КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Работа над правильностью и беглостью чтения
Говорить о правильности и беглости как качествах навыка чтения имеет смысл только в том случае, если чтец понимает текст, который им озвучивается. Однако учитель должен знать специальные приемы, направленные на отработку правильности беглости. Здесь имеют место два направления: 1) использование специальных тренировочных упражнений, совершенствующих зрительное восприятие, развитие артикуляционного аппарата, регуляцию дыхания; 2) применение при чтении художественных произведений принципа многочтения, предложенного М.И. Омороковой и описанного В.Г. Горецким, Л.Ф. Климановой. Этот принцип состоит в том, чтобы при анализе текста постоянно обращать ребенка к перечитыванию отрывков, важных в смысловом значении, и тем самым не только обеспечивать проникновение в это произведения, но и добиваться правильного и беглого чтения. Правильность чтения - это чтение без искажений, т.е. без ошибок, влияющих на смысл читаемого. Многолетние наблюдения над становлением навыка чтения у детей позволяют выделить несколько групп типичных ошибок, допускаемых обучающимися чтению. 1. Искажение звукобуквенного состава: - пропуски букв, слогов, слов и даже строчек; - перестановка единиц чтения (букв, слогов, слов); - вставка произвольных элементов в единицы чтения; - замена одних единиц чтения другими. Причины подобных ошибок - несовершенство зрительного восприятия или неразвитость артикуляционного аппарата. Однако причиной искажений может стать и так называемое «чтение по догадке». В основе этого явления лежит такое свойство человека как антиципация - способность предугадывать смысл еще непрочитанного текста по тому смыслу и стилю, который уже известен из прочитанного предыдущего отрывка. Догадка появляется у чтеца с приобретением читательского опыта и является, таким образом, признаком его продвижения в овладении навыком чтения. В то же время учителю надо помнить, что текстуальная догадка опытного чтеца редко ведет к ошибкам, искажающим смысл читаемого, а субъективная догадка неопытного ребенка часто влечет за собой такие ошибки, которые мешают ему понять читаемое. 2. Наличие повторов. Такие ошибки заключаются в повторении единиц чтения: буки, слогов, слов, предложений. Чем менее совершенен навык чтения, тем меньшая единица чтения повторяется. Эти ошибки очень близки к предыдущему типу, однако, их причины в другом. Повторы, как правило, связаны со стремлением ребенка удержать в оперативной памяти только что прочитанный компонент. Это необходимо маленькому чтецу для осмысления прочитанного. Поэтому на аналитическом этапе становления навыка повторы неизбежны и должны восприниматься учителем как явление закономерное и даже положительное. Чрезмерная торопливость учителя, раннее npeсечение «повторов» в чтении учащихся могут помешать ребенку свободно и естественно перейти на синтетический этап чтения. 3. Нарушение норм литературного произношения. Среди ошибок этого типа можно, в свою очередь, выделить несколько групп: 1) ошибки собственно орфоэпические; среди них неправильное ударение - самый распространенный вид. Такие ошибки связаны с незнанием норм произношения или с незнанием лексического значения слов, которые читаются;
2) ошибки, связанные с так называемым «орфографическим чтением»: единицы чтения озвучиваются в строгом соответствии с написанием, а не с произношением. Учитель должен иметь в виду, что «орфографическое чтение» - обязательный период становления навыка. Чем скорее ученик научится синтезировать все действия процесса чтения (восприятие, произнесение, осмысление), тем скорее откажется от «орфографического чтения». Поэтому работа, помогающая ребенку осмысливать читаемое, будет способствовать и устранению «орфографического чтения»; 3) интонационные ошибки, которые представляют собой неправильные логические ударения, неуместные в смысловом отношении паузы. Нетрудно заметить, что такие ошибки допускаются чтецом, если он не понимает читаемого. Однако от маленького ребенка процесс чтения требует не только интеллектуальных, но и физических усилий, поэтому причиной интонационных ошибок у маленького чтеца может стать нетренированность дыхания и речевого аппарата. Правильно работать над исправлением и предупреждением ошибок при чтении учитель может только в том случае, если понимает причины ошибочного чтения и знает методику работы над ошибками. Итак, ведут к ошибочному чтению такие факторы, как: 1) несовершенство зрительного восприятия; 2) неразвитость (недостаточная гибкость) артикуляционного аппарата; 3) нехватка дыхания; 4) незнание орфоэпических норм; 5) незнание лексического значения слова; 6) «догадка», вызванная субъективным типом чтения. Система упражнений должна быть направлена на преодоление перечисленных трудностей. Для совершенствования зрительного восприятия может быть использовано предварительное чтение слов с графическими пометами: по \д \с \не!ж \ни 'к и чтение слов, в которых минимальные единицы чтения напечатаны разными шрифтами: поТруДИлиСЬ. Интересная система упражнений, тренирующих зрительное восприятие, предложена Л.Ф.Климановой. Приведем некоторые из них: 1) пары слов отличаются одной буквой: козы ~ косы, ветер – вече р, трава - травы, вбежал - взбежал; 3) цепочки слов, близких по графическому облику: вслух - глух слyx; вьют - вьюн - вьюга; слова, в которых парные по твердости-мягкости фонемы выполняют смыслоразличительную функцию: есть - ест, угол - уголь, галка - галька, полка - полька; 4) чтение цепочек родственных слов: труд - трудился - трудящийся; бег - бегать - бегство. (См.: Климанова Л.Ф. Навыки чтения младших школьников и пути их совершенствования // Пути и средства достижения прочности знаний в начальных классах / Под ред. М.П.Кашина. -М., 1978.) Для тренировки артикуляционного аппарата можно привлекать скороговорки и чистоговорки, при этом детям предлагать сначала произносить их в очень медленном темпе, затем - в разговорном, потом - в скороговорочном. В тренировке дыхания могут помочь такие задания: - на одном выдохе произнести четверостишие; - считать на одном дыхании как можно дольше: 1,2,3,4,5...Такие упражнения могут проводиться на уроке в виде физминуток, однако составляться и подбираться учителем они должны с учетом того текста, который предстоит читать детям. Допустим, на уроке в I классе должен читаться рассказ Б. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра» (см.: Голованова М.Г., Го р е ц к и й В.Г., Климанова Л.Ф. Родная речь. - Кн. 1. - М. J 1992). В нем есть такие длинные слова со стечением согласных: протаптывал, насторожился, растоптал, повернулся, приготовил. В этих словах смычные взрывные звуки [п], [т] соседствуют со щелевым [с] и со смычным дрожащим [р]. Чтобы подготовить артикуляционный аппарат детей к прочтению таких слов, учитель может заранее предложить им скороговорку: Под деревом, под тополем тетерев тетерева встретил. С опорой на нее можно поработать и над дыханием. Упражнения в чтении слов также должны составляться с ориентацией на читаемый текст. В данном случае это могут быть цепочки слов: сторож - сторожил - насторожился; готов – готовил- приготовил; топтать - топтал - топтался -растоптал. Учитывая то, что причиной ошибок может стать незнание норм произношения или незнание лексического значения слов, до чтения текста детей следует познакомить со значением и правильным произношением слов: индус, хобот, поднял, на спину, отдал. Таким образом, в предварительную работу по подготовке детей к чтению текста учитель включает упражнения по предупреждению ошибочного чтения. Но важна также и гибкая система исправления ошибок. При этом ведущим учительским правилом должна стать установка на минимальное вмешательство в процесс чтения ученика. Для исправления ошибок учитель может прервать чтение ученика только в двух случаях: для устранения орфоэпической ошибки (сразу же дается образец правильного прочтения) и для исправления ошибки, ведущей к искажению общего смысла читаемого (учитель привлекает ребенка к перечитыванию слова посредством вопроса или прямого указания на ошибку). Все другие ошибки исправляются после завершения чтения. Для этого могут быть использованы такие приемы: - постановка вопроса, ответ на который требует перечитывания; - составление из разрезной азбуки ошибочно прочитанного слова; - чтение с доски цепочки слов, среди которых есть ошибочно прочитанное; печатание ошибочно прочитанного слова учеником на доске; перечитывание отрывка про себя с целью ответить на вопрос учителя, поставленный к ошибочно прочитанному слову, и т. п. Чем младше и неопытнее чтец, тем более развернутый способ Исправления ошибки может быть предложен учителем. Полезно для исправления ошибок привлекать учеников класса, однако при этом учитель должен помнить о доброжелательной и деловой атмосфере, которая необходима на уроке в ходе этой работы. Беглость - такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого. Таким образом, беглость не может быть самоцелью, однако именно беглость становится определяющим фактором для других качеств чтения. (Нормы беглости указаны в программе чтения по годам обучения.) Но главным ориентиром для учителя должна стать устная речь индивида. Объективным ориентиром беглости считается скорость диктора ТВ или радио, читающего новости, это примерно 120- 130 слов в минуту. Беглость зависит от так называемого поля чтения и длительности остановок, которые чтец допускает в процессе чтения. Поле чтения (или угол чтения)- это такой отрезок текста, который взгляд чтеца схватывает за один прием, после чего наступает остановка (фиксация). Во время этой остановки и происходит осознание схваченного взглядом, т.е. осуществляется его осмысление. Опытный чтец делает на строке незнакомого текста от 3 до 5 остановок, причем отрезки текста, которые схватываются его взглядом за один прием, равномерны. Поле чтения у неопытного чтеца очень мало, иногда равно одной букве, поэтому на строке он делает много остановок и отрезки воспринятого текста у него не одинаковы. Они зависят от того, знакомы ли слова и словосочетания, которые читаются. С осмыслением схваченного за один прием связаны и повторы в чтении неопытного чтеца: если он не сумел удержать в памяти воспринятый отрезок, ему приходится еще раз вернуться к уже озвученному тексту, чтобы осознать то, что прочитано. Теперь становится понятным, что, тренируя зрительное восприятие, учитель работает не только над правильностью, но и над беглостью чтения. Вообще, все упражнения, направленные на отработку правильности чтения, в то же время совершенствуют и беглость. В последние годы в методике стали описываться и специальные упражнения для выработки беглости чтения. Обратимся к упражнениям, предложенным М.И. Омороковой, И.А. Рапопортом, И.З. Постоловским в книге для учителя «Преодоление трудностей» (M. 1990): - совместные групповые чтения небольших отрезков текста - чтение небольших отрывков текста в разных темпах: в медленном, с плавным, протяжным произношением гласных (при таком чтении происходит увеличение угла чтения, тает как взгляд забегает вперед той единицы чтения, которая озвучивается); в среднем, разговорном темпе (отрабатывается способ чтения «как говорим»'); в «скороговорочном» темпе (достигается быстрейший синтез всех действий чтения; проводится только после медленно о чтения); - чтение отрывков «на время» (ученик наблюдает, за сколько времени он прочитал данный текст); -чтение отрывков на определенное время, заранее известного детям (ученик наблюдает, каков объем текста, прочитанного им за определенный отрезок времени). После чтения отрывков «на время» обязательно проверяете понимание читаемого. Упражнения, где предлагается чтение текста в разных темпах, предполагают проверку понимания после медленного прочтения. В пособии М.И. Омороковой «Совершенствование чтение младших школьников» (М.,1997) учителю рекомендуется проводить ежедневные практические разминки на уроках чтения: 1) на доску вывешиваются гласные буквы, а дети, по алфавиту присоединяя к ним согласные, читают полученные слоги; 2) тренировка в чтении различных сочетаний гласных букв: о, у, и, э; а, и, у, о, э; 3) чтение сочетаний согласных и гласных букв в слогах: же, ща, ре, тра, три; 4) после этого - чтение слов и предложений: электрификация, портфель; В январе много снегу во дворе. 5) чтение диалога: Собака, что делаешь? - Волков пугаю. - А что хвост поджала? Волков боюсь. Полезны упражнения в чтении цепочек слов с общим корнем, с похожими корнями: вода - водный - водяной; чистота - частота; а также упражнения, развивающие «оперативное поле чтения», например чтение «пирамидок»: бури ветры ураганы разыграйся за морозитъ выхолаживая. В последнее время в методику работы над беглостью чтения начали проникать приемы скорочтения. Действительно, некоторые из них могут быть использованы, однако, прибегая к ним, учитель должен осознавать, что предложить такие приемы можно только ученику, накопившему определенный читательский опыт. Среди приемов, которые могут быть перенесены в начальную школу, могут быть такие: «чтение с помехами» (ученик читает под звук метронома или под счет); «быстро найди слово» (ученик в тексте должен обнаружить прочитанное учителем слово или словосочетание); чтение «через решетку» (на текст накладывается «решетка», так, что часть его оказывается закрыта, чтение протекает с учетом антиципации). Успешно используются учителями и таблицы, составленные профессором Ф.И. Федоренко (Харьковская лаборатория). Они представляют собой 18 наборов по 6 предложений, в которых пoстепенно увеличивается количество буквенных знаков. Таблицы предъявляются ребенку на несколько секунд, а затем проверяется, как он смог прочитать. Известное письменное упражнение, когда дети должны вставить, в текст пропущенные буквы или слова, тоже развивает их способность к антиципации, а значит, тренирует правильность и беглость чтения. Работая так или иначе над совершенствованием навыка чтения и в частности над правильностью и беглостью, учитель должен помнить, что маленький чтец должен испытывать максимальную комфортность при чтении. Поэтому следует обратить внимание на использование указки и закладки для слежения строчки, на правильную посадку; если текст читается не по учебнику хрестоматии, а по детской книге, отбирая ее, нужно учесть тип бумаги (лучше, чтобы текст был напечатан на белой бумаге), размер полей, длину строки (на аналитическом этапе чтения не предлагать детям книги, где строка более 126 мм), соотношение текста и иллюстраций (60%: 40%).
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2211; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |