Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ведущие страны мира по доходам от иностранного туризма в 1996 г

Страна Доход
в млрд. дол. США в % от мирового итога
1.США 64,4 15,2
2. Испания 28,4 6,7
3. Франция 28,2 6,7
4. Италия 27,3 6,5
5. Великобритания 20,4 4,8
6. Австрия 15,1 3,6
7. Германия 13,2 3,2
8. Гонконг1 11,2 2,7
9. Китай 10,5 2,5
10. Швейцария 9,9 2,3

1. С 1 июля 1997 г. - в составе Китая.

Бурно развивается туризм в КНР: если в начале 90-х гг. Китай занимал по приему туристов 20-25-е место в мире, то сейчас он устойчиво входит в первую десятку стран как по числу принятых туристов, так и по доходам от международного туризма.

Развитию международного туризма в России мешают политическая не­стабильность и экономические трудности, слабое развитие туристской ин­фраструктуры и низкое качество сервиса. Тем не менее, в 1997 г. Россию посетило по линии организованного туризма почти 2,8 млн. чел. В том же году в страны дальнего зарубежья (включая страны Балтии) выехало с раз­личными целями около 8 млн. человек, в том числе около 3,5 млн. чел. - по линии организованного туризма.

Из прочих услуг следует отметить быстро растущую торговлю совре­менными услугами, связанными, прежде всего, с обменом научно-техническими знаниями и производственным опытом (торговля лицензия­ми, ноу-хау, инженерно-консультационными и другими услугами).

Главная форма международного обмена научно-техническими дости­жениями - лицензионная торговля, предметом которой являются патент­ные и беспатентные (ноу-хау) лицензии на передачу изобретений, техноло­гического опыта, промышленных секретов и коммерческих знаний, на ис­пользование товарных знаков и т.д.

Лицензия - это разрешение на использование другим лицом или орга­низацией изобретения, технологии, технических знаний и производствен­ного опыта, секретов производства, торговой марки, необходимых для производства коммерческой и иной продукции в течение определенного срока за обусловленное вознаграждение.

Мировая торговля лицензиями как самостоятельный сектор мирового рынка основана на существовании патентной системы, предоставляющей собственнику патента исключительное право на использование принадле­жащих ему новых технических решений, изобретений и товаров.

Чаще всего, однако, использование патента невозможно без знания "секретов производства", имеющих промышленную и коммерческую цен­ность, но не защищенных международным и национальным патентным за­конодательством. Это и есть ноу-хау (термин происходит от английского выражения "знаю, как сделать"). "Секретами производства", охватывае­мыми понятием ноу-хау, могут быть технологические режимы, способы, методы и опыт изготовления продукции, особенности конструирования, без знания которых воспроизводство новой техники и технологии по об­разцам, патентным описаниям и опубликованной информации в 90% слу­чаев невозможно. Иногда в качестве ноу-хау фигурируют управленческие, коммерческие, организационные решения и сведения, необходимые для эффективного производства и сбыта продукции. Один из главных призна­ков ноу-хау - конфиденциальность, секретность этого вида информации. Лицензии на использование ноу-хау без патентов на изобретение называются беспатентными лицензиями. В большинстве случаев, однако, лицен­зионные соглашения включают не только продажу права на использование патента, но и передачу необходимых для его освоения ноу-хау (так, почти 98% фирм США, торгующих лицензиями, продают одновременно с ними и ноу-хау).

Сроки действия лицензионных соглашений, принятые в между­народной практике, варьируют (в зависимости от вида и объекта лицензии) от трех до десяти лет.

За предоставление права на использование предмета лицензионного со­глашения покупатель (лицензиат) выплачивает продавцу (лицензиару) лицензионное вознаграждение. Наиболее часто встречается такая форма вознаграждения, как роялти - периодические отчисления, определяемые как выплата процента от оборота, стоимости чистых продаж лицензионной продукции или устанавливаемые в расчете на единицу производимого то­вара.

Мировым лидером в экспорте лицензий являются США. Положитель­ное сальдо в торговле лицензиями из промышленно развитых стран имеют также Великобритания и Швейцария. Япония[3], которая с начала 50-х гг. была одним из крупнейших в мире импортеров лицензий, теперь также продает лицензии. Поэтому разрыв между импортом и экспортом техноло­гий у этой страны сокращается и можно ожидать, что в ближайшее время Япония станет нетто-экспортером технологических знаний. Из развиваю­щихся стран целенаправленно закупают технологии за рубежом Аргенти­на, Бразилия, Мексика, Индия и Турция. Кроме того, эти страны также продают (хотя и в меньших масштабах по сравнению с импортом) лицен­зии в соседние государства. Остальные развивающиеся страны относятся к числу государств с импортной направленностью лицензионной торговли и к странам с эпизодическим характером лицензионной торговли.

В международной лицензионной торговле важную роль играет внутри­фирменный обмен технологиями в рамках ТНК. Особенно велика роль внутрифирменной лицензионной торговли в США (свыше 75% экспорт­ных поступлений по лицензионным соглашениям промышленных компа­ний).

Ведущие отрасли лицензионной торговли - электротехника и электро­ника, общее машиностроение, химия и нефтехимия, транспортное маши­ностроение, текстильная и пищевая промышленность. Особенно высокими темпами развивается торговля лицензиями в области электротехнического производства и электроники.

Самостоятельные позиции в международной торговле услугами зани­мает торговля инженерно-консультационными услугами (инжиниринг), отделившаяся от НИОКР под воздействием НТР и концентрации капитала в области инженерной деятельности.

Инжиниринг - это инженерно-консультационные услуги, обособ­ленный в самостоятельную сферу деятельности комплекс услуг коммерче­ского характера по подготовке и обеспечению процесса производства и реализации продукции, по обслуживанию строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объ­ектов.

Вся совокупность инжиниринговых услуг может быть разделена на две большие группы: услуги, связанные с подготовкой производственного процесса, и услуги по обеспечению нормального хода производства и реа­лизации продукции.

Экспортный инжиниринг осуществляется, как правило, специа­лизированными инженерно-консультационными (инжиниринговыми) фирмами, а также международными и транснациональными промыш­ленными и строительными компаниями.

Международный рынок инжиниринговых услуг тесно связан с рынком объектов капитального строительства. Инжиниринговые фирмы часто вы­ступают в роли генеральных поставщиков и генеральных подрядчиков при поставках комплектного оборудования и сооружении объектов. Они под­писывают с заказчиками контракты на сооружение промышленных и иных объектов, разрабатывают проекты, заключают контракты с субпоставщи­ками оборудования и материалов, привлекают, будучи генеральными под­рядчиками, к выполнению работ строительные и монтажные субподряд­ные фирмы, неся полную ответственность за выполнение обязательств по контрактам с заказчиком и сдавая объект на условиях "под ключ".

В последние годы крупные инжиниринговые фирмы стали выступать лидерами консорциумов, объединяющих на основе солидарной ответст­венности поставщиков оборудования и производителей работ. В этих слу­чаях они принимают на себя разработку общих проектов и организацию работы консорциума.

Почти 95% экспорта инжиниринговых услуг приходится на фирмы развитых капиталистических стран. Основными же импортерами инжини­ринговых услуг выступают страны развивающиеся (более 80% мирового импорта). Самый большой рынок инжиниринговых услуг в развивающихся странах - нефтедобывающие государства Азии. Второй по важности рынок - африканский (главным образом, Северная Африка). В 80-е и 90-е гг. в импорте инжиниринга возрастала доля промышленно развитых стран Ев­ропы и Азии. Началось проникновение западных инжиниринговых фирм на рынки Восточной Европы, СНГ и Китая.

Доминирующее положение на международном инжиниринговом рынке занимают компании США. В последнее время, однако, они сталкиваются с острой конкуренцией со стороны фирм других капиталистических стран: на Ближнем Востоке - Великобритании и ФРГ; в других государствах Азии - Великобритании и Японии; в Африке - Франции и Великобритании; в Ла­тинской Америке - Канады и ФРГ. Растет также активность на внешнем рынке инжиниринговых фирм Скандинавии, Нидерландов и Швейцарии; началось проникновение сюда компаний Мексики, Бразилии, Республики Корея, Индии и ряда других развивающихся стран.

Говоря о географии мирового экспорта услуг в целом, отметим, что главными мировыми экспортерами и импортерами услуг являются разви­тые капиталистические страны (почти 80% экспорта и 3/4 импорта услуг). На страны "большой семерки" приходится почти половина мирового обо­рота услуг (табл. 3, 4).

Таблица 3

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ведущие страны мира по приему иностранных туристов в 1996 г | Крупнейшие импортеры услуг среди государств мира в 1998 г
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.