Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы научного знания

Структура и методы научного познания

Тема 2

К формам научного знания обычно относят факты, проблемы, гипотезы, теории, а также идеи, принципы, категории и законы. Первичной формой научного знания являются факты, под которымипонимается не само по себе какое-либо явление действительности, а наше знание, достоверно, истинно сообщающее нам о наличии этого явления. А это значит, что факты, как и все другие формы знания, нуждаются в исключительно строгой проверке на истинность, так как на фактах основывается все научное знание, все теоретические построения.

О значении фактов в научном познании хорошо сказал И.П. Павлов: «Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять ее ввысь, не опираясь на воздух. Факты – это воздух ученого. Без них вы никогда не сможете взлететь. Без них ваши "теории" – пустые потуги». Сами по себе факты мало говорят о сути явления или объекта, пока исследователь не найдет общей для них закономерности. Факты – наиболее надежные аргументы как для доказательства, так и для опровержения каких-либо теоретических утверждений.

Проблема определяется как «знание о незнании», как осознанный учеными вопрос, для ответа на который имеющихся знаний недостаточно. Уметь правильно выбрать и поставить научную проблему – очень важно. При осмыслении фактов и попытках решения проблем рождается догадка, которая после логической обработки, формулирования и оценки либо отвергается как не имеющая необходимых и достаточных оснований, либо приобретает форму научной гипотезы. Научная гипотеза – такое предположительное знание, истинность или ложность которого еще не доказана, но которое выдвигается не произвольно, а при соблюдении ряда правил – требований:

1. Основные положения предлагаемой гипотезы не должны противоречить известным и проверенным фактам и теориям. Однако следует иметь в виду, что бывают и ложные факты, которые сами нуждаются в проверке. Д.И. Менделеев при разработке Периодического закона химических элементов столкнулся с несоответствием известных значений атомной массы некоторых элементов требованиям своей гипотезы о периодичности изменения свойств элементов, исправил эти значения атомной массы на гипотетические и оказался прав. Последующие экспериментальные измерения подтвердили, что до этого атомные массы указанных Д.И. Менделеевым элементов были определены неточно.

2. Доступность выдвигаемой гипотезы практической, экспериментальной проверке (хотя бы в принципе).

3. Максимальная простота гипотезы (один ученый сказал: «Чем проще сформулирована гипотеза, тем ближе она к истине»).

Очень часто для объяснения сути одного и того же процесса или явления предлагается несколько гипотез. Для того, чтобы из них выбрать истинную гипотезу используют первичный и вторичные критерии справедливости. Первичный критерий – совпадение положений гипотезы с результатами эмпирических исследований. В том случае если сравниваемые гипотезы в равной мере совпадают с эмпирией, возникает необходимость применения вторичных критериев:

1. Критерий экономии и простоты (И.Ньютон, Э.Мах). Истинна та теория, которая проста для работы, для пони­мания, экономит время.

2. Критерий красоты (А. Пуанкаре, П.А. Дирак). Красота математического аппарата, лежащего в основе физической теории, – свидетель ее правильности.

3. Критерий здравого смысла.

4. Критерий безумия, т.е. несоответствия здравому смыслу. Академик Г. Наан об этом пишет: «Что такое здра­вый смысл? Это воплощение опыта и предрассудков своего времени. Он является ненадежным советчиком там, где мы сталкиваемся с совершенно новой ситуацией. Любое до­статочно серьезное научное открытие, начиная с открытия шарообразности Земли, противоречило здравому смыслу своего времени».

5. Критерий предсказательности – способность гипотезы предсказывать новые факты и явления.

Главное отличие теории от гипотезы – достоверность, доказанность. Следует иметь в виду, что термин «теория» имеет множество смыслов. В самом широком значении теорию понимают как знание вообще. Иногда теорией называют гипотезу, любую концепцию или совокупность взглядов, даже заведомо зная, что эти взгляды ложные, плохо или совсем не систематизированы (например, гитлеровская расистская «теория»). Теория в научном смысле – это система как правило истинного, уже доказанного, подтвержденного знания о сущности явлений, высшая форма научного знания, всесторонне раскрывающая структуру, функционирование и развитие изучаемого объекта, взаимоотношение всех его элементов, сторон и связей. Однако далеко не всегда теория может быть абсолютно доказательной. Эйнштейн говорил: «Любая теория гипотетична, никогда полностью не завер­шается, всегда подвержена сомнению и наводит на новые вопросы».

Для понимания специфики теории как формы знания очень важно учитывать, что все теории оперируют не реальными объектами, а их идеализациями, идеальными моделями, которые неизбежно абстрагируются от каких-то реальных сторон объектов и поэтому всегда дают неполную картину действительности. Это обязательно надо учитывать на стадии перехода от разработки или усвоения теории к ее применению на практике.

Главные элементы теории – ее принципы и законы. Принципы – наиболее общие и важные фундаментальные положения теории. Основные аспекты содержания каждого принципа раскрываются в совокупности законов и категорий теории. Законы конкретизируют принципы, раскрывают «механизм» их действия, взаимосвязь вытекающих из них следствий. Законы науки отражают в форме теоретических утверждений объективные законы (т.е. общие и необходимые связи изучаемых явлений, объектов, процессов). Категории науки – наиболее общие и важные понятия теории, характеризующие существенные свойства объекта и предмета теории. Принципы и законы выражаются через соотношение двух и более категорий. Например, в экологии есть закон, отражающий взаимное влияние хищника и жертвы на их численность. В этом законе понятия «хищник» и «жертва» являются категориями науки, отражающими объект закона, а взаимная регуляция их численности – предмет закона.

Раскрывая сущность объектов, законы их существования, взаимодействия, изменения и развития, теория позволяет объяснять явления, предсказывать новые, еще не известные факты и характеризующие их закономерности, прогнозировать (более или менее успешно) закономерное поведение изучаемой системы в будущем. Таким образом, теория выполняет две важнейшие функции: объяснение и предсказание, научное предвидение.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Естественнонаучная и гуманитарная культуры | Методы научного познания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.