Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ведущие страны мира по приему иностранных туристов в 1996 г

Й учебный вопрос: Международный рынок услуг: понятие и структура. Виды услуг. Специфические особенности международной торговли услугами. Международные рынки туризма, технологий и транспортных услуг.

Тема лекции: Международный рынок услуг

ЛЕКЦИЯ № 7

Литература (основная и дополнительная):

1) Мировая Экономика. Учебник под ред. д.э.н. проф. А.С.Булатова. – М.: Издательство «ЮРИСТЪ», 2004.

2) В.К. Ломакин. Мировая экономика. Учебник – М.: Издательство «Юнити-Дана», 2005.

3) А.В. Стрыгин. Мировая экономика. Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Издательство «Экзамен», 2004.

4) И.А. Родионова. Мировая экономика. Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Питер», 2005.

5) В.М. Кудров. Мировая экономика. Учебник. – М.: Издательство «Дело», 2004.

6) А.С. Буров. Конъюнктура мировых рынков товаров и услуг. Учебник. – М: Издательство «Экзамен», 2005.

7) Б.М. Маклярский. Мировая экономика. – М.: Издательство «Международные отношения», 2004.

8) Е.Д. Халевинская. Мировая экономика и международные отношения. М.: Издательство «ЮРИСТЪ», 2003.

9) А.Г. Мовсесян, С.Б. Огнивцев. Мировая экономика. Учебник. – М.: Издательство «Финансы и Статистика», 2001.

10) И.И. Дюмулен. Международная торговля услугами. – М.: Издательство «Экономика», 2003.

Основная часть.

Сущность и классификация услуг. Услуги — полезная деятельность, направленная на удовлетворение определенных потребностей населения и общества. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) под услугой понимает любую услугу, предоставляемую на коммерческой основе. Как правило, услуга проявляется в определенном полезном эффекте, не всегда реализуясь в материальном продукте. По приблизительным оценкам, на долю услуг приходится около 64% совокупного валового продукта мира.

Особенностями услуги являются: неосязаемость, неотделимость от источника, т.е. торговля услугами связана с их производством, она, как правило, не имеет овеществленной формы, непостоянство качества, несохраняемость и нетранспортабельность.

Как правило, услуги производятся и потребляются одновременно, что предполагает прямые контакты между производителями и потребителями услуг.

Природа услуги состоит в следующем:

1) услуга как результат труда всегда представляет собой персональный, т.е. присвоенный человеком невещественный полезный эффект труда;

2) без осуществления контакта между производителем и потребителем, даже если он осуществляется через определенную временную и пространственную протяженность, реализация услуги невозможна, т.е. истинное качество услуги возникает лишь в момент ее потребления;

3) оказание услуг содержит набор потребительских характеристик, который может быть реализован в данной сфере лишь при адекватном индивидуальном восприятии субъектом (в этом состоит отличие от иных благ).

Характеристика услуг может быть представлена:

1) высокой степенью дифференциации услуг как по потребительским характеристикам (горизонтальная дифференциация), так и по уровню качества (вертикальная дифференциация);

2) повышенной чувствительностью к экономической конъюнктуре и коротким периодом реагирования на ее изменения, существенностью фактора сезонности: значительностью влияния рекламы, моды, информированности;

3) выраженной сегментированностью спроса на услуги в зависимости от доходов, цен, субъективной оценки потребителем значимости (насущности) услуги, обеспеченности товарами длительного пользования, национальных традиций и особенностей потребления, стиля жизни и т.д.;

4) существенностью неценовых барьеров входа на рынок, обширной емкостью рынка и абсолютными преимуществами уже действующих в отрасли предприятий (например, по издержкам, предпочтениям обслуживания, эффектам масштаба), хотя в отдельных отраслях такового может не быть;

5) большой степенью неопределенности результата на рынке услуг и наличием “информационной асимметрии” производителя;

6) присутствием на рынке услуг социально значимых благ (жилье, образование, медицина и др.), производство и реализация которых требуют регулирующей роли государства и финансирования общественного сектора;

7) большей территориальной привязанностью и локализованностью обслуживания для мирового рынка услуг по сравнению с рынком товаров.

Во всех развитых странах сектор услуг является одним из наиболее перспективных как сфера, приносящая немалую прибыль в казну государства и обеспечивающая занятость населения. Причем данная сфера в постиндустриальных странах занимает преимущественное положение. В 1990-х годах темпы роста сферы услуг в развитых странах значительно опережали темпы прироста ВВП в них.

Изменение роли услуг в системе материального воспроизводства получило название “софтизация” (“софтономизация”). Это понятие отражает новые явления в экономике, связанные с более широким включением услуг в “жесткую” материально-вещественную структуру производства.

Интеграция услуг в систему материального производства проявляется в следующем:

1) увеличение в системе производительных сил инфраструктурных элементов, функционирование которых формирует общие условия производства и является динамичным фактором его организации;

2) рост взаимосвязи и взаимозависимости в рамках мировой экономической системы и изменение на этой основе ролевых функции и ответственности обслуживающих производств;

3) преобразование отраслевой структуры с преобладанием вертикальных (иерархических) связей в сетевую. При этом вокруг собственно производства (промышленного ядра) формируется система мощной инфраструктуры;

4) организационное построение экономики в виде сети, которое обусловливает изменение стиля менеджмента; его характерными чертами становится принцип самоорганизации, что способствует переходу oт иерархического менеджмента к профессиональному, отличающемуся гибкостью, функциональностью, высокой оперативностью;

5) диффузия нематериального производства в сферу материальную, которая связана с повышением значимости важнейшего невещественного ресурса — информации.

Существуют определенные проблемы при классификации мирового рынка услуг. Это объясняется наличием большого количества подобных классификаций, которые предлагаются практически каждой международной экономической организацией. Как отмечают специалисты ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию) определенная доля услуг, поступающих в международное обращение отражается лишь частично. Ряд услуг включается в экспорт-импорт товаров.

В статистике системы национальных счетов приведена следующая классификация услуг:

1) потребительские (рестораны, гостиницы);

2) социальные (образование, медицинское обслуживание и др.);

3) производственные (жилищно-коммунальные, консультативные, финансово-кредитные);

4) распределительные (торговые, транспортные, посреднические).

По классификации ООН выделяется более 160 видов услуг, объединенных в 12 основных разделов:

1) деловые услуги (46 видов);

2) услуги связи (25 видов);

3) инжиниринговые и строительные услуги (5 видов);

4) дистрибьюторские услуги (5 видов);

5) общеобразовательные услуги (5 видов);

6) услуги по защите окружающей среды (4 вида);

7) финансовые услуги (в том числе страховые) 1(7 видов);

8) охрана здоровья и социальные услуги (4 вида);

9) туризм и путешествия (4 вида);

10) услуги досуга, культуры и спорта (5 видов);

11) транспортные услуги (33 вида);

12) прочие услуги (например, бытовые) (более 7 видов).

Международный валютный фонд (МВФ) выделяет четыре вида услуг:

1) фрахт;

2) остальные транспортные услуги;

3) туризм;

4) прочие услуги.

На основе подхода МВФ все услуги можно разделить также на торгуемые и неторгуемые. К первой группе относят те услуги, которые пригодны для широкого вовлечения в международный торговый оборот.

В настоящее время количество услуг во внешней торговле превышает 600. В свою очередь, неторгуемые услуги, как правило, производятся и потребляются исключительно в национальных рамках и преимущественно не используются в международном торговом обороте. Характерным примером неторгуемых услуг являются коммунальные услуги.

Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и другие международные организации делят услуги на коммерческие и некоммерческие. Коммерческие услуги предоставляются на платной основе. К подобным услугам относятся финансовые, транспортные, туристические и др. В свою очередь, некоммерческие услуги предоставляют на бесплатной основе. В качестве примеров некоммерческих услуг можно привести прежде всего услугу на благотворительной основе.

Это, в частности, услуга волонтеров в медицинских и образовательных учреждениях, а также предоставление услуг на благотворительной основе организациям культуры и искусства. Так, Институт “Открытое общество” (Фонд Сороса) дает финансовые средства общеобразовательным и специализированным школам, вузам, научно-исследовательским институтам и библиотекам для подключения к Интернету (компьютерные и информационные услуги) и поддержки одаренной молодежи и ученых (элементы образовательных и финансовых услуг).

На основе подхода профессора МГИМО О. И. Дегтяревой можно выделить две группы внешнеторговых сделок по купле-продаже услуг: основные и обслуживающие куплю-продажу товаров.

К основным внешнеторговым сделкам купли-продажи услуг относят:

1) внешнеторговые сделки по оказанию производственно-технических услуг (международный инжиниринг);

2) международные арендные сделки; сделки по экспорту и импорту туристических услуг;

3) внешнеторговые сделки по консультационным услугам в области информации и совершенствования управления (международный консалтинг) и др.

В свою очередь, группа внешнеторговых сделок по обслуживанию товарооборота включает операции по международным перевозкам грузов, международные транспортно-экспедиторские операции, по хранению грузов, по страхованию грузов, по международным расчетам и др.

В Мировом банке принят расширительный подход к услугам, в число которых включается и движение дохода. Услуги в связи с этим делятся на:

1) факторные услуги — платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства, прежде всего капитала и рабочей силы (доходы на инвестиции, роялти и лицензионные платежи, зарплата, выплаченная нерезидентам);

2) нефакторные услуги — остальные виды услуг (транспорт, путешествия и прочие нефинансовые услуги).

Подобное деление особенно важно для обсуждения проблем регулирования международной торговли услугами в рамках ВТО, которые концентрируются преимущественно на нефакторных услугах. Между тем сотрудник МВФ, доктор экономических наук, профессор А. П. Киреев небезосновательно считает, что предоставление услуг в большинстве случаев происходит одновременно с продажей товара или осуществлением инвестиций в ту или иную страну. Поэтому в соответствии со способами доставки услуг потребителю услуги делятся на:

1) услуги, связанные с инвестициями, — банковские, гостиничные туристические и профессиональные услуги;

2) услуги, связанные с торговлей, — транспорт, страхование;

3) услуга, связанные одновременно с инвестициями и торговлей, связь, строительство, компьютерные и информационные услуги, личные, культурные и рекреационные услуги, бизнес-услуги (например, рекламные услуги, арендные операции).

Экспорт услуг означает оказание услуг нерезиденту, даже если он находится на таможенной территории страны. Причем процесс международной торговли услугами регулируется не на границе, а внутри страны соответствующими положениями внутреннего законодательства. Существует несколько традиционных механизмов совершения сделок по международной торговле услугами: мобильность покупателя, мобильность продавца, одновременная мобильность продавцов и покупателей или мобильный характер самой услуги.

Следует отметить, что в последние годы получают особое развитие международные сделки с услугами, при которых производитель и потребитель не перемещаются, т.е. не пересекают границ. В частности, это относится к развитию рынка виртуальных услуг. Высокие темпы роста применения глобальных компьютерных технологий позволяют предоставлять различные информационные консультативные, обучающие и другие услуги, не перемещая субъекта сделки.

В свою очередь, в российском законодательстве нет официально утвержденного перечня услуг, и в Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности” понятие “внешняя торговля услугами — оказание услуг (выполнение работ), включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ)”.

В целом международная торговля услугами является быстро развивающимся сектором мирового хозяйства.

Основными сделками на международном рынке услуг являются:

1) консультационные услуги по совершенствованию управления и в области информатики (реинжиниринг);

2) оказание туристических услуг;

3) международные транспортные услуги.

Наиболее крупными экспортерами и импортерами коммерческих услуг в настоящее время являются промышленно развитые страны. Причем внешняя торговля услугами — важное направление внешнеэкономической деятельности для всех развитых стран. Например, в США экспорт услуг составляет около 28% общего объема экспорта.

Для большинства развитых стран сектор коммерческих услуг является быстро расширяющимся и выступает как основа для экономического роста. Сравнительный анализ среднегодовых темпов прироста экспорта коммерческих услуг Индии и КНР позволяет отметить более высокие темпы у первой страны. Так, в настоящее время на международном рынке услуг Индия специализируется от работ в области анимации по заказу голливудских киностудий до участия в международных проектах по обработке данных. Высокий экспортный потенциал Индии в секторе программного обеспечения превратил ее в один из мировых центров в области программирования.

Таким образом, в международной торговле услугами лидирующие позиции, как указывалось, занимают промышленно развитых страны, доля которых в экспорте и импорте составляет около 80 и 77% соответственно. Около 19% приходится на 6 стран Восточной Азии.

Что касается России, то ее роль на международном рынке коммерческих услуг еще крайне мала. Экспорт подобных услуг из России составил 9,1 млрд, а их импорт — 12,4 млрд долл. Незначительная доля экспорта России в мировом экспорте коммерческих услуг объясняется тем, что многие услуги в нашей стране находятся в зачаточном состоянии и их экспорт сдерживается неразвитой и малоэффективной структурой данного сектора национальной экономики, низкой конкурентоспособностью большинства традиционных видов услуг. Причем во внешней торговле России услугами немалую долю составляют теневые сделки. Это безусловно уменьшает прозрачность подобных операций, и поэтому они не учитываются в официальной статистике.

Таким образом, следует признать, что отечественная сфера услуг в настоящее время развита в недостаточной мере. И это связано не только с низким уровнем научно-технического потенциала, устаревшей базой, но и с невозможностью, а порой и неумением предложить на рынке услуги как товар. В структуре экспорта услуг из России в перспективе не предвидится принципиальных изменений. Возможно, будет более прогрессивно развиваться сфера услуг связи, что обусловлено расширением международных связей, большей открытостью отечественного рынка, прогрессивностью самой отрасли, в которой сосредоточен высокий потенциал.

Однако в сфере экспорта некоторых услуг Россия может иметь конкурентное преимущество — например, в экспорте образовательных услуг, услуг в сфере космоса (связь, эксплуатация объектов) Для увеличения доли услуг в экспорте государство должно проводить более эффективную и целенаправленную политику. Например, правительство США подписывает соглашения с другими странами о снижении барьеров во внешней торговле услугами, помогает компаниям, экспортирующим услуги, в проведении маркетингового анализа, получении информации о наиболее перспективных рынках сбыта, оказывает всестороннюю поддержку. Важно подчеркнуть, что Россия в настоящее время выступает одним из наиболее крупных и активных импортеров услуг в группе стран со средним и низким уровнем доходов.

Услуги, поступающие на внешний рынок, образуют мировой рынок услуг. Он в свою очередь состоит из ряда более узких рынков: лицензий и ноу-хау, инженерно-консультационных (инжиниринговых) услуг, услуг транспорта и связи, туристических услуг и др.

В основе мирового рынка услуг лежит такая важнейшая часть мирового хозяйства, как сфера услуг, удельный вес которой в экономике ведущих стран Запада превышает удельный вес сферы материального производства.

В услуги на мировом рынке обычно включают транспорт и связь, тор­говлю, материально-техническое снабжение, бытовые, жилищные и ком­мунальные услуги, общественное питание, гостиничное хозяйство, туризм, финансовые и страховые услуги, науку, образование, здравоохранение, физкультуру и спорт; культуру и искусство, а также инженерно-консультационные, информационные и вычислительные услуги, операции с недвижимостью, услуги по изучению рынков, организацию маркетинго­вой деятельности, послепродажный сервис и др. В ряде стран к услугам от­носят и строительство. Разумеется, разные виды услуг вовлечены в между­народный обмен с разной степенью интенсивности. В этом смысле, например, сильно различаются, с одной стороны, транспорт и связь, туризм и, с другой стороны, коммунальные и бытовые услуги.

Международная торговля услугами, в отличие от торговли товарами, где велика роль торгового посредничества, основана на прямых контактах между производителями и потребителями. Дело в том, что услуги, в отли­чие от товаров, производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. Из-за этого международная торговля услугами требует либо присутствия за рубежом их непосредственных производите­лей, либо присутствия иностранных потребителей в стране-производителе услуг. В то же время развитие информатики значительно расширило воз­можности оказания многих видов услуг на расстоянии.

Международная торговля услугами тесно взаимосвязана с торговлей товарами и во все большей степени влияет на нее. Для поставки товаров на внешний рынок требуется все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров и их послепродажным обслуживанием. Особенно велика роль услуг в торговле наукоемкими товарами, для кото­рых необходимы большие объемы послепродажного сервиса, информаци­онных и различных консалтинговых (консультационных) услуг. Объем и качество услуг, привлекаемых для производства и реализации товара, во многом обусловливают его успех на внешнем рынке.

Международная торговля услугами также тесно сопрягается с между­народным движением капитала и перемещением рабочей силы. Она вооб­ще немыслимы без транспортных, банковских, информационных и других услуг. В свою очередь рост мировых рынков товаров, капиталов, рабочей силы стимулирует развитие мирового рынка услуг.

Экспорт услуг на мировом рынке в 1998 г. составил около 1,3 трлн. долл. и относился к экспорту товаров как один к четырем. Цифры эти занижены, так как многие виды услуг, вовлекаемых в международный оборот, либо фиксируются в статистике торговли услугами не полностью, либо включаются в экспорт товаров. Из-за этого у США, например, факти­ческий объем экспорта услуг, по некоторым оценкам, почти в два раза вы­ше официального.

Международная статистика дает ограниченный объем сведений о ми­ровой торговле услугами. ВТО, например, разбивает эту торговлю всего лишь на три вида - транспортные услуги, туризм и прочие услуги. Около 1/4 мировой торговли услугами приходится на транспортные услуги, еще около 1/3 - на международный туризм.

Основную часть международных транспортных услуг составляет фрах­тование. Под фрахтованием понимается наем морского (реже воздушно­го) судна. Различают два вида фрахтования судов: для выполнения конкретной перевозки и фрахтование на время. Договор морской перевозки, заключаемый между морским перевозчиком (фрахтовщиком) и грузоотправителем или грузополучателем (фрахтователем), называется чарте­ром. Собственно фрахт - одна из форм оплаты морской перевозки грузов. Ее размер устанавливается по соглашению сторон для каждой конкретной сделки в виде фрахтовой ставки либо исчисляется на основе тарифа. Су­да на мировом фрахтовом рынке не закрепляются за определенными на­правлениями, а свободно перемещаются из одной секции фрахтового рын­ка в другую в зависимости от спроса на тоннаж и предложение грузов. Существует девять секций мирового фрахтового рынка: среднеевропей­ская, средиземноморская, индийская, дальневосточная, западноевропей­ская, североафриканская, североамериканская, южноамериканская и тихо­океанская.

В целом совокупная мировая стоимость фрахта возросла со 123 млрд. дол. в 1980 г. до 247 млрд. дол. в 1995 г.

Международный туризм вносит сейчас, пожалуй, наибольший вклад в международную торговлю услугами (около 1/3 мирового экспорта). В 1996 г. число международных туристических поездок составило 592 млн., что в 23 раза больше, чем в 1950 г. Еще значительнее выросли поступления от туризма - с 2,1 млрд. до 423 млрд. дол. (не считая поступления от между­народных перевозок). По размерам доходов туризм уступает ныне только торговле нефтью и нефтепродуктами - мировому "товару № 1".

Туристический спрос способствовал формированию индустрии туриз­ма, в которой в мире занято примерно 100 млн. человек.

Около 60% общего числа международных туристов мира и более поло­вины всех доходов от международного туризма приходится на Европу (включая Россию). Среди природных районов Европы наиболее привлека­ют туристов Альпы (более 60 млн. туристов в год) и берега Средиземного моря (более 100 млн.). Для некоторых западноевропейских стран туризм является одной из главных экспортных отраслей; у Испании и Австрии, например, доходы от экспорта туристских услуг эквивалентны почти 1/3 стоимости товарного экспорта. Крупным экспортером туристских услуг являются США, занимающие второе место в мире по числу принимаемых туристов и первое место по числу занимаемых туристов (табл. 1, 2).

Таблица 1

Страна Число прибытий иностранных туристов
в млн. чел. в % от мирового итога
1. Франция 61,5 10,4
2. США 44,8 7,6
3. Испания 41,4 7,0
4. Италия 35,5 6,0
5. Китай 26,1 4,4
6. Великобритания 25,8 4,4
7. Мексика 21,7 3,7
8. Венгрия 20,7 3,5
9. Польша 19,4 3,3
10. Канада 17,3 2,9

Группа развивающихся стран, принимающих иностранных туристов, крайне неоднородна. С одной стороны, в нее входят небольшие и высоко­специализированные на индустрии туризма страны, в которых поступле­ния от иностранного туризма составляют значительную долю ВВП: на Ба­гамских островах - около 60%, на Барбадосе - около 30%, на Бермудских островах - около 40%, на Сейшельских - около 35% и т.д. С другой сторо­ны, основную массу этой группы образуют все же страны, обладающие бо­гатыми туристскими ресурсами и довольно развитой материальной базой, но с более низкой степенью специализации на туризме - Индонезия, Фи­липпины, Таиланд, Сингапур, Египет, Марокко, Мексика, Ямайка и др. Значительная часть туристской индустрии развивающихся стран контро­лируется западным капиталом. Развивающиеся страны в целом не являют­ся поставщиками туристов. Туристские потоки между ними незначитель­ны.

Таблица 2

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Россия и ВТО | Ведущие страны мира по доходам от иностранного туризма в 1996 г
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 518; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.132 сек.