КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развития
Стратегическое планирование регионального Децентрализация хозяйственной жизни и управления в России выдвинула на первый план необходимость проведения конструктивной региональной политики, которая рассматривается как органическая часть общей социально-экономической политики государства. Проведение такой политики предполагает рассмотрение хозяйств региона как подсистемы национальной экономики, функционирующей в соответствии с общими требованиями российской экономики и учитывающей специфические региональные особенности. Такой подход к региональной политике дает возможность достаточно четко разделить полномочия между федеральным центром и регионами, обосновать важнейшие принципы их хозяйствования. В качестве основных объектов регионального управления выступают регионы областного уровня (край, республика, автономная область, область), они являются субъектами Российской Федерации и обладают определенными полномочиями в экономической, финансовой, правовой сфере. В регионах непосредственно реализуется социально-экономическая политика государства, в них находит воплощение государственная стратегия. В этой связи региональное управление следует рассматривать в качестве проводника общероссийских интересов, учитывая при этом специфику региона. В настоящее время выделяются следующие основные аспекты регионального управления: · взаимоотношения региона и федерального центра; · взаимоотношения региона и местного самоуправления (городов, районов и т. д.); · обеспечение комплексности развития региона (собственно региональное управление). Важной задачей является обеспечение комплексности развития региона. В современных условиях, когда регионы обладают большей самостоятельностью, требуется разработка принципиально новой концепции регионального управления в условиях определенной модели рыночных отношений с учетом опыта других стран. В рамках региональных образований должна решаться задача жизнеобеспечения населения. В этой связи региональные органы управления должны нести основную ответственность перед населением и федеральным центром за социально-экономическую ситуацию, которая складывается в регионе. По мере обретения регионами реальной самостоятельности будет формироваться новая региональная сфера интересов и ответственности, под которыми следует понимать главным образом потребность в стабильном характере воспроизводства и постоянном сохранении и приумножении потенциала региона. Состав наиболее значимых индикаторов региональных интересов представлен на рисунке 10. Следует заметить, что задачи регионального управления должны быть адекватными государственным интересам. Цели социально-экономического развития региона можно условно разделить на две группы: · стратегические цели комплексного развития региона; · стратегические цели развития отдельных сфер и отраслей хозяйства региона.
Рис. 10. Состав индикаторов региональных интересов
Для практической реализации региональных целей необходимо формирование принципиально новой системы регионального управления, важное место в которой принадлежит стратегическому региональному планированию. Региональное планирование следует рассматривать как важнейшую составляющую деятельности региональных представительных и исполнительных органов власти по реализации централизованного начала управления, обеспечивающего баланс отраслевых и региональных интересов в решении совокупности проблем региона. Приоритетное место среди этих проблем отводится проблемам улучшения качества жизни населения. Субъектом регионального планирования являются региональные властные структуры, а объектом – все сферы и отрасли жизнедеятельности региона, протекающие в его рамках экономические и социальные процессы. В системе документов, определяющих перспективы развития любого региона, ключевое место принадлежит концепции его комплексного социально-экономического развития. Она может рассматриваться в качестве документа стратегического характера и призвана выражать общий замысел, включающий определение стратегических целей развития региона и средств их достижения. Концепция должна обеспечивать сочетание государственных, региональных и местных интересов. Главное назначение концепции – определение стратегических ориентиров и целей развития региона, основных направлений и механизмов их реализации. Структура концепции социально-экономического развития региона может содержать следующие основные разделы: Раздел I. Стартовые условия и оценка исходной социально-экономической ситуации в регионе. Раздел II. Стратегические цели и приоритеты социально-экономического развития региона. Раздел III. Основные направления реализации стратегических целей социально-экономического развития региона. Раздел IV. Механизм реализации концепции социально-экономического развития региона. Процесс формирования концепции социально-экономического развития региона представлен на рисунке 11. Первый раздел концепции включает анализ и оценку исходной социально-экономической ситуации в регионе, главной целью которой является определение существующего уровня развития региона в целом и в разрезе основных сфер его жизнедеятельности и отраслей, выявление основных тенденций и факторов, которые обусловливают тот или иной характер протекания социально-экономических процессов. В качестве важнейших аспектов проведения анализа и оценки исходной социально-экономической ситуации в регионе можно назвать: · исследование уровня и качества жизни населения региона; · определение величины и эффективности социально-экономического потенциала региона; · исследование вклада региона в решение федеральных и межрегиональных проблем.
Выбор стратегии развития региона в значительной степени определяется состоянием его социально-экономического потенциала. Его структура представлена на рисунке 12. В процессе анализа стартового социально-экономического потенциала региона большое значение должно отводиться оценке эффективности его использования. Данная проблема остается в настоящее время малоисследованной в методологическом и методическом аспектах. В общем случае критерий эффективности использования стартового потенциала региона (ЭП) может определяться следующим образом: где: Ррп – совокупный результат от реализации социально-экономического потенциала; ЗП – затраты, которые потребовались для достижения Ррп. В свою очередь, в составе РРП можно выделить две составляющие: · прирост качества жизни населения региона; · вклад региона в решение федеральных и межрегиональных проблем. Величина ЗП определяется спецификой конкретных мероприятий по реализации регионального социально-экономического потенциала.
Обоснование и выбор целей социально-экономического развития региона представляют собой одну из ключевых задач стратегического планирования развития региона. Цели социально-экономического развития региона можно характеризовать с помощью целевых установок (ориентиров), целевых показателей и целевых нормативов. В качестве главных целевых установок в социально-экономическом развитии любого региона можно применять: · обеспечение качества жизни населения не ниже принятых государственных социальных стандартов; · обеспечение вклада региона в решение федеральных и межрегиональных проблем исходя из принятой системы территориального разделения труда. Следует заметить, что в процессе формирования системы целевых установок развития региона представляется целесообразным провести отбор важнейших, наиболее приоритетных проблем, включая их классификацию, обобщение, ранжирование и уточнение. Механизм реализации концепции социально-экономического развития региона заключается в целенаправленном воздействии структур представительной власти на все субъекты хозяйствования, вне зависимости от форм собственности в интересах достижения намеченных стратегических целей региона.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1010; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |