: а) столбиковая; б) полосовая.
На рисунке 5.8 изображены простейшие диаграммы сравнения. Сравниваются значения групп А, В, С, D, Е. Вспомогательная сетка при построении диаграмм такого рода может быть опущена, она лишь помогает различать отклонения показателей разных групп друг от друга. Полосовые и столбиковые диаграммы являются однородными. Нетрудно заметить, что столбиковая диаграмма переходит в полосовую, при повороте первой на 90 градусов. Выбор столбиковой или полосовой диаграммы в каждом конкретном случае равновозможен и обусловлен лишь эстетическими соображениями. Размещение столбиков или полос в поле графика может быть различным: на одинаковом расстоянии друг от друга, вплотную друг к другу и в частичном наложении друг на друга. На рис. 5.8а изображены эти виды диаграмм.
5 5 5 4 4 4 3 3 3 2 2 2 1 1 1 0 0 0 А В C D А В C D А В C D
а) б) в) Рис. 5.8а. Пример расположения столбцов на диаграмме сравнения: а) на одинаковом расстоянии; б) вплотную; в) с наплывом.
Более сложный вид принимают столбиковые и полосовые диаграммы при изображении на них статистических данных, показывающих какое-либо явление в нескольких разрезах. Такие диаграммы называются полосовыми или столбиковыми диаграммами с комбинированной группировкой показателей (см. рис. 5.9). Сходное назначение имеют диаграммы с подразделенными столбиками или полосами (см. рис. 5.10). Применение вышеуказанных диаграмм с группировкой по типам зависит от того, что наиболее важно в данных обстоятельствах подчеркнуть.
Рис. 5.9. Уровень спада промышленного производства в трех регионах за период 2004 – 2007 гг. по сравнению с уровнем 2000 г. (базовый период 2000 г. = 100%) Доля в % 0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 %
- ни одного - два - один - три и более Рис. 5.10. Количество телевизоров в городской семье в отчётном году.
Для сопоставления изменяющихся во времени показателей, а также при сравнении величин, относящихся к одному и тому же периоду, могут использоваться квадратные и круговые диаграммы. В отличие от столбиковых или полосовых диаграмм они выражают величину изображаемого явления размером своей площади. Чтобы изобразить квадратную диаграмму, необходимо из сравниваемых статистических величин извлечь квадратные корни, а затем построить квадраты со сторонами, пропорциональными полученным результатам. Круговые диаграммы строятся аналогично. Разница состоит лишь в том, что на графике вычерчиваются круги, радиусы которых пропорциональны квадратному корню из изображаемых величин (рис.5. 11).
Производство за 200а г. Производство за 200б г. Производство за 200в г.
Рис. 5.11. Рост производства товаров народного потребления в регионе за 200а- 200в гг. (производство 200а г. принято за единицу)
Показательные диаграммы прямого сопоставления статистических величин могут быть сделаны более выразительными, легче схватываемыми и запоминаемыми, если простые геометрические фигуры заменить символами, воспроизводящими в какой-то степени внешний образ отображаемых графиком статистических совокупностей или символизирующими их. Изобразительные диаграммы делятся на несколько типов. Простейшей изобразительной диаграммой является такая, в которой в качестве графических знаков служат силуэтные изображения - символы сравниваемых статистических совокупностей, пропорциональные по своим размерам объемам этих совокупностей. Возражения против изобразительных диаграмм такого типа: · отсутствие строгой соразмерности сравниваемых фигур; · даже при точном соблюдении размерности величины отдельных знаков - символов отображаемым ими показателям диаграммы все равно оказываются маловыразительными; · использование однородных фигур в расчете на их сравнение по одному условно-выбранному параметру. Следующим типом изобразительных диаграмм являются диаграммы, в которых используются знаки-символы как масштабные знаки, как орудия счета. Диаграммы приятны для обозрения и легко запоминаются. В таких диаграммах часто приходится делить на части последний знак, так как по масштабу один знак является слишком крупной единицей измерения (это обычно делается на глаз). Рассмотрим построение фигурной диаграммы по данным о числе фермерских хозяйств в одном из регионов России за 200а-200в гг.:
Примем условно за один знак 40 тыс. фермерских хозяйств. Тогда число хозяйств в 200а году в размере 49 тыс. будет изображено в количестве 1,22 хозяйства, число в 200б году – 4,6 хозяйства и так далее (рис. 5.12).
200а - 49 тыс.
200б - 183 тыс.
200в - 270 тыс.
- 40 тыс. фермерских хозяйств
Рис. 5.12. Динамика фермерских хозяйств в одном из регионов России за 200а – 200в гг.
Вторую большую группу показательных графиков составляют структурные диаграммы. Это такие диаграммы, в которых отдельные статистические совокупности сопоставляются по их структуре, характеризующейся соотношением разных параметров совокупности или ее отдельных частей. Простейшим видом структурных статистических диаграмм являются диаграммы удельных весов, отражающие структуры сравниваемых совокупностей по процентному соотношению в них отдельных частей, выделяемых по тому или иному количественному или атрибутивному признаку (рис. 5.10). Эти диаграммы получены путем преобразования простой полосовой диаграммы с подразделенными полосами. Полосовые диаграммы удельных весов могут вскрыть экономические существенные особенности многих изучаемых экономических явлений. Другой широко распространенный метод графического изображения структур статистических совокупностей по соотношению удельных весов заключается в составлении структурных круговых или секторных диаграмм (рис. 5.13). Секторные диаграммы удобно строить следующим образом: вся величина явления принимается за сто процентов, рассчитываются доли отдельных частей в процентах. Круг разбивается на секторы пропорционально частям изображаемого целого. Таким образом, на 1% приходится 3,6 градуса. Для получения центральных углов секторов, изображающих доли частей целого, необходимо их процентное выражение умножить на 3,6 градуса. Секторные диаграммы позволяют не только разделить целое на части, но и сгруппировать отдельные части, давая как бы комбинированную группировку долей по двум признакам (см. рис. 5.13). Рассмотрим построение секторной диаграммы по данным, представленным в таблице 5.1. Таблица 5.1.
Построение секторной диаграммы начинается с определения центральных углов секторов. Для этого процентное выражение отдельных частей совокупности умножим на 3,6 градуса, т.е. ; ; ; . По найденным значениям углов круг делится на соответствующие сектора (рис. 5.13). - ни одного
- два - один - три и более
Рис. 5.13. Количество телевизоров в городской семье в отчётном году.
На графике представлены два варианта структурной секторной диаграммы: а) простая; б) с группировкой долей; Вариант б) помимо общего деления, показывает две специфические группы семей: а) семьи, имеющие два телевизора и больше; б) семьи, имеющие меньше двух телевизоров. Такой тип диаграммы бывает удобен для выделения отдельных, наиболее типичных групп совокупности. Так в данном случае - это группа семей имеющих менее двух телевизоров. Каждая доля (сектор, группа секторов), выделенная из круга, строится на биссектрисе общего угла доли, т.е. центр дуги этой доли принадлежит биссектрисе и находится на заданном расстоянии от общего центра диаграммы. При большом числе долей, группировка дает хорошие результаты, позволяя лучше различать по своему весу нужные элементы совокупности. Секторные диаграммы выглядят убедительно при существенных различиях сравниваемых структур, а при небольших различиях она может быть недостаточно выразительна. Значительным преимуществом полосовых структурных диаграмм по сравнению с секторными является их большая емкость, возможность отразить на небольшом пространстве большой объем полезной информации. Для одновременного изображения трех величин, связанных между собой таким образом, что одна величина является произведением двух других, применяются диаграммы, называющиеся "знаком Варзара" (рис. 5.14). "Знак Варзара" представляет собой прямоугольник, у которого один сомножитель принят за основание, другой за высоту, а вся площадь равна произведению. Оба показателя откладываются на шкалах (каждый па своей), третий (результат) изображается в виде прямоугольника в поле графика. На рис. 5.14 средний размер вклада, умноженный на их число, дает общую сумму вкладов, что и отображается в виде площади (данные в центре прямоугольников, млрд. руб.).
Число вкладов, млн. 150 - в городе 125 - в сельской местности
39,3 0 1198 1340 Средний размер вклада, тыс. руб. 0 300 600 900 1200 1500 1800 2100 2400 2700 3000 3300
Рис. 5.14. Данные о вкладах населения в сберегательные банки региона в 200а г.
Для изображения и внесения суждений о развитии явления во времени строятся диаграммы динамики. В рядах динамики используются для наглядного изображения явлений многие диаграммы: столбиковые, ленточные, квадратные, круговые, линейные, радиальные и другие. Выбор вида диаграмм зависит в основном от особенностей исходных данных, от цели исследования. Например, если имеется ряд динамики с несколькими не равноотстоящими уровнями во времени (1996, 1998, 1999, 2000, 2005, 2007), то часто для наглядности используют столбиковые, квадратные или круговые диаграммы.Они зрительно впечатляют, хорошо запоминаются, но не годны для изображения большого числа уровней, так как громоздки, и если число уровней в ряду динамики велико, то целесообразно применять линейные диаграммы, которые воспроизводят непрерывность процесса развития в виде непрерывной ломаной линии. Кроме того, линейные диаграммы удобно использовать: когда целью исследования является изображение общей тенденции и характера развития явления; когда на одном графике необходимо изобразить несколько динамических рядов с целью их сравнения; когда наиболее существенным является сопоставление темпов роста, а не уровней. Для построения линейных диаграмм используют систему прямоугольных координат, Обычно по оси абсцисс откладывается время (годы, месяцы и т.д.), а по оси ординат - размеры отображаемых явлений или процессов. На оси ординат наносят масштабы. Особое внимание следует обратить на их выбор, так как от этого зависит общий вид графика. Обеспечение равновесия, пропорциональности между осями координат необходимо в диаграмме, так как нарушение равновесия дает неправильное изображение развития явления. Если масштаб для шкалы на оси абсцисс очень растянут по сравнению с масштабом на оси ординат, то колебания в динамике явлений мало выделяются, и наоборот, преувеличение масштаба по оси ординат по сравнению с масштабом на оси абсцисс дает резкие колебания. Если в ряду динамики данные за некоторые годы отсутствуют, это должно быть уточнено при построении графика. Равным периодам времени и размерам уровня должны соответствовать равные отрезки масштабной шкалы. Рассмотрим построение линейной диаграммы на основании данных таблицы 5.2.:
Таблица 5.2.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |