Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы научного познания

Читайте также:
  1. I. Предмет и методы статистической науки
  2. II Графоаналитические методы
  3. II. Специальные методы исследования пациентов с заболеваниями сосудов нижних конечностей.
  4. III. Методы исследования в области теории исторической науки
  5. III. Экономико-математические методы изучения межотраслевых связей.
  6. IV. Наглядные методы
  7. А- методы регулирования.
  8. А. Неэкспериментальные психологические методы
  9. Абразивность горных пород. Методы и схемы изучения изнашивания металлов при взаимодействии с горной породой.
  10. Агентские издержки и методы их сокращения
  11. Административные методы
  12. Адсорбционные методы

Понятиеметод (от греческого «методос» - путь к чему-либо) – означает совокупность действий, призванных помочь в достижении желаемых результатов. Метод делает научную деятельность многообразной, позволяя получать единообразные, сопоставимые результаты. Современная наука в своих исследованиях основывается на методологии – совокупности используемых методов. Методологией также называется учение о научных методах. Основоположниками современной научной методологии являются философы XVII в. Ф. Бэкон и Р. Декарт. Объясняя значение научного метода, Ф. Бэкон любил приводить один афоризм: даже хромой, идущий по дороге, опережает того, кто бежит без дороги. Только верный метод может привести к получению истинного знания, подлинной картины познаваемого предмета.

Методы научного познания включают общечеловеческие приемы мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, индукцию, дедукцию и т.п.). Методы научного познания принято подразделять по широте применимости в процес­се научного исследования. В связи с этим все методы научного познания подразделяются на всеобщие, общенаучные и частнонаучные.

Всеобщих методов в истории познания известно два: диалектический и метафизический. Метафизический метод с середины XIX века начал все больше и больше вытесняться из естествознания диалектическим методом. При метафизическом подходе объекты и явления окружающего мира рассматриваются изолированно друг от друга, без учета их взаимных связей и как бы в застыв­шем, фиксированном, неизменном состоянии. Диалекти­ческий подход, наоборот, предполагает изучение объек­тов, явлений со всем богатством их взаимосвязей, с учетом реальных процессов их изменения и развития.

На определенном этапе научного познания природы метафизический метод, которым руководствовались ученые-естествоиспытатели, был вполне пригоден и даже неизбе­жен, ибо упрощал, облегчал сам процесс познания. В рам­ках метафизического подхода к миру учеными изучались многие объекты, явления природы, проводилась их класси­фикация. Например, классификация растительного и животного мира была составлена метафизиком Карлом Линнеем.

Вторую группу методов познания составляют общенаучные методы, которые используются в самых различных областях науки. Классификация общенаучных методов тесно связана с понятием уровней научного познания. Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Одни общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, измерение), другие – только на теоретическом (идеализация, формализация, индукция, дедукция, интуиция), а некоторые (например, анализ, синтез, моделирование) – используются как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях.



Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. Это первичный этап научного познания, в ходе которого происходит сбор фактов и информации. При использовании этих методов выполняются дипломные и кандидатские работы. Теоретический уровень научного исследования основывается на логическом мышлении ученого. Это – более высокая ступень в научном познании. Результатами теоретического познания становятся гипотезы, теории, законы – плоды докторских исследований. Если еще в XIX в. каждый ученый, выдвигавший ту или иную теоретическую концепцию стремился сам доказать ее эмпирически, то в ХХ в. наметилась явная тенденция отставания экспериментальных исследований от теоретических.

К третьей группе методов научного познания относят­ся методы, используемые только в рамках исследований какой-то конкретной науки или какого-то конкретного явле­ния. Такие методы именуются частнонаучными. Каждая отрасль науки (физика, химия, геология, биология и т. д.) имеет свои специфические методы исследования.

Характер используемых в конкретной науке методов опре­деляется, в первую очередь, спецификой ее предмета. Но в процессе взаимопроникновения, дифференциации и интеграции научного знания типичными становятся ситуации, когда один предмет изучается несколькими методами, а несколько разных предметов – одним каким-то общим методом. Методы физи­ки проникают в химию, методы физики и химии – в биоло­гию (и наоборот). Например, молекулярная биология широко использует методы химии, молекулярной физики, рентгеноструктурного анализа и т.п.

Подробнее остановимся характеристике общенаучных методов научного исследования.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Методы научного познания

Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 65; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.198.165.74
Генерация страницы за: 0.005 сек.