КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 11. Культурологические и этические проблемы современного естествознания
Тема 10. Современные науки о человеке Тема 9. Тенденции развития современной биологии Тема 8. Тенденции развития современной химии Тема 7. Науки о сложных системах Тема 6. Современные науки о космосе и Земле Тема 5. Основные концепции современной физики Тема 4. Естественнонаучные картины мира. Современная структура и значение науки Тема 3. История естествознания Тема 2. Структура и методы научного познания Тема 1. естествознание и его роль в культуре 1, 2, 4, 6, 13, 19, 21, 23, 24, 25, 27 6, 12, 13, 15, 19, 21, 24 13, 15, 19, 24, 25 1, 4, 15, 16, 19, 21, 24, 30 1, 4, 6, 9, 11, 13, 15, 19, 21, 22, 26, 28, 32 1, 4, 5, 6, 8, 10, 13, 15, 16, 19, 21, 28, 30 7, 11, 13, 15, 18, 30 6, 11, 14, 15 1, 3, 13. 15, 17, 19, 21. 29, 31 1, 6, 19, 20, 21, 29 6, 7, 21 список используемой литературы 1. Агапова, О.В. Лекции по концепциям современного естествознания. Вузовский курс / О.В. Агапова, В.И. Агапов. – Рязань: Узорочье, 2000. – 250 с. 2. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) «Я полюбил страдание»: автобиография. – М.: Изд-во им. свт. Игнатия Ставропольского, 1999. – 206с. 3. Биологический энциклопедический словарь / гл. ред. М.С. Гиляров. – М.: Советская энциклопедия, 1986. – 831 с. 4. Воронов, В.К. Основы современного естествознания / В.К. Воронов, М.В. Гречнева, Р.З. Сагдеев. – М.: Высшая школа, 1999. – 247 с. 5. Горбачев, В.В. Концепции современного естествознания. Ч. 1: учеб. пособ. / В.В. Горбачев. – М.: МГУП, 2000. – 274 с. 6. Горелов, А.А. Концепции современного естествознания / А.А. Горелов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 512 с. 7. Горелов, А.А. Концепции современного естествознания: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. зав. / А.А. Горелов. – М.: Центр, 2000. – 208 с. 8. Горелов, А.А. Концепции современного естествознания: учеб. пособ. для студ.высш. учеб. зав. / А.А. Горелов. – М.: Астрель, 2004. – 380 с. 9. Грабовский, Р.И. Курс физики / Р.И. Грабовский. – М.: Высшая школа, 1974. – 552 с. 10. Грядовой, Д.И. Концепции современного естествознания / Д.И. Грядовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 239 с. 11. Данилова, В.С. Основные концепции современного естествознания: учеб. пособ. для вузов / В.С. Данилова, Н.Н. Кожевников. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 256 с. 12. Карпенков, С.Х. Концепции современного естествознания. Практикум: учеб. пособ. для вузов / С.Х. Карпенков. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 239 с. 13. Карпенков, С.Х. Концепции современного естествознания: учебник / С.Х. Карпенков. – М.: Высшая школа, 2003. – 488 с. 14. Концепции современного естествознания. Практикум: учебно-метод. пособие для студ. филологических фак. педвузов / авт.-сост. А.Ю. Околелов, И.В. Дьяконова. – Мичуринск: МГПИ, 2006. – 84 с. 15. Концепции современного естествознания: хрестоматия / авт.-сост.: А.Ю. Околелов, И.В. Дьяконова. – Мичуринск, 2006. – 84 с. 16. Концепции современного естествознания: Сер. «Учебники и учебные пособия» / под ред. С.И. Самыгина. – Ростов н/Д; «Феникс», 1999. – 576 с. 17. Лучшие рефераты. Концепции современного естествознания. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – 351 с. 18. Мамонтов, С.Г. Биология: справ. издание / С.Г. Мамонтов. – М.: Высш. шк., 1992. – 478 с. 19. Мотылева, Л.С. Концепции современного естествознания: учеб. для вузов / Л.С. Мотылева, В.А. Скоробогатов, А.М. Судариков. – СПб.: Издательство Союз, 2000. – 320 с. 20. Найдыш, В.М. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / В.М. Найдыш. – М.: Гардарики, 1999. – 475 с. 21. Околелов, А.Ю. Курслекций по социальной экологии и природопользованию:учеб. пособ. по экологии для студ. биол. спец. педвузов и учит. биол. и экол./ А.Ю. Околелов. – Мичуринск: МГПИ, 2005. – 235 с. 22. Осипов, А.И. Путь разума в поисках истины. – М.: Издание Сретенского монастыря, 2002. – 430 с. 23. Рузавин, Г.И. Концепции современного естествознания / Г.И. Рузавин. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 287 с. 24. Синельников, В. Туринская плащаница на заре новой эры / В. Синельников. – М.: Изд-е Сретенского монастыря, 2001. – 176 с. 25. Солопов, Е.Ф. Концепции современного естествознания: учеб. пособ. для вузов / Е.Ф. Солопов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 232 с. 26. Торосян, В.Г. Концепции современного естествознания / В.Г. Торосян. – М.: Высшая школа, 2002. – 208 с. 27. Физический энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. – М.: Советская энциклопедия, 1983. – 928 с. 28. Философский энциклопедический словарь / гл. ред.: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. – М., 1983. 29. Хегеле, П.К. Рассчитан ли космос на человека? Размышления по поводу Антропного Принципа // Поиск. – № 5 (611). – 2 февраля 2001 г. – С. 12–13. 30. Чернова, Н.М. Основы экологии: учеб. для 10 (11) кл. общеобразоват. учеб. зав. / Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М., Константинов; под ред. Н.М. Черновой. – 5-е изд., дораб. – М.: Дрофа, 2001. – 304 с. 31. Шипунова О.Д. Концепции современного естествознания / О.Д. Шипунова. – М.: Гордарики, 2006. – 375 с. 32. Энциклопедия для детей. Т. 2: Биология. – 5-е изд., перераб. и доп. / глав. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 1999. – 704 с. 33. Энциклопедия для детей. Т. 16: Физика. Ч. 2. / гл. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2000. – 432 с.
* Эмпиризм (греч. еmpeiria – опыт) – учение, признающее чувственный опыт единственным источником знаний. Эмпирический – основанный на опыте. * Например, по международному соглашению в работе по расшифровке генома человека нет приоритета конкретных авторов – результаты принадлежат всему человечеству. * Противопоставление человека и природы, выделение человека как наместника Бога на земле началось уже в средние века. * Рационализм (от лат. ratio – разум), философское направление, которое считает разум основой истинного познания, отрицает не только религиозный и мифологический путь получения знания, но и решающую роль чувственного опыта. ** Распятие на кресте и повешение считалось в древнеримском государстве самым позорным видом казни – «рабской казнью». Для того чтобы тело человека, совершившего убийство, разбой, лжесвидетельствование или государственную измену не оскверняло, землю оно должно было быть подвешено на кресте до полного разложения. * Одним из первых проблему противопоставления естественно-научной и гуманитарной культур затронул английский писатель и ученый Ч. Сноу. Прочитанная им в 1959 г. в Кембриджском университете (Англия) лекция «Две культуры и научная революция» вызвала продолжительную и острую научную дискуссию, охватившую многие страны и всколыхнувшую самые разные слои интеллигенции. * Город Александрия, заложенный Александром Македонским в дельте Нила, прославился не только как торговый, ремесленный и политический центр, но своей библиотекой, насчитывавшей свыше 700 тыс. папирусных свитков, в которых были собраны все основные сочинения античной эпохи. * Алхимики считали, что ртуть (носитель металличности) и сера (носитель горючести) разной чистоты, соединяясь в различных пропорциях, дают начало металлам, в том числе и благородным. * Подтверждением того, с каким уважением относились арабы к античному наследию, является такой факт. В 823 г. халиф аль-Мамун потребовал от побежденного им византийского царя Михаила II передать ряд греческих рукописей или их копии. * Он был введен 5 октября (которое стало 15-м) 1582 г. по инициативе папы Григория XIII. ** Это предположение Дж. Бруно получило эмпирическое подтверждение лишь в 1995 г., когда были открыты первые планеты, вращающиеся около других звезд, – экзопланеты. * Под движением материи понимаются любые изменения, происходящие с материальными объектами в результате их взаимодействия. * Современное естествознание утверждает бесчисленное множество форм движения, которые можно классифицировать и выделить из них ряд основных форм, характеризующихся некоторыми общими признаками: носителем, уровнем структурной организации и самоорганизации (неорганическая и органическая природа, общество), своими объективно действующими законами. Впервые в истории познания классификация форм движения была разработана Ф. Энгельсом. Он выделил: механическую (относительное перемещение тел), физическую (колебательное, волновое, тепловое движение, ядерные процессы и др.), химическую (химические процессы), биологическую (развитие живых организмов и биосферы) и социальную формы движения материи. Концепция Ф. Энгельса сейчас дополнена новыми формами движения материи: геологической, географической, галактической, информационной и др. * Большая часть библейских пророчеств И. Ньютона до сих пор не опубликована. * До И. Канта предположение о развитии мира было внесено Р. Декартом, но оно было умозрительным. * Известно, что стимулом, ускорившим опубликование Ч. Дравиным его работы, был труд Алфреда Уоллеса (1823 – 1913), независимо пришедшего к близким выводам. Уоллес признавал приоритет Дарвина, поскольку считал, что в работе Дарвина эволюционный процесс более обоснован. * На этом принципе основан знаменитый «парадокс часов (или близнецов)». Предположим, что группа астронавтов вылетает с Земли со скоростью, отличающейся от скорости света на одну двадцатипятитысячную, летит по прямой в течение года (отсчитанного по часам и событиям их жизни), а затем возвращаются обратно, приземлившись через 2 года. Вернувшись на Землю, группа астронавтов обнаружит (согласно формуле Эйнштейна), что жители Земли состарились на 100 лет (по земным часам), т.е. они уже встретят другое поколение. * Согласно современным представлениям материя характеризуется различными уровнями структурной организации и обладает такими свойствами, как целостность (в живом организме согласованно функционируют системы всех уровней организации), * Что касается развития отечественной науки, то любопытны следующие цифры: в 1913 г. в России было не более 12 тыс. научных работников, в 1976 г. в СССМР насчитывалось уже около 1,2 млн. ученых. * Только эти четыре частицы могут сохраняться в неизменности, если окажутся отдельно от всех остальных частиц. * При столкновении позитрона с электроном обе частицы аннигилируют с выделением фотонов. * В настоящее время пока еще не установлена средняя плотность материи (в некоторых источниках указана плотность 10-30 г/см3), а, следовательно, невозможно с достаточной достоверностью указать, какому типу фридмановских моделей соответствует наша Вселенная. * Связь между абсолютной температурой Т (К) и температурой по стоградусной шкале Цельсия t (ºС) имеет вид: Т = 273,15 + t. * В настоящее время вещество во Вселенной примерно на 90% представлено атомами водорода, около 10% составляют атомы гелия. На долю более тяжелых атомов приходится ничтожно малая часть. * Для удобства ориентирования среди огромного количества звезд звездное небо разделено на 88 участков – созвездий, которым присвоены собственные названия. Они носят имена мифологических героев (Андромеда, Персей, Кассиопея), животных (Большая Медведица, Лев и др.), фигур, напоминающих известные нам предметы (Стрела, Весы и др.). * Черные дыры также, вероятно, образуются в результате концентрации вещества в центральных частях массивных звездных систем и галактик. ** Газ при попадании в гравитационное поле черной дыры образует закручивающийся диск, при этом колоссальная кинетическая энергия частиц, разгоняемых тяготением сверхплотного тела, частично переходит в рентгеновское излучение. * Химический элемент гелий был вначале открыт на Солнце, а уже потом обнаружен на Земле. ** Конвективную зону рентгеновские лучи преодолевают примерно за 20 лет. Чем ближе они приближаются к поверхности, тем более увеличиваются длины волн. В итоге от поверхности Солнца исходит ультрафиолетовая радиация (7% энергетического баланса Земли), световая радиация (46%) и инфракрасная радиация (47%). * Примечательно, что в Библии имеется указание на исходно разреженное состояние нашей планеты. «… говорит Господь, сотворивший небеса, он – Бог, образовавший землю и создавший ее; Он утвердил ее…» (Исаия, 45, 18). * В соответствии с библейскими представлениями о сотворении мира, долгое время возраст Земли считался равным 7 тыс. лет. С развитием геологии ученые постоянно «увеличивали» возраст Земли. Если во второй половине XVIII в. возраст Земли оценивали лишь в 75 тыс. лет, то к середине XIX в. этот отрезок «растянулся» до сотен миллионов лет. * Некоторые ученые с магнитными инверсиями связывают исчезновения динозавров и мутационный процесс у приматов, приведший в итоге к появлению человека. * Известно, например, что в прошлом Антарктида была вечнозеленой. Вечная мерзлота здесь образовалась 100 тыс. лет назад после великого оледенения. * Квантовая механика является теоретической основой современной химии. Ядро атома с порядковым номером N и массовым числом М содержит N протонов и (М - N) нейтронов (всего М нуклонов). Число электронов равно числу протонов в ядре, поэтому в нормальном состоянии атом нейтрален. Электроны располагаются на оболочках в строгом порядке: на первой к ядру не более 2 электронов; на второй – не более 8; на третей – не более 18 и т.д. Когда два атома сталкиваются, они или объединяются вместе, обобществляя свои оболочки, или вновь расходятся после перераспределения электронов. Число электронов на внешней оболочке и определяет химическую активность элемента. * Белки – это сложные макромолекулы, структурными элементами которых являются аминокислоты. Из 100 известных аминокислот в образовании белков всех организмов используется только 20. * Одним из первых сторонников такой концепции был Анаксимандр, утверждавший, что живые существа образуются из апейрона по тем же законам, что и вещи неорганической природы. * Первая находка останков человека умелого была сделана в конце 50-х – начале 60-х гг. ХХ в. английским антропологом Л. Лики в Олдувайском ущелье (Танзания, Восточная Африка). * Данные генетики показывают, что у закоренелых преступников, особенно у убийц, чаще встречается ряд отклонений в развитии нервной системы. Они более агрессивны, озлоблены, обладают повышенным либидо, из-за недоразвития нервных окончаний у них снижена болевая чувствительность по сравнению с нормальными людьми. Кроме этого, у убийц-преступников недоразвит мозг, что находит отражение в малом размере головы, низком лбе, глубоко посаженных глазах; заметно выступает нижняя челюсть. Все эти признаки обусловлены присутствием в их геноме лишней половой Y-хромосомы. В пользу генетической предопределенности к преступлениям говорит также тот факт, что преступники-однояйцовые близнецы склонны совершать однотипные преступления. В тоже время сочетание хромосом XYY встречается в среднем у одного на 1000 человек и далеко не всегда этот человек попадает в разряд преступников. Очевидно, что не только в генетической природе человека следует искать причины преступности, а в комплексе социально-политических, экономических и культурных условий формирования личности. Поэтому обсуждение генетической предопределенности преступных деяний требует крайней осторожности.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |