Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Орфографическая грамотность

Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи – это «одежда мысли», по которой обычно сразу определяют уровень образованности человека. Основы правописания закладываются в начальных классах. Здесь, на самых ранних ступенях обучения, есть своя специфика, которая определяется у них теоретических знаний по языку. Русская начальная школа накопила богатый опыт обучения правописанию, нашедший отражение в трудах К.Д.Ушинского, Н.А.Корфа, И.Н.Шапошникова, Н.С.Рождественского, Л.К.Назаровой, психологов Н.Д.Богоявленского, С.Ф.Жуйкова. в последние десятилетия широкую известность получили труды методистов Т.Г.Рамзаевой, М.М.Разумовской; представителя научной школы дидакта Л.В.Занкова – А.В.Поляковой; последователей психолога Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, В.В.Репкина, П.С.Жедек.

Тем не менее школа испытывает потребность в практических пособиях по обучению правописанию.

Благодаря достижениям языкознания и психологии в обучении правописанию утвердилось направление, учитывающее в 1-ю очередь языковую природу орфографических единиц, опирающиеся на принципы орфографии и на типы орфограмм. В центр обучения правописанию поставлено правило, его применение (алгоритм), т.е. решение орфографической (или грамматико – орфографической) задачи. Такой метод логичен, он требует очень точного знания и самих правил, и грамматических условий их применения (ошибка в ходе решения задачи приводит к ошибке в написании).

Однако методика обучения правописанию в начальной школе должна опираться не только на правила, но и на всю систему языкового языка и его графики; на процесс овладения чтением, письмом, восприятие речи на слух (аудирования) и на развитие собственной речи, умение выразить свою мысль; на развитие дикции и орфоэпического навыка; на развитие интонации и выразительного чтения; на понимание состава слова, т.е. грамматику.

Орфографические умения и навыки – составная часть речевых умений и навыков, языкового развития в целом. Иными словами, правописание – средство.

Понимание социальной роли орфографии может быть достигнуто лишь коммуникативных ситуациях, при написании сочинения, письма и т.д. Приступая к изучению орфографии, дети должны осознать, что списывание, диктант – не самоцель, что в жизни орфография необходима для общения, для точности речи.

В начальных классах выделяются три линии овладения правописанием на основе:

1. Правильного соотнесения звука (фонемы и буквы) с учетом позиции звука и состава слова, на основе развития фонематического (речевого) слуха учащихся;

2. Запоминание буквенного состава слов, их морфемного состава, словообразовательных гнезд, на основе проговаривания и списывания, использования словарей, активизации словаря, т.е. использования слов в собственных записных текстах.

3. Проверки орфограмм с применением правил, т.е. путем решения грамматико – орфографических задач.(какое направление расширяется?) (3)

важно, чтобы дети поняли, что правописание слов почти всегда мотивировано. Например, заглавная буква позволяет отличать имена и фамилии от других слов; корень в родственных словах пишем одинаково, чтобы не исказить его значения, чтобы понятнее было родство слов.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Свойства русского правописания как основа его методики | Орфографическая зоркость
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1661; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.