Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды познания




Знание человека первоначально существует в виде определенных образов мышления. Но эти образы неодинаковы по характеру своего формирования и по способам движения; имеют свою специфику. Следовательно, возникает вопрос о том, как складывается структура знания.

В философских системах Нового времени была сформулирована идея о двух формах знания: чувственное и рациональное. Эти формы знания зачастую рассматриваются как два последовательных этапа его формирования. Исторически и логически первой ступенью познавательного процесса является чувственное познание. Оно непосредственно включено в материально-чувствительную деятельность людей, и связано с непосредственными контактами человека с внешним миром.

Самой простой, элементарной формой чувственного познания является ощущение. Оно возникает в мозгу человека в результате воздействия на органы чувств каких-либо объектов. Материальное воздействие той или иной вещи, порождая материальную реакцию организма, одновременно преобразуется в новые, не свойственные самому предмету качества – его субъективный образ. Именно через ощущение человек получает всю первичную информацию об объективном мире. Еще Аристотель выделял ощущение как чувство, которое является как животным, так и человеческим. Ощущения же человека он связывал с эстетическим наслаждением, которое относится к сфере культуры. Чтобы человек мог послужить культуре, его ощущения и чувственные впечатления должны сохраняться в памяти, благодаря которой, по словам Аристотеля, и «появляется опыт у людей».

Ощущение – это чувственный образ отдельных сторон, процессов, явлений объективного мира. В силу активной деятельности человеческого сознания образы, ощущения, поступая в мозг, подвергаются активной обработке и превращаются в образы восприятия.

Восприятие – это целостный чувственный образ предметов, процессов, данных посредством наблюдения. Восприятие зарождается и существует в сознании как форма активного синтеза разнообразных проявлений предметов и процессов, которые неразрывно связаны с другими актами познавательной деятельности. Чувственные образы накапливаются в сознании человека, и потом могут быть воспроизведены посредством представления. Представление – это опосредованный целостный чувственный образ действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании посредством памяти.

 

Рациональное познание, логическое мышление рассматривается как второй, более высокий уровень познания. Рациональное познание это мышление, которое предполагает деятельность рассудка и разума. Рассудок познает все земное, относительное и конечное, разум – обеспечивает «высшее единство мышления». Вот что по этому поводу писал И.Кант: «Всякое наше знание начинается с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме, выше которого нет в нас ничего для обработки материала созерцаний и для подведения его под единство мышления». Дальнейшее различие рассудка и разума мы встречаем у Гегеля, определившего разум как «бесконечное мышление» и рассудок как «конечное мышление». Именно, рассудок благодаря своей «конечности» приводит значения в систему, формализует их, где-то упрощает, делая доступным для большинства людей. Разум всегда стремится в познании к нахождению бесконечного, безусловного, и абсолютного: разум в познании занят поиском предельных оснований бытия во всех его проявлениях.

В целом мышление, проявлениями которого служит деятельность разума и рассудка – это есть ни что иное, как высшая форма активного познания бытия во всем многообразии его форм. В отличие от чувственного познания, рациональное мышление – это процесс целенаправленный, его результаты выражаются в формировании новых идей, сформулированных в обобщенной форме в виде понятий, суждений и умозаключений. Мышление – это активный процесс познавательной деятельности сознания. Оно действует на том уровне, где нет непосредственного контакта с объективной действительностью. Мышление опирается на результаты чувственного познания и дает обобщенное знание.

Мышление – это целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение в сознании человека существенных свойств и отношений действительности.

Мышление существует в 3-х основных формах: понятия, суждения, умозаключения. Понятие – это форма мысли, в которой отражаются общие, существенные свойства, связи и отношения действительности. Понятие и представление сближает то, что их содержание носит обобщенный и опосредованный характер. Но между ними имеются и различия. Представление дает наглядный образ действительности. Содержание понятия лишено наглядности. В представлении отражены общие признаки объектов, в понятии же уровень обобщения доведен до выделения существенного.

Понятия возникают и существуют в сознании человека в определенной связи, в виде суждений. Суждение – это такая форма мысли, в которой посредством связи утверждается (или отрицается) что-либо – о чем-либо.

К тому или иному суждению человек может прийти либо путем непосредственного наблюдения какого-либо факта или опосредованно с помощью умозаключения. Умозаключение – это форма мысли в виде рассуждения, в ходе которого из одного или нескольких суждений, именуемых посылками, выводится новое суждение, которое называется заключением или следствием.

Здесь следует выделить философское познание, которое использует в процессе познания только методы абстрактного мышления, понятия и категории, выведенные в мыслительный процесс предшествующими мыслителями.

Диалектический материализм, выделяя чувственное и рациональное как две ступени познания, не противопоставляют их друг другу. Его представители утверждают, что эти ступени находятся в постоянном взаимодействии, образуют неразрывное единство познавательного процесса. Рациональные формы познания невозможны без форм чувственного познания. Отсюда они черпают исходный материал. В свою очередь, на уровне человеческого сознания чувственное познание находится под воздействием рационального познания. Ощущения, восприятия, представления человека несут в себе характеристики всей духовно-интеллектуальной деятельности сознания.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 760; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.