КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Культурологические и этические проблемы современного естествознания
Тема 11 Основные выводы современного естествознания 1. Наука является важным звеном человеческой культуры. Пройдя несколько предварительных стадий от античности до эпохи Возрождения, наука в своей развитой форме вобрала достижения других отраслей культуры, в том числе философии и религии, и представляет собой в целом качественно новое явление. 2. Науке присуще противоречие двух ее целей: с одной стороны, наука была средством нахождения истины о мире, а, с другой – нацелена на обеспечение господства человека над природой и ее преобразование. 3. Наука, объединившись с техникой, привела в XX в. к научно-технической революции, которая является ныне главным фактором развития человечества. 4. Наука постоянно обогащается новыми методологическими принципами, часто противоположными принятым ранее; новыми подходами (структурный, системный, функциональный, вероятностный); новыми понятиями, как частными, применяемыми в отдельных областях познания (например, «кварк» в физике), так и общенаучными (неопределенность, дополнительность, адаптация, самоорганизация, информация, поле и т.п.). 5. Наука находится в процессе перманентного развития. Но предугадать, в каком направлении она будет продвигаться и какими будут следующие открытия, невозможно. Кибернетики рассчитывали, что будут создаваться все более сложные и громоздкие ЭВМ, а появился персональный компьютер. 6. Область научного исследования постоянно расширяется, распространяясь на объекты, которые до этого находились вне сферы ее интересов (сложные, неустойчивые, открытые системы и т.п.). 7. Наука не в состоянии делать полностью сбывающиеся прогнозы, так как по современным научным представлениям эволюция мира не запрограммирована однозначно (предметное ограничение науки).
8. Наука развивается в пределах чувственного и логичного и ограничена возможностями наших чувств и законами мышления (эмпирическое и теоретическое ограничение). Несмотря на то, что наука постоянно расширяет свои границы, она остается принципиально ограниченной. 9. Современная наука столкнулась еще с одним ограничением – экологическим. Ее развитие может привести к уничтожению биосферы и ее самой. Итак, к трем ограничениям – с эмпирической, теоретической и предметной сторон – прибавилось ограничение этического характера. Поэтому столь важной стала этическая проблема в науке. Трудности и парадоксы развития науки, становление постнеклассического естествознания XXI века Миг наибольшего торжества науки, свидетельствовавший о ее мощи, был в то же время началом ее кризиса. Так, открытие явления радиоактивности в конечном результате привело к созданию и применению атомного оружия. За открытиями в области химии и биологии последовали экологические проблемы. Облегчая в какой-то мере жизнь людей, результаты научных открытий пошли вразрез с принципами организации и развития природных систем. Ученые признают, что современная наука столкнулась с рядом методологических и морально-этических проблем. Наука оказалась неокончательной, неспособной познать абсолютную истину. В науке отсутствуют достаточные основания для уверенности в том, что истина уже достигнута. Любые научные теории, даже самые современные, по своей сути являются всего лишь гипотезами, которые могут быть опровергнуты последующими открытиями. В естествознании, в отличие от логики и математики, оказалось невозможным получение абсолютных доказательств правильности той или иной теории, закона и пр., т.е. аргументации, с помощью которой можно раз и навсегда установить истинность той или иной научной концепции.
Фундаментальной основой структуры познания в наиболее развитых отраслях естествознания является анализ предмета исследования, выделение абстрактных элементарных объектов и последующий логический синтез из них единого целого в виде теоретической модели. На основе этой модели, представляющей собой один из возможных вариантов объяснения какого-либо фрагмента реальности, неизбежно расхождение идеального с реальным. Другой фундаментальной особенностью структуры научной деятельности является разделенность науки на относительно обособленные друг от друга дисциплины. Это имеет свою положительную сторону, поскольку дает возможность детально изучить отдельные фрагменты реальности, но при этом упускаются из виду связи между ними, а в природе все взаимосвязано. Еще одна фундаментальная черта науки – стремление абстрагироваться от человека, стать максимально безличной. Эта в свое время положительная особенность науки делает ее ныне неадекватной реальности и ответственной за экологические трудности, поскольку человек стал самым мощным фактором изменения действительности. Наука и техника способствуют социальному угнетению, в связи с чем раздаются призывы об отделении науки от государства (П. Фейерабенд). Агрессивность современной науки состоит и в том, что около 40% ученых так или иначе связаны с решением задач, имеющих отношение к военной сфере. Наука теряет надежду сделать людей счастливыми и дать им истину. Об этом говорил еще Л.Н. Толстой «Действительность нельзя познать только с помощью науки, так как научное познание – это частное познание, имеющее дело с определенными предметами, а не с самим бытием», – утверждает современный немецкий философ К. Ясперс. Но как только наука откажется от претензий на абсолютную истину – это подорвет ее лидирующую роль в культуре. На пороге XXI в., естествознание, по-видимому, вступает в новую историческую фазу своего развития – на уровень постнеклассической науки, для которой характерно выдвижение на первый план междисциплинарных, комплексных и проблемно ориентированных форм исследований. В определении познавательных целей науки все чаще начинают играть решающую роль не внутринаучные, а внешние для науки цели – цели экономического, социального, политического, культурного характера. Объектами современных междисциплинарных исследований становятся уникальные системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием. Становление постнеклассической науки связано с изменением представления классического и неклассического естествознания о ценностно нейтральном характере научного исследования. Все строже к научным открытиям и их результатам должны применяться принципы этики науки, социальной экспертизы научных программ.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |