Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники и принципы формирования общего среднего образования на современном этапе

Понятие содержания образования, его научные основы и исторические тенденции развития

Под содержанием образования следует понимать систему научных знаний, практических умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимися в процессе обучения. Содержание образования определяется обществом на каждом конкретном этапе его развития и характеризуется следующим:

– сод-е. обр. должно удовлетворять потребности технического и научного развития общества;

– сод-е. обр. отражает социальные условия существования и классовые интересы господствующих групп людей в данном обществе, так как от него зависит мировоззрение, общее развитие, уровень культуры многих поколений;

– на сод-е. обр. оказывает влияние методология, которая обусловлена социально-экономическими отношениями и господствующей идеологией данного общества.

Объективные факторы, влияющие на содержание образования:

– потребности общества (развитие производства, науки, техники, культуры);

– возрастающие духовные запросы людей.

Субъективные факторы:

– методологические позиции ученых.

На этой основе в сфере образования обособились исторически следующие направления: практико-прагматическое, меркантильное, гуманитарное, духовно-религиозное, философское. В соответствии с этим возникали учебные заведения: кастовые и жреческие школы, затем технические и коммерческие училища, реальные гимназии, техникумы, профессиональные курсы, высшие учебные заведения и т.д. Содержание образования предполагало подготовку одних учащихся для удовлетворения материальных нужд общества, а других – для удовлетворения нужд духовных.

В эпоху Ренессанса (XVIII – XIX в.в.) в связи с борьбой за свободу и равенство стали возникать и реализовываться концепции формирования целостной личности («Школа радости» Вит. Де Фильтре для детей из обеспеченных семей; теория свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо, основанная на природной сущности ребенка; идея формирования личности путем вовлечения ее в активную деятельность И.Г. Песталоцци и т.д.).

Широкую известность в педагогике получили следующие теории.

Эти идеи явились теоретическим обоснованием таких течений в педагогике как «Новые школы» во Франции, Швейцарии; элитарные школы в США, Германии, Австрии, связывающие образование и воспитание ребенка с природой, свободным развитием, естественными отношениями между детьми и взрослыми.

Теория формального образования. Д. Локк (XVII в.), Песталоцци, Кант, Гербарт (XVIII – XIX) основывалась на философии рационализма. Источник знаний – разум. Важнейшая задача образования – не овладение учащимися фактическими знаниями, а развитие у учащихся способностей к анализу, синтезу, логическому мышлению. Основные предметы – иностранные языки (греческий, латинский и др.) и математика. Преобладало классическое направление образования. Широкое распространение теория получила в гимназиях России, где изучались русский. Греческий. Латинский. Французский, немецкий языки. В настоящее время теория применятся в грамматических школах Англии, Франции и др. странах Европы.

Теория материального (утилитарного) образования. Базируется на концепции эмпиризма. Г. Спенсер (кон. XVIII-нач. XIX в.в.)

Источник знаний – только опыт. Сообщение учащимся естественно-научных и технических знаний, материала, пригодного для практической деятельности учащихся (бухгалтерское ремесло, швейное дело и др.). Критерий отбора образовательного материала – степень его пригодности для жизни. Теория составляла основу реального направления в школьном образовании и применялась в реальных гимназиях и училищах дореволюционной России.

К.Д. Ушинский критиковал обе теории, называя их односторонними и утверждая, что для жизни важны не только утилитарные, но и прикладные знания.

Прагматическая теория содержания образования. Д.Дьюи, У. Килпатрик (нач. XX в.). Авторы критиковали и рационализм и эмпиризм и выступали за то, чтобы положить в основу обучения практическую деятельность детей. Постулаты теории: «Заранее составленные учебные курсы не нужны», «Ребенок сам должен определять количество и качество обучения», «Обучение посредством делания – основной метод в школе», «Материал обучения нужно брать из опыта ребенка» и т.д. Авторы отрицали необходимость четкого определения содержания образования, учебных предметов в школе и сводили обучение к узкому. Основанному на интересах детей практицизму. У. Килпатрик разработал «метод проектов» или «проектную систему», при которой ученики вместе с учителем проектировали выполнение задания и попутно овладевали знаниями по языку, математике и т.д.

В совет. педагогике в 20 –е г. господствовал метод проектов, обучение велось по триместрам (осень, зима, весна), содержание образования включало природу, производство, деятельность людей. (например, осенью школьники считали урожай, стоимость продукции и т.д.). В 30-х г. стала складываться современная система образования, которая стала склоняться к формальному усвоению знаний.

 

Основные органично и диалектически взаимосвязанные источники содержания образования

– развитие науки, культуры; производство материальных благ; исторически опыт;

– развитие общественных отношений и духовные ценности; содержание различных форм общественного сознания.

Современная школа преследует следующую тенденцию: от обыденного, практико-прагматического толкования проблем образования к их гуманистическому осмыслению, формированию детской личности как целостного и гармоничного человеческого существа. В единстве его внутренней духовности и внешнего воплощения.

В педагогике существует система научных требований (принципов) к определению и совершенствованию содержания образования (классификация И.Ф. Харламова):

1.Содержание школьного образования должно быть направлено на осуществление основной цели воспитания– формирование всесторонне и гармонично развитой личности

2. Содержание образования должно строиться на строго научной основе и включать твердо устоявшиеся в науке факты, новые научные достижения

3. Содержание образования должно способствовать формированию жизненной позиции учащихся

4. Содержание образования должно характеризоваться четкостью выводов по вопросам развития природы и общества, объяснять сущность общественной жизни

5. Содержание образования по каждому учебному предмету должно соответствовать логике той или иной науки

6. Содержание школьного образования должно строиться на основе взаимосвязи между отдельными учебными предметами (межпредметные связи)

7. В содержании образования должна находить отражение связь теории с практикой, соединение обучения с производительным трудом

8. Содержание образования должно соответствовать возрастным возможностям учащихся (принцип доступности в зависимости от объема и сложности учебного материала)

9. Общее образование в школе должно сочетаться и осуществляться в единстве с техническим и трудовым обучением и способствовать профессиональной ориентации учащихся

Классификация принципов по Б.Т. Лихачеву:

– общеобразовательный характер учебного материала;

– гражданская и гуманистическая направленность содержания образования;

– связь учебного материала с практикой;

– основообразующий и системообразующий характер учебного материала;

– интегративность изучаемых курсов;

– гуманитарно-этическая направленность содержания образования;

– развивающий характер учебного материала;

– взаимосвязанност и взамообусловленность смежных предметов;

– эстетические аспекты содержания образования.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Курс лекций по дидиктике. . 1 | Стандарты образования, учебный план и учебные программы общеобразовательной школы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 966; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.