Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Динамика валового сбора зерновых культур в регионе за ряд лет




Год                    
млн. тонн 237,4 179,2 189,1 158,2 186,8 192,2 172,6 191,7 210,1 211,3

Изображение динамики валового сбора зерновых культур на коор­динатной сетке с неразрывной шкалой значений, начинающихся от нуля, вряд ли целесообразно, так как 2/3 поля диаграммы остается неисполь­зованным и ничего не дает для выразительности изображения. Поэтому в данных условиях рекомендуется строить шкалу без вертикального ну­ля, то есть шкала значений разрывается недалеко от нулевой линии и на диаграмму попадает лишь часть возможного поля графика. Это не при­водит к искажениям в изображении динамики явления и процесс его из­менения рисуется диаграммой более четко (рис. 5.15).

 

 

млн. тонн

240

 
 


230

 

220

 

210

 

200

       
   
 


190

 
 


180

 
 


170

 

160

 

0

год

 

Рис. 5.15. Динамика валового сбора зерновых культур в регионе.

 

 

Нередко на одном линейном графике приводится несколько кри­вых, которые дают сравнительную характеристику динамики различных показателей или одного и того же показателя в разных странах. Приме­ром графического изображения сразу нескольких показателей может служить рис. 4.16.

 

115 млн. тонн

113 - готовый прокат

111 - чугун

109

107

105

103

0

год

 

Рис. 5.16. Динамика производства чугуна и готового проката в регионе.

 

Линейные диаграммы с равномерной шкалой имеют один недоста­ток, снижающий их познавательную ценность. Этот недостаток заклю­чается в том, что равномерная шкала позволяет измерять и сравнивать только отраженные на диаграмме абсолютные приросты или уменьше­ния показателей на протяжении исследуемого периода. Однако при изу­чении динамики важно знать относительные изменения исследуемых показателей по сравнению с достигнутым уровнем или темпы их изме­нения. Именно относительные изменения экономических показателей в динамике искажаются при изображении их на координатной диаграмме с равномерной вертикальной шкалой. Кроме того, в обычных координа­тах теряет всякую наглядность и даже становится невозможным изображение рядов динамики с резко изменяющимися уровнями, которые обычно имеют место в динамических рядах за длительный период вре­мени.

В этих случаях следует отказаться от равномерной шкалы и поло­жить в основу графика полулогарифмическую систему.

Полулогарифмической сеткой называется сетка, в которой на одной оси нанесен линейный масштаб, а на другой логарифмический. В данном случае логарифмический масштаб наносится на ось ординат, а на оси абсцисс располагают равномерную шкалу для отсчета времени по принятым интервалам (годам, кварталам, месяцам, дням и прочее). Тех­ника построения логарифмической шкалы следующая (рис. 5.17): необ­ходимо найти логарифмы исходных чисел; начертить ординату и разде­лить на несколько равных частей. Затем нанести на ординату (или рав­ную ей параллельную линию) отрезки, пропорциональные абсолютным приростам этих логарифмов. Далее записать соответствующие логариф­мы чисел и их антилогарифмы, например (0,000; 0,3010; 0,4771; 0,6021;...; 1,000, что дает 1, 2, 3, 4..., 10). Полученные антилогарифмы оконча­тельно дают вид искомой шкалы на ординате. Логарифмический мас­штаб лучше понять на примере.

Допустим, нам надо изобразить на графике динамику производства электроэнергии в регионе за ряд лет, за эти годы оно возросло в9,1 раза. С этой целью находим логарифмы для каждого уровня ряда (см. таблицу 5.3.)

Таблица 5.3.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 574; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.