КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение. Рекомендовано редакционно-издательским советом ОрелГТУ
Логика
Курс лекций
Рекомендовано редакционно-издательским советом ОрелГТУ в качестве учебного пособия
Орел 2005 УДК 16 (075) ББК 87.4я7 Л25
Рецензенты:
Доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой «Философия и отечественная история» Орловской региональной академии государственной службы А.М. Старостенко
Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Социология, культурология и политология» Орловского государственного технического университета О.В. Фирсанова
Л25 Ларина, Л. Ю. Логика: курс лекций / Л. Ю. Ларина. – Орел: ОрелГТУ, 2005. – 225 с.
В данном издании отражены основные разделы курса логики: предмет этой науки, ее значение и место среди других дисциплин; логический анализ языка, формализованные логические языки; понятие и суждение (высказывание) как формы мышления, дедуктивные и правдоподобные умозаключения; логико-эпистемические и социально-психологические аспекты аргументации; формы развития знания. Предназначено студентам экономических и технических специальностей очной и очно-заочной форм обучения. Может быть использовано преподавателями при подготовке лекционных и практических (семинарских) занятий по логике.
УДК 16 (075) ББК 87.4я7
© ОрелГТУ, 2005 © Ларина Л.Ю., 2005 Содержание
Введение. 7 Тема 1. Предмет и значение логики. 9 1.1 Основные характеристики процесса познания. 9 1.2 Предмет логики. Логическая форма и логическое содержание мысли. 14 1.3 Формальное поведение и формальное мышление. 18 1.4 Основные принципы формальной логики. 22 1.5 История развития логики как науки. 27 1.6 Логическая культура. Значение логики. 30 Вопросы для повторения. 33 Тема 2. Логический анализ языка. 34 2.1 Понятие знака. Смысл и значение знака. 34 2.2 Типы знаков. 37 2.3 Семантические категории языка. 38 2.4 Виды имен. 40 2.5 Основные принципы употребления имен (знаков) 42 Вопросы и упражнения для повторения. 43 Тема 3. Формализованные логические языки. 45 3.1 Язык логики предикатов. 45 3.2 Язык логики суждений. 49 Вопросы и упражнения для повторения. 50 Тема 4. Понятие как форма мышления. 52 4.1 Общая характеристика понятий. 52 4.2 Объем и содержание понятий. 56 4.3 Обобщение и ограничение понятий. 58 4.4 Виды понятий. 59 4.5 Отношение между понятиями. Совместимые и несовместимые понятия. 62 4.6 Основные операции с объемами понятий. 65 4.7 Основные операции с содержанием понятий. 67 4.8 Диаграммы Венна. 68 4.9 Определение понятий. 70 4.10 Деление понятий. Классификация. Типология. 79 Вопросы и упражнения для повторения. 82 Тема 5. Суждение (высказывание) как форма мышления. 85 5.1 Суждение. Виды суждений. 85 5.2 Категорические суждения. 89 5.3 Распределенность терминов в категорических суждениях. 92 5.4 Сложные суждения и их истинность. 93 5.5 Типы и виды модальных суждений. 95 5.6 Отношения между категорическими суждениями. 98 5.7 Отношение между сложными суждениями. 101 5.8 Отрицание суждений. 106 Вопросы и упражнения для повторения. 107 Тема 6. Дедуктивные умозаключения. 111 6.1 Умозаключение как форма мышления. 111 6.2 Общая характеристика дедуктивных умозаключений. 112 6.3 Прямые умозаключения логики высказываний. 113 6.4 Непрямые умозаключения логики высказываний. 119 6.5 Непосредственные умозаключения. 123 6.5.1 Понятие и специфика непосредственных умозаключений. 123 6.5.2 Превращение. 125 6.5.3 Обращение. 126 6.5.4 Противопоставление предикату. 128 6.5.5 Противопоставление субъекту. 129 6.5.6 Умозаключения по «логическому квадрату». 130 6.6 Простой категорический силлогизм. 132 6.7 Энтимема. 137 Вопросы и упражнения для повторения. 141 Тема 7. Правдоподобные умозаключения. 144 7.1 Умозаключения по аналогии. 144 7.2 Индуктивные умозаключения: общая характеристика и основные виды.. 150 7.3 Понятия причины и необходимых условий действия некоторой причины. Основные свойства причинных связей. 156 7.4 Эмпирические методы установления причинной зависимости явлений. 160 Вопросы и упражнения для повторения. 166 Тема 8. Логико-эпистемические аспекты аргументации. 168 8.1 Аргументация как прием познавательной деятельности. Виды аргументации 168 8.2 Структура доказательства. 169 8.3 Виды доказательств. 170 8.4 Правила и ошибки по отношению к тезису. 172 8.5 Виды аргументов. 173 8.6 Правила и ошибки по отношению к аргументам. 174 8.7 Форма доказательства и ее виды.. 177 8.8 Правила и ошибки по отношению к форме доказательства. 178 8.9 Опровержение. 179 8.10 Критика и подтверждение. 180 Вопросы и упражнения для повторения. 181 Тема 9. Социально-психологические аспекты аргументации. 183 9.1 Спор и дискуссия как разновидности аргументации. Виды споров. 183 9.2 Научный спор как форма познавательной деятельности. Значение научных споров 186 9.3 Уловки логического характера. 189 9.4 Уловки социально-психологического характера. 190 9.5 Уловки организационно-процедурного характера. 193 9.6 Способы нейтрализации уловок в спорах. 197 9.7 Рационализация споров. 202 Вопросы для повторения. 206 Тема 10. Формы развития знания. 207 10.1 Вопрос как форма познания. Виды вопросов и ответов. 207 10.2 Проблема. 213 10.3 Гипотеза. 214 10.4 Теория. 217 Вопросы и упражнения для повторения. 220 Литература. 223
Термин «логика» в настоящее время употребляется в трех основных значениях. Во-первых, этим словом обозначают всякую необходимую закономерность во взаимосвязи объективных явлений. Выражения «логика фактов», «логика вещей», «логика исторического развития» представляют типичные варианты употребления этого слова в таком значении. Во-вторых, словом «логика» обозначают закономерности в связях и в развитии мыслей. Типичными выражениями здесь являются такие как «логика рассуждения», «логика мышления» и т.п. При этом закономерности в связях и развитии мыслей являются опосредованным отражением объективных закономерностей. И, наконец, «логикой» называют науку – определенную систему знаний, рассматривающую логику мышления. Логика имеет большое значение для формирования культуры мышления, умения эффективно использовать приобретенный человечеством арсенал логических познавательных средств. Формируясь, прежде всего, под влиянием практических потребностей массовых дискуссий, диспутов и просто интеллектуальных упражнений в Древней Греции, логика сложилась как некоторая грамматика мышления. Изучение логики помогает повышению интеллектуального потенциала человека, более эффективному использованию способностей, данных человеку от природы, и навыков, приобретаемых в жизненном опыте. Формы и приемы мышления человек усваивает в процессе своей жизни, прежде всего, овладевая языком и основами наук. Логика привносит осознание в этот стихийно осуществляемый процесс, что позволяет гораздо быстрее добиваться желаемых результатов. Знания, приобретаемые в процессе изучения курса логики, необходимы для успешного освоения такой дисциплины, как философия, а также вопросов психологии, связанных с проблемами формального мышления, и педагогики. Кроме того, логика является основой культуры речи, риторики. В качестве специального аппарата она применяется сегодня в программировании и компьютеризации ряда процессов интеллектуальной деятельности, в теории автоматического управления, искусственного интеллекта и т.д. Логика способствует формированию правильного формального мышления и формального поведения, важнейшими областями которого являются право, нравственность и технологии, в том числе технологии в сферах управления людьми и экономики. Последнее определяет значение логики в изучении как теоретических, так и практических разделов всех технических и экономических дисциплин. Логика и правильное логическое мышление представляют собой необходимое условие научной исследовательской деятельности. Логика формирует навыки эффективного проведения научных споров и дискуссий, делая их незаменимыми компонентами процесса познания. Помимо этого соблюдение в беседах, спорах и дискуссиях принципов и требований формальной логики повышает эффективность человеческой коммуникации, в том числе в деловом общении и управлении, что в свою очередь значительно улучшает их результативность.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |