КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ведущие страны мира по приему иностранных туристов в 1996 г
Й учебный вопрос: Международный рынок услуг: понятие и структура. Виды услуг. Специфические особенности международной торговли услугами. Международные рынки туризма, технологий и транспортных услуг. Тема лекции: Международный рынок услуг ЛЕКЦИЯ № 7 Литература (основная и дополнительная): 1) Мировая Экономика. Учебник под ред. д.э.н. проф. А.С.Булатова. – М.: Издательство «ЮРИСТЪ», 2004. 2) В.К. Ломакин. Мировая экономика. Учебник – М.: Издательство «Юнити-Дана», 2005. 3) А.В. Стрыгин. Мировая экономика. Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. 4) И.А. Родионова. Мировая экономика. Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Питер», 2005. 5) В.М. Кудров. Мировая экономика. Учебник. – М.: Издательство «Дело», 2004. 6) А.С. Буров. Конъюнктура мировых рынков товаров и услуг. Учебник. – М: Издательство «Экзамен», 2005. 7) Б.М. Маклярский. Мировая экономика. – М.: Издательство «Международные отношения», 2004. 8) Е.Д. Халевинская. Мировая экономика и международные отношения. М.: Издательство «ЮРИСТЪ», 2003. 9) А.Г. Мовсесян, С.Б. Огнивцев. Мировая экономика. Учебник. – М.: Издательство «Финансы и Статистика», 2001. 10) И.И. Дюмулен. Международная торговля услугами. – М.: Издательство «Экономика», 2003. Основная часть. Сущность и классификация услуг. Услуги — полезная деятельность, направленная на удовлетворение определенных потребностей населения и общества. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) под услугой понимает любую услугу, предоставляемую на коммерческой основе. Как правило, услуга проявляется в определенном полезном эффекте, не всегда реализуясь в материальном продукте. По приблизительным оценкам, на долю услуг приходится около 64% совокупного валового продукта мира. Особенностями услуги являются: неосязаемость, неотделимость от источника, т.е. торговля услугами связана с их производством, она, как правило, не имеет овеществленной формы, непостоянство качества, несохраняемость и нетранспортабельность. Как правило, услуги производятся и потребляются одновременно, что предполагает прямые контакты между производителями и потребителями услуг. Природа услуги состоит в следующем: 1) услуга как результат труда всегда представляет собой персональный, т.е. присвоенный человеком невещественный полезный эффект труда; 2) без осуществления контакта между производителем и потребителем, даже если он осуществляется через определенную временную и пространственную протяженность, реализация услуги невозможна, т.е. истинное качество услуги возникает лишь в момент ее потребления; 3) оказание услуг содержит набор потребительских характеристик, который может быть реализован в данной сфере лишь при адекватном индивидуальном восприятии субъектом (в этом состоит отличие от иных благ). Характеристика услуг может быть представлена: 1) высокой степенью дифференциации услуг как по потребительским характеристикам (горизонтальная дифференциация), так и по уровню качества (вертикальная дифференциация); 2) повышенной чувствительностью к экономической конъюнктуре и коротким периодом реагирования на ее изменения, существенностью фактора сезонности: значительностью влияния рекламы, моды, информированности; 3) выраженной сегментированностью спроса на услуги в зависимости от доходов, цен, субъективной оценки потребителем значимости (насущности) услуги, обеспеченности товарами длительного пользования, национальных традиций и особенностей потребления, стиля жизни и т.д.; 4) существенностью неценовых барьеров входа на рынок, обширной емкостью рынка и абсолютными преимуществами уже действующих в отрасли предприятий (например, по издержкам, предпочтениям обслуживания, эффектам масштаба), хотя в отдельных отраслях такового может не быть; 5) большой степенью неопределенности результата на рынке услуг и наличием “информационной асимметрии” производителя; 6) присутствием на рынке услуг социально значимых благ (жилье, образование, медицина и др.), производство и реализация которых требуют регулирующей роли государства и финансирования общественного сектора; 7) большей территориальной привязанностью и локализованностью обслуживания для мирового рынка услуг по сравнению с рынком товаров. Во всех развитых странах сектор услуг является одним из наиболее перспективных как сфера, приносящая немалую прибыль в казну государства и обеспечивающая занятость населения. Причем данная сфера в постиндустриальных странах занимает преимущественное положение. В 1990-х годах темпы роста сферы услуг в развитых странах значительно опережали темпы прироста ВВП в них. Изменение роли услуг в системе материального воспроизводства получило название “софтизация” (“софтономизация”). Это понятие отражает новые явления в экономике, связанные с более широким включением услуг в “жесткую” материально-вещественную структуру производства. Интеграция услуг в систему материального производства проявляется в следующем: 1) увеличение в системе производительных сил инфраструктурных элементов, функционирование которых формирует общие условия производства и является динамичным фактором его организации; 2) рост взаимосвязи и взаимозависимости в рамках мировой экономической системы и изменение на этой основе ролевых функции и ответственности обслуживающих производств; 3) преобразование отраслевой структуры с преобладанием вертикальных (иерархических) связей в сетевую. При этом вокруг собственно производства (промышленного ядра) формируется система мощной инфраструктуры; 4) организационное построение экономики в виде сети, которое обусловливает изменение стиля менеджмента; его характерными чертами становится принцип самоорганизации, что способствует переходу oт иерархического менеджмента к профессиональному, отличающемуся гибкостью, функциональностью, высокой оперативностью; 5) диффузия нематериального производства в сферу материальную, которая связана с повышением значимости важнейшего невещественного ресурса — информации. Существуют определенные проблемы при классификации мирового рынка услуг. Это объясняется наличием большого количества подобных классификаций, которые предлагаются практически каждой международной экономической организацией. Как отмечают специалисты ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию) определенная доля услуг, поступающих в международное обращение отражается лишь частично. Ряд услуг включается в экспорт-импорт товаров. В статистике системы национальных счетов приведена следующая классификация услуг: 1) потребительские (рестораны, гостиницы); 2) социальные (образование, медицинское обслуживание и др.); 3) производственные (жилищно-коммунальные, консультативные, финансово-кредитные); 4) распределительные (торговые, транспортные, посреднические). По классификации ООН выделяется более 160 видов услуг, объединенных в 12 основных разделов: 1) деловые услуги (46 видов); 2) услуги связи (25 видов); 3) инжиниринговые и строительные услуги (5 видов); 4) дистрибьюторские услуги (5 видов); 5) общеобразовательные услуги (5 видов); 6) услуги по защите окружающей среды (4 вида); 7) финансовые услуги (в том числе страховые) 1(7 видов); 8) охрана здоровья и социальные услуги (4 вида); 9) туризм и путешествия (4 вида); 10) услуги досуга, культуры и спорта (5 видов); 11) транспортные услуги (33 вида); 12) прочие услуги (например, бытовые) (более 7 видов). Международный валютный фонд (МВФ) выделяет четыре вида услуг: 1) фрахт; 2) остальные транспортные услуги; 3) туризм; 4) прочие услуги. На основе подхода МВФ все услуги можно разделить также на торгуемые и неторгуемые. К первой группе относят те услуги, которые пригодны для широкого вовлечения в международный торговый оборот. В настоящее время количество услуг во внешней торговле превышает 600. В свою очередь, неторгуемые услуги, как правило, производятся и потребляются исключительно в национальных рамках и преимущественно не используются в международном торговом обороте. Характерным примером неторгуемых услуг являются коммунальные услуги. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и другие международные организации делят услуги на коммерческие и некоммерческие. Коммерческие услуги предоставляются на платной основе. К подобным услугам относятся финансовые, транспортные, туристические и др. В свою очередь, некоммерческие услуги предоставляют на бесплатной основе. В качестве примеров некоммерческих услуг можно привести прежде всего услугу на благотворительной основе. Это, в частности, услуга волонтеров в медицинских и образовательных учреждениях, а также предоставление услуг на благотворительной основе организациям культуры и искусства. Так, Институт “Открытое общество” (Фонд Сороса) дает финансовые средства общеобразовательным и специализированным школам, вузам, научно-исследовательским институтам и библиотекам для подключения к Интернету (компьютерные и информационные услуги) и поддержки одаренной молодежи и ученых (элементы образовательных и финансовых услуг). На основе подхода профессора МГИМО О. И. Дегтяревой можно выделить две группы внешнеторговых сделок по купле-продаже услуг: основные и обслуживающие куплю-продажу товаров. К основным внешнеторговым сделкам купли-продажи услуг относят: 1) внешнеторговые сделки по оказанию производственно-технических услуг (международный инжиниринг); 2) международные арендные сделки; сделки по экспорту и импорту туристических услуг; 3) внешнеторговые сделки по консультационным услугам в области информации и совершенствования управления (международный консалтинг) и др. В свою очередь, группа внешнеторговых сделок по обслуживанию товарооборота включает операции по международным перевозкам грузов, международные транспортно-экспедиторские операции, по хранению грузов, по страхованию грузов, по международным расчетам и др. В Мировом банке принят расширительный подход к услугам, в число которых включается и движение дохода. Услуги в связи с этим делятся на: 1) факторные услуги — платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства, прежде всего капитала и рабочей силы (доходы на инвестиции, роялти и лицензионные платежи, зарплата, выплаченная нерезидентам); 2) нефакторные услуги — остальные виды услуг (транспорт, путешествия и прочие нефинансовые услуги). Подобное деление особенно важно для обсуждения проблем регулирования международной торговли услугами в рамках ВТО, которые концентрируются преимущественно на нефакторных услугах. Между тем сотрудник МВФ, доктор экономических наук, профессор А. П. Киреев небезосновательно считает, что предоставление услуг в большинстве случаев происходит одновременно с продажей товара или осуществлением инвестиций в ту или иную страну. Поэтому в соответствии со способами доставки услуг потребителю услуги делятся на: 1) услуги, связанные с инвестициями, — банковские, гостиничные туристические и профессиональные услуги; 2) услуги, связанные с торговлей, — транспорт, страхование; 3) услуга, связанные одновременно с инвестициями и торговлей, связь, строительство, компьютерные и информационные услуги, личные, культурные и рекреационные услуги, бизнес-услуги (например, рекламные услуги, арендные операции). Экспорт услуг означает оказание услуг нерезиденту, даже если он находится на таможенной территории страны. Причем процесс международной торговли услугами регулируется не на границе, а внутри страны соответствующими положениями внутреннего законодательства. Существует несколько традиционных механизмов совершения сделок по международной торговле услугами: мобильность покупателя, мобильность продавца, одновременная мобильность продавцов и покупателей или мобильный характер самой услуги. Следует отметить, что в последние годы получают особое развитие международные сделки с услугами, при которых производитель и потребитель не перемещаются, т.е. не пересекают границ. В частности, это относится к развитию рынка виртуальных услуг. Высокие темпы роста применения глобальных компьютерных технологий позволяют предоставлять различные информационные консультативные, обучающие и другие услуги, не перемещая субъекта сделки. В свою очередь, в российском законодательстве нет официально утвержденного перечня услуг, и в Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности” понятие “внешняя торговля услугами — оказание услуг (выполнение работ), включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ)”. В целом международная торговля услугами является быстро развивающимся сектором мирового хозяйства. Основными сделками на международном рынке услуг являются: 1) консультационные услуги по совершенствованию управления и в области информатики (реинжиниринг); 2) оказание туристических услуг; 3) международные транспортные услуги. Наиболее крупными экспортерами и импортерами коммерческих услуг в настоящее время являются промышленно развитые страны. Причем внешняя торговля услугами — важное направление внешнеэкономической деятельности для всех развитых стран. Например, в США экспорт услуг составляет около 28% общего объема экспорта. Для большинства развитых стран сектор коммерческих услуг является быстро расширяющимся и выступает как основа для экономического роста. Сравнительный анализ среднегодовых темпов прироста экспорта коммерческих услуг Индии и КНР позволяет отметить более высокие темпы у первой страны. Так, в настоящее время на международном рынке услуг Индия специализируется от работ в области анимации по заказу голливудских киностудий до участия в международных проектах по обработке данных. Высокий экспортный потенциал Индии в секторе программного обеспечения превратил ее в один из мировых центров в области программирования. Таким образом, в международной торговле услугами лидирующие позиции, как указывалось, занимают промышленно развитых страны, доля которых в экспорте и импорте составляет около 80 и 77% соответственно. Около 19% приходится на 6 стран Восточной Азии. Что касается России, то ее роль на международном рынке коммерческих услуг еще крайне мала. Экспорт подобных услуг из России составил 9,1 млрд, а их импорт — 12,4 млрд долл. Незначительная доля экспорта России в мировом экспорте коммерческих услуг объясняется тем, что многие услуги в нашей стране находятся в зачаточном состоянии и их экспорт сдерживается неразвитой и малоэффективной структурой данного сектора национальной экономики, низкой конкурентоспособностью большинства традиционных видов услуг. Причем во внешней торговле России услугами немалую долю составляют теневые сделки. Это безусловно уменьшает прозрачность подобных операций, и поэтому они не учитываются в официальной статистике. Таким образом, следует признать, что отечественная сфера услуг в настоящее время развита в недостаточной мере. И это связано не только с низким уровнем научно-технического потенциала, устаревшей базой, но и с невозможностью, а порой и неумением предложить на рынке услуги как товар. В структуре экспорта услуг из России в перспективе не предвидится принципиальных изменений. Возможно, будет более прогрессивно развиваться сфера услуг связи, что обусловлено расширением международных связей, большей открытостью отечественного рынка, прогрессивностью самой отрасли, в которой сосредоточен высокий потенциал. Однако в сфере экспорта некоторых услуг Россия может иметь конкурентное преимущество — например, в экспорте образовательных услуг, услуг в сфере космоса (связь, эксплуатация объектов) Для увеличения доли услуг в экспорте государство должно проводить более эффективную и целенаправленную политику. Например, правительство США подписывает соглашения с другими странами о снижении барьеров во внешней торговле услугами, помогает компаниям, экспортирующим услуги, в проведении маркетингового анализа, получении информации о наиболее перспективных рынках сбыта, оказывает всестороннюю поддержку. Важно подчеркнуть, что Россия в настоящее время выступает одним из наиболее крупных и активных импортеров услуг в группе стран со средним и низким уровнем доходов. Услуги, поступающие на внешний рынок, образуют мировой рынок услуг. Он в свою очередь состоит из ряда более узких рынков: лицензий и ноу-хау, инженерно-консультационных (инжиниринговых) услуг, услуг транспорта и связи, туристических услуг и др. В основе мирового рынка услуг лежит такая важнейшая часть мирового хозяйства, как сфера услуг, удельный вес которой в экономике ведущих стран Запада превышает удельный вес сферы материального производства. В услуги на мировом рынке обычно включают транспорт и связь, торговлю, материально-техническое снабжение, бытовые, жилищные и коммунальные услуги, общественное питание, гостиничное хозяйство, туризм, финансовые и страховые услуги, науку, образование, здравоохранение, физкультуру и спорт; культуру и искусство, а также инженерно-консультационные, информационные и вычислительные услуги, операции с недвижимостью, услуги по изучению рынков, организацию маркетинговой деятельности, послепродажный сервис и др. В ряде стран к услугам относят и строительство. Разумеется, разные виды услуг вовлечены в международный обмен с разной степенью интенсивности. В этом смысле, например, сильно различаются, с одной стороны, транспорт и связь, туризм и, с другой стороны, коммунальные и бытовые услуги. Международная торговля услугами, в отличие от торговли товарами, где велика роль торгового посредничества, основана на прямых контактах между производителями и потребителями. Дело в том, что услуги, в отличие от товаров, производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. Из-за этого международная торговля услугами требует либо присутствия за рубежом их непосредственных производителей, либо присутствия иностранных потребителей в стране-производителе услуг. В то же время развитие информатики значительно расширило возможности оказания многих видов услуг на расстоянии. Международная торговля услугами тесно взаимосвязана с торговлей товарами и во все большей степени влияет на нее. Для поставки товаров на внешний рынок требуется все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров и их послепродажным обслуживанием. Особенно велика роль услуг в торговле наукоемкими товарами, для которых необходимы большие объемы послепродажного сервиса, информационных и различных консалтинговых (консультационных) услуг. Объем и качество услуг, привлекаемых для производства и реализации товара, во многом обусловливают его успех на внешнем рынке. Международная торговля услугами также тесно сопрягается с международным движением капитала и перемещением рабочей силы. Она вообще немыслимы без транспортных, банковских, информационных и других услуг. В свою очередь рост мировых рынков товаров, капиталов, рабочей силы стимулирует развитие мирового рынка услуг. Экспорт услуг на мировом рынке в 1998 г. составил около 1,3 трлн. долл. и относился к экспорту товаров как один к четырем. Цифры эти занижены, так как многие виды услуг, вовлекаемых в международный оборот, либо фиксируются в статистике торговли услугами не полностью, либо включаются в экспорт товаров. Из-за этого у США, например, фактический объем экспорта услуг, по некоторым оценкам, почти в два раза выше официального. Международная статистика дает ограниченный объем сведений о мировой торговле услугами. ВТО, например, разбивает эту торговлю всего лишь на три вида - транспортные услуги, туризм и прочие услуги. Около 1/4 мировой торговли услугами приходится на транспортные услуги, еще около 1/3 - на международный туризм. Основную часть международных транспортных услуг составляет фрахтование. Под фрахтованием понимается наем морского (реже воздушного) судна. Различают два вида фрахтования судов: для выполнения конкретной перевозки и фрахтование на время. Договор морской перевозки, заключаемый между морским перевозчиком (фрахтовщиком) и грузоотправителем или грузополучателем (фрахтователем), называется чартером. Собственно фрахт - одна из форм оплаты морской перевозки грузов. Ее размер устанавливается по соглашению сторон для каждой конкретной сделки в виде фрахтовой ставки либо исчисляется на основе тарифа. Суда на мировом фрахтовом рынке не закрепляются за определенными направлениями, а свободно перемещаются из одной секции фрахтового рынка в другую в зависимости от спроса на тоннаж и предложение грузов. Существует девять секций мирового фрахтового рынка: среднеевропейская, средиземноморская, индийская, дальневосточная, западноевропейская, североафриканская, североамериканская, южноамериканская и тихоокеанская. В целом совокупная мировая стоимость фрахта возросла со 123 млрд. дол. в 1980 г. до 247 млрд. дол. в 1995 г. Международный туризм вносит сейчас, пожалуй, наибольший вклад в международную торговлю услугами (около 1/3 мирового экспорта). В 1996 г. число международных туристических поездок составило 592 млн., что в 23 раза больше, чем в 1950 г. Еще значительнее выросли поступления от туризма - с 2,1 млрд. до 423 млрд. дол. (не считая поступления от международных перевозок). По размерам доходов туризм уступает ныне только торговле нефтью и нефтепродуктами - мировому "товару № 1". Туристический спрос способствовал формированию индустрии туризма, в которой в мире занято примерно 100 млн. человек. Около 60% общего числа международных туристов мира и более половины всех доходов от международного туризма приходится на Европу (включая Россию). Среди природных районов Европы наиболее привлекают туристов Альпы (более 60 млн. туристов в год) и берега Средиземного моря (более 100 млн.). Для некоторых западноевропейских стран туризм является одной из главных экспортных отраслей; у Испании и Австрии, например, доходы от экспорта туристских услуг эквивалентны почти 1/3 стоимости товарного экспорта. Крупным экспортером туристских услуг являются США, занимающие второе место в мире по числу принимаемых туристов и первое место по числу занимаемых туристов (табл. 1, 2). Таблица 1
Группа развивающихся стран, принимающих иностранных туристов, крайне неоднородна. С одной стороны, в нее входят небольшие и высокоспециализированные на индустрии туризма страны, в которых поступления от иностранного туризма составляют значительную долю ВВП: на Багамских островах - около 60%, на Барбадосе - около 30%, на Бермудских островах - около 40%, на Сейшельских - около 35% и т.д. С другой стороны, основную массу этой группы образуют все же страны, обладающие богатыми туристскими ресурсами и довольно развитой материальной базой, но с более низкой степенью специализации на туризме - Индонезия, Филиппины, Таиланд, Сингапур, Египет, Марокко, Мексика, Ямайка и др. Значительная часть туристской индустрии развивающихся стран контролируется западным капиталом. Развивающиеся страны в целом не являются поставщиками туристов. Туристские потоки между ними незначительны. Таблица 2
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 545; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |