Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Работа над предложением




МЕСТО И РОЛЬ СИНТАКСИСА В ГРАММАТИЧЕСКОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

Лекция. Методика работы над элементами синтаксиса и пунктуации.

Виды упражнений аналогичны предыдущим.

 

 

План.

1.Место и роль синтаксиса в грамматическом курсе.

2. Работа над предложением.

3. Работа над словосочетанием, членами предложения.

4. Однородные члены предложения, сл. предложения, прямая и косвенная речь.

Литература:

Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.,Академия,2000.

-1-

Синтаксис – это правила соединения слов, это законы выражения объективной и субъективной информации при помощи слова и, наконец, это основа нашего речевого поведения и нашего взаимопонимания.

Основная единица синтаксиса – предложение. Традиционно курс грамматики начинается с этой темы. В современных коммуникативно направленных курсах некоторые авторы вводят такую модель.:

общение – речь – текст – предложение – слово – слог – звук (буква).

Такой подход логичен, сразу раскрывает перед учащимися систему языка и его прагматику (использования).

Основные темы синтаксического курса:

- предложение, его словесный состав и его моделирование;

- обозначение начала и конца предложения, интонации;

- простейшие типы предложений;

- главные члены предложения;

- второстепенные члены;

- выделение предложения из текста;

- составление предложений и их запись;

- смысл предложения, выявление связей между словами в предложении – члены предложения и т.п. (связь синтаксиса с морфологией: мотивирует склонение и спряжение, формирование частей речи).

Синтаксические знания и умения способствуют пониманию текста при его чтении и развитию собственной речи – устной и письменной.

-2-

Формирование у учащихся умения сознательно пользоваться предложением для выражения своих мыслей – одна из важнейших задач уроков русского языка в начальных в начальных классах. На синтаксической основе осуществляется усвоение морфологии и лексики, фонетики и орфографии (смысл слова раскрывается в предложении, также лексическое значение, правописание окончаний существительных, прилагательных….).

В работе над предложением в начальных классах условно выделяется 5 направлений:

1. Формирование грамматического понятия «предложение».

2. Изучение структуры предложения (связь слов, грамматическая основа, порядок слов, характеристика предложения и т.д.).

3. Формирование умения использовать в своей речи предложения, разные по цели высказывания и интонации. Овладение правильным интонированием предложения.

4. Развитие умения точно употреблять слова в предложении.

5. Формирование умения оформлять предложения в письменной речи.

Первоначальный этап работы над предложением совпадает с периодом обучения грамоте. В этот период формируется понятие о предложении по таким ступеням:

- составление высказываний в объеме 1 предложения, высказывание его мысли, темы;

- произнесение с нужными интонациями;

- членение на слова;

- постановка вопросов к словам в предложении;

- счет числа слов;

- составление схемы и состава предложения – моделирование

(|__ _ _ |__.);

- составление предложений по их моделям.

На основе практического знакомства с предложением, детьми (вместе с учителем) выводится логическое определение:

 

Предложение мысль        
    признаки   выделяется
       
   

 

 
  относительная завершенность   выражена словами интонацией   знаками начала и конца
                         

Далее изучаются вопросительные, восклицательные, повествовательные предложения. Анализ и определения этих предложений производится по следующим критериям:

а) цель высказывания (сообщение, вопрос, приказ);

б) интонация (вопросительная, повествовательная, восклицательная…);

в) выявление утверждения или отрицания.

Деление предложения на распространенные и нераспространенные вводится после знакомства с главными членами предложения, с предикативной группой. Важно, чтобы школьники научились быстро и безошибочно находить предикативную группу в предложении.

** Далее знакомство со сложными предложениями можно провести на основе:

Анализа   Синтеза
Анализируется текст, выделяется предложение, главные члены, затем аналогично проводится работа со сложными предложениями (выделяются простые предложения, разбираются их значения и состав). Строим схему – модель сначала более общую: (,) и более полную модель, в которой показаны главные и второстепенные члены, и еще более полную – с показом связей между членами предложения.   Составляют два предложения на близкие темы, устанавливается смысловая связь между ними. Затем эти предложения соединяются (возможно союзом). После этого упражнения дети составляют сложные предложения. !!! Полезно выделять главные члены, чтобы не путать с однородными.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3127; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.