Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Естественнонаучная и гуманитарная культуры

Отличие естествознания от других наук

Основной принцип естествознания гласит: знания о природе должны допускать объективную эмпирическую проверку, т.е. объективно объяснять действительность. В методологии общественных наук наряду с объективными методами исследования приобретает большое значение переживание изучаемого события, субъективное отношение к нему. От технических наук естествознание отличается нацеленностью на познание, а не на помощь в преобразовании мира, а от математики тем, что исследует природные, а не знаковые системы.

Однако провести четкую грань между естественными, общественными и техническими науками в принципе нельзя, поскольку имеется целый ряд дисциплин, занимающих промежуточное положение или являющихся комплексными по своей сути. Так, на стыке естественных и общественных наук находится экономическая география, на стыке естественных и технических – бионика. Комплексной междисциплинарной дисциплиной, включающей естественные, общественные и технические разделы, является социальная экология.

Современное человечество обладает огромным количеством знаний об окружающей его природе, о самом себе и собственных произведениях. Это делит всю имеющуюся у него информацию на два больших раздела: на естественнонаучное (естественное в том смысле, что изучается то, что существует независимо от человека) и гуманитарное знание (от лат «Homo» – человек), знание о человеке. Как следует из определения, различия между естественнонаучными и гуманитарными знаниями заключаются в объектах исследования: в первом случае объектом выступает природа, во втором – сам человек.

Использование точных научных методов при изучении стихийных, независимых от исследователя природных процессов, позволяет получать сторонникам естественнонаучной культуры объективные и достоверные знания о природе. Методы в гуманитарном знании более абстрактны. Поэтому, несмотря на то, что гуманитарии изучают осознанные, совершенные людьми поступки, гуманитарное знание характеризуется большей субъективностью и во многом отражает позицию ученого.

В наше время, когда роль науки поистине огромна, появилось научное «лобби» под названием сциентизм (от лат. «сциенция» – наука) с представлением о науке, особенно естествознании, как высшей, если не абсолютной ценности. Эта научная идеология заявляет, что лишь «точные» науки способны решить все проблемы, стоящие перед человечеством, включая бессмертие и, следовательно, должна стоять выше других отраслей культуры.

Для сциентизма характерны абсолютизация стиля и методов «точных» наук, объявление их вершиной знания, часто сопровождающееся отрицанием продуктов социально-гуманитарной культуры как не имеющих познавательного значения. Действительно, научные методы в естествознании сформировались раньше, чем в гуманитарных науках. Поэтому в истории познания делались неоднократные попытки перенесения естественнонаучных методов в гуманитарную сферу без соответствующих изменений и уточнений. Такие попытки встречали сопротивление и критику со стороны специалистов-гуманитариев. Иногда подобное сопротивление сопровождалось полным отрицанием какого-либо значения методов естествознания для исследований социокультурных и гуманитарных процессов.

На волне сциентизма возникло представление о никак не связанных друг с другом «двух культурах» – естественнонаучной и гуманитарной, представители которых даже не понимают друг друга*. В рамках сциентизма наука рассматривалась как единственная в будущем сфера духовной культуры, которая поглотит ее нерациональные области. В противоположность этому во второй половине XX в. также громко заявили о себе гуманитарии – антисциентисты, обрекавшие науку либо на вымирание, либо на вечное противопоставление человеческой природе. Антисциентизм исходит из положения о принципиальной ограниченности возможностей науки в решении многих человеческих проблем, а в своих проявлениях оценивает науку как враждебную человеку силу, отказывая ей в положительном влиянии на культуру. Да, говорят критики, наука повышает благосостояние населения, но она же увеличивает опасность гибели человечества и Земли от атомного оружия и загрязнения природной среды.

В нашей печати в 60 – 70 - е гг. ХХ в. конфронтация этих двух идеологий вылилась очень интенсивными дискуссиями между «физиками» и «лириками». Эти споры показали как несостоятельность неумеренных притязаний тех и других на монопольное обладание истиной, так и необходимость более целостного развития единой культуры как таковой. В последние десятилетия под влиянием научно-технической революции и возникновения новых междисциплинарных направлений исследования на стыке естественных и гуманитарных наук конфронтация между естествоиспытателями и гуманитариями все больше уступает место согласию и стремлению понять и использовать методы и подходы друг друга.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Взаимосвязь науки и религии | Формы научного знания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.