Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы и упражнения для повторения. Слово «теория» употребляется в широком и узком смысле

Теория

 

Слово «теория» употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле теорией называют мышление вообще, когда хотят разграничить мыслительную и предметно-практическую деятельность (теорию и практику).

В узком смысле теория представляет собой систему знания, относящуюся к некоторой области действительности или к некоторым аспектам той или иной области действительности. Например, предметом астрономии является особая область реальной действительности – небесные тела; географии и геологии – планета Земля и т.п. Логика, психология, физиология высшей нервной деятельности изучают разные аспекты мышления человека; социология, экономическая теория, история – разные аспекты общественной жизни.

Предметом теории могут быть и особые классы явлений: теория теплоты, электричества, магнетизма и т.д., а также некоторые аспекты действительности вообще: теория пространства и времени. Особый класс теорий образуют теории методологического характера, изучающие методы и приемы познания. К их числу, например относятся многие разделы математики (теория математического анализа, вариационного исчисления, теория дифференциальных уравнений) и значительная часть содержания логики.

Основными функциями теории являются:

- систематизация и объяснение изучаемых явлений;

- выявление законов изучаемой области или аспекта действительности.

Особенность теории состоит в том, что она обладает предсказательной силой, т.е. позволяет прогнозировать соответствующие явления, события, процессы и т.п.

В теориях действительность отражается посредством моделей. Здесь моделями служат системы идеализированных, идеальных, абстрактных и прочих объектов.

Состав теорий. В составе теорий выделяют эмпирический базис – совокупность фактов, устанавливаемых посредством наблюдения. Научные данные, относящиеся к эмпирическому базису, составляют исходный материал для теоретических построений. Поэтому иногда, употребляя слово «теория» в более строгом смысле, эмпирический базис отделяют от собственно теории и не включают в состав последней.

Кроме того, теория есть совокупность взаимосвязанных понятий и высказываний. Среди понятий теории различают два основных вида:

1) понятия, в которых выделяются и обобщаются основные характеристики и компоненты изучаемых явлений. Например, в механике выделяются такие характеристики механического движения предметно-функционального типа, как траектория, скорость, ускорение, сила, масса, импульс, кинетическая энергия и т.д.;

2) понятия классификационного характера, в которых выделяются классы изучаемых предметов и явлений (объектов вообще). Посредством этих понятий осуществляется классификация объектов. Причем основаниями данных классификаций являются упомянутые выше характеристики. Например, в механике наряду с основным понятием «механическое движение» выделяются такие его виды, как «прямолинейное», «криволинейное», «колебательное», а также «равномерное», «неравномерное», «равноускоренное» и «неравноускоренное» и т.д.

На эти два типа делятся как понятия, относящиеся к эмпирическому базису, так и собственно теоретические понятия.

Основную роль в теориях играют высказывания. Как и понятия, они могут относиться к эмпирическому базису и к собственно теоретическому уровню теории. Среди последних особо выделяются два вида:

1) высказывания, в которых выражается знание законов изучаемой действительности и которые называются законами данной теории или науки (законы физики, химии, математики и т.д.);

2) предложения соответствия – утверждения, раскрывающие сущность наблюдаемых явлений. С логической точки зрения, это реальные определения соответствующих явлений.

Истинность теорий. Важной характеристикой теории является степень ее обоснованности, ее практическая подтверждаемость.

Основным и наиболее общим критерием истинности теорий считается практика, включающая производственную деятельность, эксперименты и применение теоретических знаний в той или иной деятельности людей.

Вместе с тем практика далеко не абсолютный критерий истинности. Во-первых, этот критерий не всегда применим. Во-вторых, практика может подтверждать и некоторые ложные высказывания (до некоторых пор, например, в опыте подтверждалась теория теплорода). В-третьих, практика лишь подтверждает, но не доказывает истинность теории.

Кроме практики, существует логический критерий истинности. Самым важным логическим критерием истинности теорий является их логическая непротиворечивость, т.е. взаимная согласованность утверждений теорий между собой, последовательность в объяснении явлений.

Однако и истинные теории не есть абсолютно точное знания своего предмета. Это означает, что теория не представляет собой законченного образования. В истории познания наблюдается постоянная смена теорий, связанная с углублением нашего знания: евклидова геометрия получила дальнейшее развитие в неевклидовой, классическая механика (Галилея - Ньютона) – в релятивистской и квантовой теориях и т.д.

 

 

 

1. В чем состоит методологическая роль вопроса, выполняемая им в процессе познания?

2. Что называется базисом (предпосылкой) вопроса?

3. Какие задачи в науке принято называть проблемами?

4. Чем различаются развитые и неразвитые проблемы? Охарактеризуйте те и другие.

5. Какие части включает в себя формулировка проблемы?

6. Раскройте два смысла слова «гипотеза», используемых в научной литературе.

7. Охарактеризуйте основные этапы выдвижения гипотезы.

8. В каком случае предположение считают гипотезой?

9. Назовите основные функции теории.

10. Почему все существующие теории имеют характер относительных истин? Назовите критерии истинности теорий.

11. Произведите анализ следующих вопросов (укажите, к каким видам они относятся, корректны ли они, каковы их предпосылки):

а) Бывает ли он дома по вечерам?

б) Вы за справедливость или за строгое наказание лиц, совершивших хищения в крупных размерах?

в) Где и когда была Столетняя война?

г) Какие существительные не спрягаются?

д) Какова длина экваториального радиуса земли?

а) 6378245 м; b) 6356863 м; c) 5643478 м.

12. Охарактеризуйте ответы (определите их вид), данные на поставленный вопрос.

В каком году открыт Московский государственный университет?

Ответ 1: «МГУ не был открыт».

Ответ 2: «МГУ был открыт по инициативе М.В. Ломоносова».

Ответ 3: «МГУ был открыт в ХХ веке».

Ответ 4: «МГУ был открыт в 1825 году».

Ответ 5: «МГУ был открыт в XVIII веке».

Ответ 6: «МГУ был открыт раньше Петербургского университета».

Ответ 7: «МГУ был открыт в царствование Елизаветы Петровны».

Ответ 8: «МГУ был открыт, а потом закрыт».

Ответ 9: «МГУ был открыт через 30 лет после Российской академии наук».

13. Проанализируйте текст и выясните, ставится ли в нем проблема. Если ставится, то какая: развитая или неразвитая?

Задача о квадратуре круга является, по-видимому, самой знаменитой. Ее формулировка: начертить квадрат, площадь которого была бы равна площади заданного круга. Софист Антифон, современник Сократа, переформулировал задачу так: вписать в круг квадрат, потом правильный восьмиугольник, потом шестнадцатиугольник и т.д. Поскольку можно построить квадрат, равный любому шестиугольнику, задача может быть решена, но приближенно. Бризон, тоже современник Сократа, предложил присоединить к вписанным многоугольникам описанные.

14. Проанализируйте текст и выясните, излагается ли в нем гипотеза или только догадка.

Путем наблюдений астрономы установили, что Нептун и Плутон испытывают воздействие со стороны неизвестного тела. Этим телом может быть либо звезда, либо черная дыра, либо десятая планета. Посредством межпланетных станций, запущенных СССР и США, установлено отсутствие звезды и черной дыры (иначе оказалось бы, что Солнце входит в двойную систему). Прямых подтверждений существования десятой планеты нет, хотя есть некоторые косвенные свидетельства. Предполагаемая десятая планета имеет массу, в пять раз большую земной, ее орбита значительно отличается от орбит известных планет.


литература

1. Асмус, В. Ф. Логика: учебник / В. Ф. Асмус. – 2-е изд. – М.: Едиториал УРСС, 2001. – 392 с.

2. Бочаров, В. А. Основы логики: учебник для вузов / В. А. Бочаров, В. И. Маркин. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 296 с.

3. Брюшинкин, В. Н. Практический курс логики для гуманитариев: учебник / В. Н. Брюшинкин. – М.: Интерпракс, 1994. – 360 с.

4. Бузук, Г. Л. Логика и компьютер / Г. Л. Бузук. – М.: Владос, 1995. – 175 с.

5. Войшвилло, Е. К. Логика: учебник для студентов высших учебных заведений / Е. К. Войшвилло, М. Г. Дегтярев. – М.: Владос-Пресс, 2001. – 528 с.

6. Выготский, Л. С. Этюды по истории поведения / Л. С. Выготский, А. Р. Лурия. – М.: Наука, 1993. – 346 с.

7. Гетманова, А. Д. Логика: Словарь и задачник: учеб. пособие для вузов / А. Д. Гетманова. – М.: Владос, 1998. – 336 с.

8. Гетманова, А. Д. Логика: учебник для вузов / А. Д. Гетманова. – М.: Книжный дом «Университет», 1998. – 480 с.

9. Демидов, И. В. Логика: учебное пособие для юридических вузов / И. В. Демидов; под ред. Б. И. Каверина. – М.: Юриспруденция, 2000. – 207 с.

10. Иванов, Е. А. Логика: учебник / Е. А. Иванов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: БЕК, 2001. – 368 с.

11. Ивин, А. А. Логика: учебник / А. А. Ивин. – М.: Гардарики, 2002. – 352 с.

12. Ивлев, Ю. В. Логика: Сборник упражнений: учебное пособие / Ю. В. Ивлев. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Дело, 2002. – 248 с.

13. Ивлев, Ю. В. Логика: учебник для высших учебных заведений / Ю. В. Ивлев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 1998. – 272 с.

14. Ильенков, Э. В. Диалектическая логика / Э. В. Ильенков. – М.: Наука, 1984. – 264 с.

15. Кайберг, Г. Вероятность и индивидуальная логика / Г. Кайберг. – М.: Прогресс, 1978. – 423 с.

16. Ковальски, Р. Логика в решении проблем / Р. Ковальски. – М.: Наука, 1990. – 320 с.

17. Кузина, Е. Б. Логика в кратком изложении и упражнения: учебное пособие для вузов / Е. Б. Кузина. – М.: Изд-во МГУ, 2000. – 239 с.

18. Малахов, В. П. Основы формальной логики: учебное пособие для экономистов / В. П. Малахов. – М.: Щит-М, 1999. – 291 с.

19. Михалкин, Н. В. Логика и аргументация в судебной практике: учебник для вузов / Н. В. Михалкин. – СПб.: Питер, 2004. – 336 с.

20. Поппер, К. Логика и рост научного знания / К. Поппер. – М.: Прогресс, 1983. – 256 с.

21. Рузавин, Г. И. Логика: учебник для вузов / Г. И. Рузавин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 256 с.

22. Смаллиан, Р. Как же называется эта книга? / Р. Смаллиан. – М.: Мир, 1981. – 211 с.

23. Сопер, П. Основы искусства речи / П. Сопер. – М.: Прогресс-Академия, 1992. – 143 с.

24. Теория и практика аргументации / Институт философии РАН. – М., 2001. – 184 с.

25. Тысцяс, В. Г. Логика: курс лекций / В. Г. Тысцяс. – М.: ПРИОР, 1999. – 159 с.

26. Шуман, А. Н. Философская логика: истоки и эволюция / А. Н. Шуман. – Мн.: Экономпресс, 2001. – 368 с.

27. Яшин, Б. Л. Задачи и упражнения по логике / Б. Л. Яшин. - М.: ПРИОР, 1997. – 302 с.

 


 

Учебное издание

 

Ларина Лада Юрьевна

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Гипотеза | Первичная обработка результатов эксперимента
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.