Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культурологические и этические проблемы современного естествознания

Тема 11

Основные выводы современного естествознания

1. Наука является важным звеном человеческой культуры. Пройдя несколько предва­рительных стадий от античности до эпохи Возрождения, наука в своей развитой форме вобрала достижения других отраслей культу­ры, в том числе философии и религии, и представляет собой в целом качественно новое явление.

2. Науке присуще противоречие двух ее целей: с одной стороны, наука была средством нахождения истины о мире, а, с другой – нацелена на обеспечение господства человека над природой и ее преобразование.

3. Наука, объединившись с техникой, привела в XX в. к науч­но-технической революции, которая является ныне главным фак­тором развития человечества.

4. Наука постоянно обогащается новыми методологическими принципами, часто противоположными принятым ранее; новыми подходами (структурный, системный, функ­циональный, вероятностный); новыми понятиями, как частны­ми, применяемыми в отдельных областях познания (например, «кварк» в физике), так и общенаучными (неопределенность, дополнительность, адаптация, са­моорганизация, информация, поле и т.п.).

5. Наука находится в процессе перманентного развития. Но пред­угадать, в каком направлении она будет продвигаться и какими будут следующие открытия, невозможно. Кибернетики рассчитывали, что будут созда­ваться все более сложные и громоздкие ЭВМ, а появился персо­нальный компьютер.

6. Область научного исследования постоянно расширяется, рас­пространяясь на объекты, которые до этого находились вне сферы ее интересов (сложные, неустойчивые, открытые системы и т.п.).

7. Наука не в состоянии делать полностью сбывающиеся прогнозы, так как по современным научным представлениям эво­люция мира не запрограммирована однозначно (предметное ограничение науки).

8. Наука развивается в пределах чувственного и логичного и ограничена возможностями наших чувств и законами мышления (эмпирическое и теоретическое ограничение). Несмотря на то, что наука постоянно расширяет свои границы, она остается прин­ципиально ограниченной.

9. Современная наука столкнулась еще с одним ограничением – эко­логическим. Ее развитие может привести к уничтожению биосфе­ры и ее самой. Итак, к трем ограничениям – с эмпирической, теоретичес­кой и предметной сторон – прибавилось ограничение этического ха­рактера. Поэтому столь важной стала этическая проблема в науке.

Трудности и парадоксы развития науки,

становление постнеклассического естествознания XXI века

Миг наибольшего торжества науки, свидетельствовавший о ее мощи, был в то же время началом ее кризиса. Так, открытие явления радиоактивности в конечном результате привело к созданию и применению атомного оружия. За открытиями в области химии и биологии последовали экологические проблемы. Облегчая в какой-то мере жизнь людей, результаты научных открытий пошли вразрез с принципами организации и развития природных систем. Ученые признают, что современная наука столкнулась с рядом методологических и морально-этических проблем.

Наука оказалась неокончательной, неспособной познать абсолютную истину. В науке отсутствуют достаточные основания для уверенности в том, что истина уже достигнута. Любые научные теории, даже самые современные, по своей сути являются всего лишь гипотезами, которые могут быть опровергнуты последующими открытиями. В естествознании, в отличие от логики и математики, оказалось невозможным получение абсолютных доказательств правильности той или иной теории, закона и пр., т.е. аргументации, с помощью которой можно раз и навсегда установить истинность той или иной научной концепции.

Фундаментальной основой структуры познания в наиболее развитых отраслях естествознания является анализ предмета исследования, выделение абстрактных элементарных объектов и последующий логический синтез из них единого целого в виде теоретической модели. На основе этой мо­дели, представляющей собой один из возможных вариантов объяс­нения какого-либо фрагмента реальности, неизбежно расхожде­ние идеального с реальным.

Другой фундаментальной особенностью структуры научной деятель­ности является разделенность науки на относительно обособлен­ные друг от друга дисциплины. Это имеет свою положительную сторону, поскольку дает возможность детально изучить отдельные фрагменты реальности, но при этом упускаются из виду связи между ними, а в природе все взаимосвязано.

Еще одна фундаментальная черта науки – стремление абстра­гироваться от человека, стать максимально безличной. Эта в свое время положительная особенность науки делает ее ныне неадек­ватной реальности и ответственной за экологические трудности, поскольку человек стал самым мощным фактором изменения дей­ствительности.

Наука и техника способству­ют социальному угнетению, в связи с чем раздаются призывы об отделении науки от государства (П. Фейерабенд). Агрессивность современной науки состоит и в том, что около 40% уче­ных так или иначе связаны с решением задач, имеющих отношение к военной сфере.

Наука теряет надежду сделать людей счастливыми и дать им истину. Об этом говорил еще Л.Н. Толстой «Действитель­ность нельзя познать только с помощью науки, так как научное позна­ние – это частное познание, имеющее дело с определенными пред­метами, а не с самим бытием», – утверждает современный немец­кий философ К. Ясперс. Но как только наука откажется от претензий на абсолютную истину – это подо­рвет ее лидирующую роль в культуре.

На пороге XXI в., естествознание, по-видимому, вступает в новую историческую фазу своего развития – на уровень постнеклассической науки, для которой характерно выдвижение на пер­вый план междисциплинарных, комплексных и проблемно ориентирован­ных форм исследований. В определении познавательных целей науки все чаще начинают играть решающую роль не внутринаучные, а внешние для науки цели – цели экономического, социального, по­литического, культурного характера. Объектами современных меж­дисциплинарных исследований становятся уникальные системы, ха­рактеризующиеся открытостью и саморазвитием. Становление постнеклассической науки связано с изменением представления классического и неклассического естествознания о ценностно нейтральном характере научного исследования. Все строже к научным открытиям и их результатам должны применяться принципы этики науки, социальной экспертизы научных программ.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социальная экология | Наука и этика. Любая наука даже самая теоретическая всегда прагматична по своим конечным целям. Она ограничивается практическими интересами материального мира. По своим
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.