Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Познание и его виды




Познание и его виды. Наука и ее функции. Формы и методы научного познания

 

Знание – это объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира. Познание – это, прежде всего, обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

Термин «знание» обычно употребляется в трех основных смыслах: 1). Умения, способности, навыки, которые основываются на осведомленности, как что-либо сделать, осуществить; 2). Любая познавательно значимая информация; 3). Особая познавательная единица, гносеологическая форма отношения человека к действительности, существующая во взаимосвязи и наряду с практическим отношением. Со временем, в силу большой значимости знания, появилась специальная наука, занимающаяся разработкой методов и средств процесса познания, - гносеология. И хотя сам термин «гносеология» – наука о познании – возник во второй половине 19 века, с содержанием этой области философии были еще знакомы греческие мыслители.

В древнегреческой философии были сформулированы идеи о соотношении знания и мнения, истины и заблуждения, о диалектике как о методе познания и др. Так, например, Гераклит говорил о том, что все течет, все изменяется и все переходит в свою противоположность. Но все течет не как попало, а повинуясь законам «единого мудрого», которые присущи и бытию, и познанию. Платон считал, что бытие заключает в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречие есть необходимое условие для пробуждения души к размышлению, это есть важнейший принцип познания. Согласно Платону, любая вещь или предмет в мире «есть движение», и, познавая мир, мы должны изображать все явления как процессы, т.е. в становлении и изменчивости.

Аристотель в своих трудах важную роль в процессе познания отводил категориям – «высшим родам», к которым сводятся все остальные роды истинно-сущего. Продемонстрировав веру в силу разума и подчеркнув истинность познания, Аристотель сформулировал ряд требований к последнему: необходимость рассмотрения явлений в их изменении, «раздвоение единого», представленное им как закон познания, принцип причинности и др.

Крупный шаг в развитии теории познания был сделан европейской философией 17-18 вв., в которой гносеологическая проблематика заняла центральное место. Например, Ф. Бэкон считал, что науки, изучающие познание, являются ключом ко всем остальным, т.к. они содержат в себе «умственные орудия», которые дают разуму определенные указания или предостерегают его от заблуждений.

Основоположник немецкой классической философии И. Кант первым попытался связать проблемы гносеологии с исследованием исторических форм деятельности людей: объект как таковой существует лишь в формах деятельности субъекта. Основной вопрос об источниках и границах познания в своей гносеологии Кант формулирует как вопрос о возможности априорных синтетических суждений (которые дают новое знание) в каждом из трех главных видов знания – математике, теоретическом естествознании и метафизике. Решение этих вопросов Кант дает в ходе исследования трех основных способностей познания – чувственности, рассудка и разума.

Гегель же дал анализ важных законов, категорий и принципов диалектики, также обосновал положение о единстве диалектики, логики и теории познания. Он говорил о том, что нельзя понять предмет, не осознав всего предшествующего пути развития. Источником развития является противоречие, оно есть не только«корень всякого движения и жизненности», но и фундаментальный принцип всякого познания.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 777; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.