Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура как универсальная характеристика жизнедеятельности человека и общества. Функции культуры

 

Термин "культура" латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы, ее культивирование. В этом контексте под культурой понимались все изменения в природном объекте, происходящие под воздействием человека, в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами.

В философии в понятие "культура" вводится оценочный момент и соотносится с понятием "цивилизация". Но здесь возможны различные подходы. В первом случае, цивилизация рассматривается как определенная ступень в развитии культуры отдельных народов и регионов. Во втором случае, цивилизация трактуется как конкретный этап общественного развития, наступивший в жизни народа после эпохи дикости и варварства, для которых характерно появление городов, письменности, сознательная (социальная) стратификация и формирование национально-государственных образований.

В третьем случае, цивилизация истолковывается как конечный момент в развитии культуры того или иного народа или региона, означающий ее "закат" или упадок.

В современной философии можно выделить два подхода к культуре: узкий и широкий. В узком смысле культура трактуется как система коллективно разделяемых смыслов, ценностей, убеждений, норм и образов поведения, присущих тем или иным индивидам или сообществам.

В качестве духовного образования культура выключает в себя несколько основных элементов.

Познавательный, знако-символический элемент, т.е. знания, сформулированные в определенных понятиях и представлениях и зафиксированные в языке[1].

Ценностно-нормативная система. Ценность – это свойство того или иного общественного предмета, явления удовлетворять потребности, желания, интересы человека[2].

Синтетической формой культуры называют обряды, обычаи, традиции, то, что является образцом поведения. Обряд - это совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, ценности и нормы, вызывающие определенные коллективные чувства. В обряде происходит не только рациональное усвоение тех или иных норм, ценностей и идеалов, но и сопереживание их участниками обрядового действия.

Обычай – это воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычкой для его членов. Обычай – не писанное правило поведения.

Традиции – элементы социального и культурного наследия, передающееся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе в течение длительного времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Пренебрежение традициями приводит к нарушению преемственности в развитии общества и культуры, к утрате ценностных достижений человечества. Слепое же преклонение перед традицией порождает консерватизм и застой в общественной жизни.

Все эти элементы культуры создают ее смысловое содержание. Освоение смысла культуры должно соотноситься с фундаментальными целями существования человека как универсального существа, жизнь которого носит осмысленный и в определенном плане, целенаправленный характер.

В широком смысле слова под культурой понимают специфическую, генетическую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой их существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения. При таком подходе культура включает в себя результаты материального и духовного производства и истолковывается как сотворенная человеком "вторая природа", надстроенная над первой, естественной природой. Через культуру происходит единение природного, рукотворного, духовного и социальных миров. И основой этого соединения человек выступает как субъект деятельности, познания, общения и проживания.

Каждый тип культуры, как и культура в целом, является результатом деятельности человека и представляет собой многообразие изменений природы и общества. Сразу отметим, что культура- это не только результат деятельности человека, но и способ его существования(человек- результат культуры), то есть содержание культуры определяется содержанием человеческой деятельности(и наоборот). Культура представляет собой многообразие изменений природы. Человек не только творение природы, но он и сам творец. Следовательно, культура есть опосредованная субъектом деятельности “натура” (природа). Человек- единство “натуры” и культуры. Культура- это все искусственно сотворенное человеком, “ вторая среда”, которую человек “наслаивает” на природу. Эта среда включает в себя язык, обычаи, идеи, верования, привычки, социальную организацию, технологические процессы, системы оценок и многое другое.

Идеальный план действий представлялся не иначе как в “вещах”, то есть материальное выступало формой идеального замысла (материальное воплощение культуры). В таком смысле культуру определяют как весь накопленный народом в идеальной форме опыт, то есть культура – это вся идеальная по способу бытия сторона социума.

Здесь мы возвращаемся к диалектическому материализму. Смысл заключается в том, что идеальное закономерно возникает из реальной (материальной) человеческой практики. Можно согласиться с тем, что идеальное действительно представлено в “вещах”, но это дело рук человеческих. Возникнув из материального, из человеческой практики, идеальное опять в него же и превращается, чтобы вновь быть зафиксированным в качестве идеального. Идеальное выступает моментом материального. Идеальное, добытое практикой людей, актуализируеся в каждом индивиде и вновь превращается в практику, которая, в свою очередь, обогащает идеальное. В этом смысле культура действительно является способом духовного производства, но такого производства, которое усваивается не как определенный объем идеальной информации, а как активная общественная практика.

Поскольку человек, поднявшись на вершину духовного бытия, остается все же физическим, биологическим существом, ему необходимы материальные по содержанию и функционированию формы деятельности.

В материальной культуре мы различаем три области деятельности и соответственно три формы предметности культурной реальности. Первая сфера материальной деятельности именуется обычно физической культурой. Здесь превращение данной человеку природной телесной структуры в иную, культурную, порождается его собственными усилиями(сознательными и бессознательными), отчасти самодеятельными, а отчасти совершаемыми под руководством других людей, отчасти самоцельными, а отчасти вплетенными в другие формы деятельности. По сути, никто из нас не знает, каково его подлинное природное, физическое бытие, ибо с раннего детства и на протяжении всей жизни “исходные данные” существования индивида подвергаются такой трансформации, что существуют в неразделимом сплаве природного и культурного.

Вторая сфера материальной культуры – техническая деятельность, направленная человеком не на самого себя, а вовне и имеющая целью создание вещей так называемой “второй природы” (преобразование экологической ниши). Предметами материальной культуры становятся вещи, которые предназначены для материального же функционирования.

Но есть и третья область материальной культуры, которую чрезвычайно важно не потерять из виду. Это сфера социально-организационной деятельности людей, создающих самостоятельно общественные институты. Здесь культура оформляет социальную материю – складывающиеся реально общественные отношения (экономические, политические, юридические). Все социальные институты (от семьи до государства) принадлежат одновременно и обществу, и культуре.

Почему же материальная деятельность исчерпывается в культуре только тремя способами опредмечивания? Потому, что она соотносится с тремя исходными для нее формами бытия- с природой, человеком и обществом. Рассматривая культуру как качественную характеристику осуществляемой деятельности, можно обнаружить еще одно основание деления, образуемое двоякими возможностями мотивации деятельности – целенаправленной и самоцельной. Первая рождает труд в широком смысле этого слова, подразумевающем любые действия, преследующие некую внешнюю для них цель. Вторая мотивация деятельности рождает игру, то есть возможность превращения любой деятельности в игру, когда ее целью становится сам процесс, а не его результат. Целенаправленная деятельность во всех своих проявлениях (не только в духовном производстве) принадлежит к культуре по своей сути, так как цель как таковая есть продукт культуры, а не биологической активности. Игра есть феномен культуры. Она сущностно отличается от игр животного мира, поскольку является не инстинктивным биологическим регулятором поведения особи, а свободно избираемым и свободно осуществляемым типом деятельности. Принадлежность игры к культуре проявляется не в частных культурных функциях того или иного конкретного вида игры, а в присущих человеческой деятельности во всех ее формах неких игровых потенций, которые, например, присутствуют в труде в латентной форме.

Теперь следует обратить внимание на наполнение того пространства культуры, которое лежит между трудом и игрой, ибо его заполняет своеобразная форма деятельности, не являющаяся ни трудом, ни игрой. Речь идет о том, что обычно именуют ритуалом, обрядом, символическим поведением. С одной стороны, это поведение преследует определенные цели (так как оно символическое): социально-организационные, культово-религиозные, нравственно-педагогические, политико-идеологические. А с другой стороны, оно лишь воспроизводит практически целесообразные действия, представляя собой своеобразную игру, но такую игру, которую считают серьезным занятием, освещенным религией, политической идеологией, авторитетом традиции. В ритуале, как и в игре, соединилось реальное с ирреальным, тогда как труд полностью погружен в реальность практической жизни.

Развивая это сопоставление, можно сказать, что художественное творчество оказывается в данном ряду четвертым феноменом. Нобходимо указать на то, что именно в художественном творчестве материальное и духовное взаимно отождествляются, а не просто соединяются или уравновешиваются, то есть вступают в особый вид связи, в котором рождаются новые системные свойства. Именно в искусстве обнаруживается возможность превращения материального в духовное и наоборот. Доказательством происходящей в искусстве уникальной связи материального и духовного является не известная ни материальной, ни духовной культуре ее информационно-семиотическая особенность, то есть непереводимость духовного содержания произведения искусства из одной материальной формы в другую и невозможность замены одного духовного наполнения его материальной формы другим содержанием. Иначе говоря, художественное творение – это не просто идея или знание, не просто символ, код, знак, не просто вещь, тело, конструкция, но единство, в котором они друг с другом отождествлены, то есть выступают как разные стороны одного и того же явления. Это и приводит к заключению, что художественная культура представляет собой нечто отличное и от материальной культуры, и от культуры духовной. Сам этот культурный феномен есть не что иное, как духовно-материальная слитность, созидаемая в творчестве человека, опредмечиваемая в продуктах этого творчества и распредмечиваемая при одновременном ее сотворческом обогащении в процессе художественного восприятия.

Художественное творчество создает ирреальный, иллюзорный мир, но оно не претендует, в отличие от религиозного обряда, на свое восприятие как истинной реальности. Оно сливает воедино, взаимно отождествляет труд, игру, обрядовое поведение (как и духовное с материальным). Таким образом, четыре модальности исчерпывают все возможности использования практики, ирреального вымысла и разных сочетаний того и другого, что доказывает системный характер приведенного нами описания.

Выше мы говорили о процессах опредмечивания в человеческой практике (культура выступала способом созидательной деятельности). Следовательно, необходимо проследить и процессы распредмечивания (здесь культура выступает способом деятельного присвоения человеческого опыта). Особенности распредмечивания как специфического, по сравнению с опредмечиванием, рода деятельности порождают ряд важных его отличий от структуры опредмечивания. Следовательно, нельзя структуру созидания механически перенести на структуру восприятия, структуру творчества – на структуру усвоения, структуру производства – на структуру потребления.

Естественно, что различаются формы присвоения продуктов материальной, духовной и художественной культуры. Первый способ присвоения материальных артифактов – использование полезных предметов по их прямому назначению. Здесь польза реализуется в использовании вещи, тела, организма. Субъектом их использования может быть и индивид, и совокупный субъект – социальная группа, и человечество как череда сменяющих друг друга поколений, но сам принцип использования как извлечения материальной пользы остается тем же. Если в данном процессе оперирования вещами человек вступает преимущественно в контакт с явлениями и силами природы, то, действуя в рамках того или иного социума, он вступает в соприкосновение с другими людьми. В результате и здесь он, с одной стороны, удовлетворяет свои потребности в содействии других людей для получения благ, необходимых ему, его социальной группе, нации, обществу в целом. С другой же стороны, человек научается нормам и приемам коллективного бытия, не получаемым от рождения, а вырабатываемым исторически и обретаемым индивидуально. Распредмечивание духовных предметов, материально воплощающих знания, ценности и проекты, имеет иной характер, чем обретение умений, ибо здесь осуществляется деятельность теоретическая и духовно-эмоциональная, но не практическая. Оно является изучением, а не научением, то есть извлечением знаний, содержащихся в передаваемых изустно суждениях обыденного познания и в научных трудах.

С радикально иной ситуацией мы сталкиваемся при передаче ценностей от поколения к поколению и от общества к личности. Выработанные в культуре ценности, даже если они имеют всеобщую и давнюю апробацию, только в том случае могут быть органично восприняты и индивидом, и поколением, усвоены ими (а не выучены или изучены), если они пережиты личностью, приняты ею эмоционально, а не поняты рационально. Поскольку ценности существенно отличаются от знаний по самой своей природе, то они выражают не отношения между объектами, а отношения между объектом и субъектом, постольку способ их распредмечивания не может быть тем же, что и при усвоении знаний. Передать другому определенные ценности можно лишь в процессе духовного общения, то есть такого поведения, которое основано на отношении к другому как к равному себе субъекту. Строго говоря, ценности вырабатываются каждым человеком самостоятельно, а не усваиваются в готовом виде, извлекаемом из книг или чужого опыта.

Однако культура делает возможными сохранение и передачу ценностей от поколения к поколению, от народа к народу, от общества к личности. Передача эта и составляет сущность воспитания (если научение есть передача умений, а образование есть передача знаний, то воспитание – это приобщение к ценностям).

Особым типом распредмечивания в процессе общения является восприятие произведений искусства. Своеобразие этого процесса обусловлено особенностями художественной предметности и порождающей их творческой деятельности. Контакт с произведением искусства является одновременно его созерцанием, переживанием, пониманием, творческим воссозданием в воображении, личной интерпретацией. Возможность зрителя-читателя-слушателя подниматься от рецепции к креации, от восприятия к сотворчеству проистекает из того, что художественная деятельность сливает в одно целое предметную деятельность и общение, предполагающее активность обоих партнеров. Именно диалогический характер постижения человеком искусства принципиально отличает его от изучения научных знаний, предполагающих усвоение передаваемой информации, а не ее порождение совместными усилиями отправителя и получателя, превращающихся в партнеров единого действия.

Культурный статус процесса деятельности определяется, как мы уже знаем, тем, что она является не инстинктивной, генетически транслируемой и жестко запрограммированной в генотипе формой активности, но сознательным, целенаправленным, свободно избираемым по целям и по средствам способом опредмечивания человеческих замыслов. Культура немыслима без человеческой практики. Он создал ее, но что воодушевляло его при этом? Желание утвердить себя в природе в качестве властелина, способность изменять дарованное? Бессознательная игра творческих сил, могущих бесконечно развертывать свой потенциал? Стремление пересотворить природу? Как только возникает вопрос “ради чего”, так приходится констатировать, что человеческая активность оказывается вовсе не одинаковой по собственной нацеленности и истокам. Следовательно, вывод таков: не всякая деятельность творит культуру, а лишь та, которая несет смысл. Автоматические, рутинные действия скорее похожи на проявление инстинкта. Смысл же обнаруживается тогда, когда пробуждается любознательность, желание разгадать секреты природы, обуздать ее силы. Человек стремится придать смысл всей деятельности. Деятельность человека многообразна. Но далеко не всегда человеческая активность сопряжена с прорывом в области духа. “Вторая природа” включает в себя и акты простого воспроизведения, копирования. Тот, кто изобрел колесо, - творец культуры, а тот, кто прилаживает колесо на оси, – человек цивилизации. Так обнаруживает себя проблема, которая в 20 веке получила название “проблема культуры и цивилизации”, при этом цивилизация определяется как вещественное воплощение культуры (любой готовый продукт есть достояние цивилизации, а не культуры).

Человек пытается реализовать не только побуждения, по сути своей инстинктивные. В этом смысле культура выступает как продукт открытой, незавершенной человеческой природы. Пытаясь воплотить свою недостаточность для существования в природном мире, человек обратился к творческой, свободной деятельности. Вот почему с данной точки зрения культура предстает как совокупность смыслов и ценностей, рожденных творческой активностью человека. Отсюда целью и смыслом культуры является максимальная реализация потенциала, заложенного в личности.

Функции культуры. Культура как способ созидательной деятельности. Культуру можно рассматривать как способ и меру овладения человеком естественного и социального миров (К. Маркс). В этом смысле культура равнозначна степени реализации человеческой свободы. Благодаря культуре, человек преодолевает природные границы своего существования, он становится бессмертным. В этом плане культура выполняет по отношению к человеческому бытию конструктивную функцию объективации не только сиюминутных целей и стремлений человека, но и его фундаментального призвания, связанного с формированием человека как универсального существа, утверждающего непреходящее, вечное. Культура выступает как основа развития человеческой индивидуальности, личности, воплощающей общечеловеческие цели и устремления. Культура выступает как форма самодетерминации человека, его самовоспроизводства или творчества.

Культура как способ деятельного присвоения человеческого опыта. Материальные средства опредмечивания духовного содержания становятся знаками, тем самым утрачивая свое чисто материальное бытие и функционирование. Их цель состоит только в том, чтобы передавать доверенную информацию, то есть быть знаками неких значений, а не чем-то самоценным. Так духовная культура обретает семиотический аспект. Ее нельзя, разумеется, сводить к совокупности знаковых систем, но неправомерно и игнорировать коммуникативный механизм культуры, сводя ее к ценностям, творчеству или каким-то иным содержательным характеристикам. Культура как системное целое есть единство содержания и формы, которые выступают здесь как информация и языки, ее выражающие, хранящие и транслирующие, как значения и определенные знаки, несущие эти значения.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Глобальные проблемы современности и перспективы человечества | Цивилизация как категория социальной философии и философии истории. Линейные и циклические концепции цивилизации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1572; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.