Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стратегическое планирование развития городов

Стратегическое планирование городского развития становится наиболее эффективным методом обеспечения высокой конкурентоспособности городов в условиях растущей конкуренции и усиливающейся глобализации экономики во всем мире. Поэтому процессом разработки стратегических планов и крупных проектов, способных резко выдвинуть город на передовые позиции, охватывается все большее количество городов.

Можно выявить ряд причин, обусловливающих обращение городов к разработке стратегии развития:

· усложнение механизмов управления;

· необходимость выхода из глубокого кризиса, который охватил многие города в период общеэкономического спада;

· стремление решить какие-либо определенные структурные проблемы или преодолеть трудности социально-экономического характера;

· потребность повысить свою конкурентоспособность в ожидании значительных перемен в будущем.

Осознание местными властями необходимости серьезных перемен в условиях глобализации и роста конкуренции городов и регионов привело к разработке и реализации акций, имеющих стратегическое значение для коренных изменений в городах. На сегодняшний день большинство городов, серьезно озабоченные проблемами экономического развития, разрабатывают те или иные документы комплексного характера, которые дают возможность в определенной степени скоординировать деятельность в сфере экономической политики. В настоящее время наиболее целесообразным является следующий состав документов:

· стратегия социально-экономического развития города, охватывающая все стороны городской жизни;

· экономическая стратегия города;

· концепция экономической политики городских властей;

· набор проектов (программ) по реализации местной экономической политики властей;

· план мероприятий по экономическому развитию города.

Стратегия социально-экономического развития города служит следующим главным целям:

· очертить современное состояние и возможное будущее экономического комплекса города посредством специально организованного процесса обсуждений, соответствующим образом задать ориентиры для городских властей и всех иных организаций, действующих в сфере экономического развития;

· стимулировать открытый диалог и сотрудничество городских властей с представителями предпринимательства и всеми общественными силами города в деле инициирования и реализации долгосрочных масштабных проектов экономического развития;

· укрепить имидж города и репутацию городских властей как открытых для диалога и сотрудничества.

Стратегия имеет индикативное значение, она указывает направление, помогает сориентироваться предпринимателям и инвесторам. В создании и реализации этой стратегии местная власть играет роль инициатора и катализатора.

Собственно экономическая стратегия города – выраженное документально представление о желаемом будущем состоянии экономики города и о системе мер и ресурсов, используемых властями города для приближения этого будущего.

В процессе формирования новой стратегии развития крупных городов необходимо учитывать ряд требований.

Во-первых, разработка долговременной стратегии социально-экономического развития города должна базироваться на основных положениях теории социальных альтернатив, согласно которой всегда существует множество возможных вариантов развития любого элемента национальной экономики, включая города. Вопрос выбора, вытекающий из теории социальных альтернатив, связан с выбором траектории развития города с ясным и четким представлением его конечных целей в системе приоритетов, а также разработкой механизмов, обеспечивающих достижение этих целей. Причем такая траектория должна быть направлена на обеспечение прогрессивного развития города.

Во-вторых, в процессе обоснования и разработки стратегии социально-экономического развития крупных городов необходимо учитывать общемировые тенденции в этой области.

В-третьих, при обосновании и разработке долговременной стратегии социально-экономического развития крупных городов следует принимать во внимание их социально-экономический потенциал, что дает возможность сделать разработанную стратегию реально выполнимой.

В-четвертых, при разработке и выборе стратегии социально-экономического развития крупного города надо учитывать историю его развития, особенности социально-демографического и культурного потенциала, систему сложившихся ценностей и т. д.

Современные подходы к формированию государственной политики социально-экономического развития городов (городских агломераций) должны учитывать два основных аспекта:

1) политику федеральных и региональных органов власти по отношению к городам;

2) собственно социально-экономическую политику каждого определенного города.

Между этими аспектами политики имеются различия в содержании, целях и средствах их реализации.

Например, главные цели государственной социально-экономической политики по отношению к городам (городским агломерациям):

· геополитические цели, связанные с осуществлением экономического контроля, присутствием государства в каждом городе, стимулированием хозяйственного освоения территорий городов;

· создание и поддержание благоприятных условий для активизации экономических связей города с внешней по отношению к нему средой;

· поддержание необходимых территориальных пропорций в национальной экономике;

· формирование в городах (городских агломерациях) благоприятных условий для осуществления хозяйственной деятельности;

· содействие формированию в каждом крупном городе собственной экономической базы для решения задач социального развития;

· преодоление существенных различий в качестве жизни населения между крупными городами, обеспечение достижения в каждом из них уровня минимальных социальных стандартов;

· содействие в создании в каждом городе благоприятных условий для наиболее рационального использования его ресурсного потенциала с целью реализации общегосударственных задач.

Второй аспект государственной политики, направленный на обеспечение социально-экономического развития городов (городских агломераций), предусматривает разработку целевых установок (ориентиров) собственной социально-экономической политики городов, обеспечивающей комплексность развития города. Это, прежде всего, предполагает решение задачи жизнеобеспечения населения крупного города. В этой связи органы власти города должны нести основную ответственность перед населением и федеральным центром за социально-экономическую ситуацию, которая складывается в городе. Причем в основу взаимоотношений между федеральными и городскими органами управления должен быть положен принцип разделения предметов ведения и делегирования полномочий, который закрепляется нормативными актами.

Таким образом, для стратегической формы планирования развития городов характерен ряд принципиальных особенностей:

1. Стратегическое планирование развития города предполагает рассмотрение его в качестве сложной и достаточно динамичной социально-эколого-экономической системы.

2. Такое планирование четко ориентируется на долгосрочную перспективу.

3. Планируемое развитие города должно предусматривать определение основных направлений развития города, и в нем должны отражаться определенные «ниши» для экономической деятельности, которые затем подлежат заполнению средствами оперативного планирования.

4. Основной целью стратегического планирования развития города должно быть обеспечение потенциала для успешного его развития в перспективе.

Стратегическое планирование социально-экономического развития городов необходимо рассматривать как важнейший элемент деятельности представительных и исполнительных органов власти города по реализации централизованного начала управления, обеспечивающего баланс отраслевых и городских интересов в решении всего комплекса проблем развития города. Поэтому организация процесса стратегического планирования на уровне муниципального образования (города) должна регламентироваться специальными документами. Одним из таких документов можно считать положение о стратегическом планировании (см. приложение 2).

Стратегическое планирование развития города является элементом процесса стратегического управления его развитием. Оно включает в себя три взаимосвязанных этапа (рисунок 13).

Стратегический план социально-экономического развития города это комплект документов, включающий стратегию социально-экономического развития города и основные направления по ее реализации, набор стратегических программ и проектов, а также план мероприятий подразделений местной власти по реализации принятой стратегии.

Очевидно, что структура стратегического плана развития города как документа не может быть полностью унифицирована и должна быть конкретизирована применительно к конкретному городу. Поэтому, несмотря на то, что зарубежной наукой и практикой накоплен определенный опыт в области формирования стратегических планов развития городов (городских агломераций), его использование в российских условиях представляется весьма затруднительным.

Анализ и оценка существующих подходов к процессу стратегического планирования позволяет составить обобщенную схему формирования стратегического плана развития города, которая основывается на концептуальной модели стратегического планирования (рисунок 14).

 

Исходным этапом формирования стратегического плана социально-экономического развития города является определение его стратегической ориентации (стратегического замысла). Для каждого города необходимо обоснование стратегической ориентации его развития, включая определение важнейших приоритетов развития в перспективе. Важность данного этапа обусловливается тем обстоятельством, что органы власти города как главные носители стратегии его развития должны четко сформулировать свою позицию относительно будущего города.

Примеры стратегической ориентации городов (аналогичны понятию «миссия» для предприятий и корпораций):

· быть «открытым городом» (для иммигрантов и пр.), международным городом, городом культуры (Амстердам, Нидерланды);

· стать «столицей информации ЕС» и «центром транспортных перевозок ЕС» (Кельн, Германия);

· развиваться в качестве центра технологических инноваций (Манчестер, Великобритания);

· стать одним из ведущих регионов в сфере внедрения передовых технологий связи (Нюрнберг, Германия);

· создать европейский центр высококачественного производства (Брэдфорт, Великобритания).

В общем случае проблема обоснования стратегической ориентации развития города в значительной степени сводится к изучению и выявлению внутренних закономерностей его развития. Для этого в процессе обоснования стратегической ориентации развития города целесообразно использовать методы структурно-функционального и исторического анализа. Применение последних дает возможность решить две важные задачи. Во-первых, выявить, существует ли какая-либо зависимость между изменениями в функционально-структурной организации города и уровнем его социально-экономического развития. Во-вторых, определить и изучить закономерности качественных изменений, происходящих в социально-экономическом развитии города

Формирование целевых ориентиров развития города должно базироваться на двух основных функциях, которые выполняет город. С одной стороны, это относительно самостоятельная целостная социально-эколого-экономическая система, которая должна реализовывать на практике функцию обеспечения качества жизни населения, проживающего на его территории, на уровне не ниже принятых в обществе социальных стандартов. С другой стороны, города являются элементами национальной экономики, которые выполняют определенные социальные функции в системе общегосударственного разделения труда. В соответствии с этим для любого города можно сформировать две универсальные целевые установки его развития:

· обеспечение необходимого качества жизни населения города;

· выполнение городом определенного «государственного заказа», вытекающего из сложившейся или перспективной системы общегосударственного разделения труда.

Примеры стратегических целей развития городов:

· поддержание достаточного количества рабочих мест для жителей города в соответствии с развитием их квалификации;

· поддержание квалифицированной рабочей силы

· поддержание устойчивой в экологическом аспекте экономики города;

· поддержание региональных связей и сотрудничества;

· поддержание международных экономических связей;

· поддержание общественной солидарности и равного доступа к рабочим местам, образованию;

· повышения привлекательности города как места для жизни, работы и инвестирования.

Несмотря на общность основных целевых ориентиров развития города способы (стратегии) их достижения могут быть различными.

Применительно к городу как региональной социально-эколого-экономической системе понятие стратегии развития можно сформулировать следующим образом. Стратегия развития города представляет собой принятые городом на долгосрочную перспективу генеральные цели, направления, принципы и методы действий органов управления городом в экономической и социальной сфере. Эта стратегия должна иметь комплексный характер, то есть основываться на учете всех субъектов хозяйствования на территории города и интересов населения города.

Основные направления социально-экономического развития городов, отражаемые в стратегиях:

· развитие материальной сферы производства и жизнедеятельности (совершенствование инфраструктуры, глобальные проекты обновления и развития, локальные проекты обновления и развития);

· создание благоприятных организационных условий для экономического развития (поддержка бизнеса, инноваций, распространение технологий, содействие занятости, содействие малым и средним предприятиям, поддержка профессионального образования);

· поддержание имиджа и развитие кооперации (поддержка туризма, внутрирегиональная кооперация, маркетинг города);

· совершенствование управления (совершенствование структуры и методов управления городом).

Вместе с тем в рамках общей стратегии развития города выделяется ряд частных стратегий развития:

1) корпоративные стратегии или стратегии развития различных субъектов хозяйствования, включая стратегии развития предприятий, банков, страховых компаний и т.д.;

2) стратегии развития административных районов города;

3) стратегии развития различных политических сил, действующих на территории данного города;

4) система стратегических интересов различных групп населения города.

В процессе формирования общей стратегии развития города должна решаться достаточно сложная задача согласования и объединения названных выше частных стратегий развития. Разработку общегородской стратегии развития должны осуществлять органы власти города, которые выполняют роль полноценного представителя всех интересов в городе, при общественном контроле за этим процессом.

Успешная реализация стратегического плана социально-экономического развития города в значительной мере связана с использованием на практике системных регуляторов социально-экономического развития города. Применение таких регуляторов предполагает переход от частных (локальных) механизмов воздействия на отдельные элементы социально-экономической системы города к механизмам системного воздействия на социально-экономическое развитие города в целом.

Состав системных регуляторов может быть достаточно широким. Причем для определенногоэтапа социально-экономического развития городавыбираются самые приоритетные.

В мировой практике на сегодняшний день особое место в управлении развитием городов отводится системным регуляторам земельных отношений. Они представляют собой совокупность административно-правовых, организационно-правовых, экономических и прочих мер, целенаправленно ориентирующих всех участников земельных отношений на выбор такой стратегии и тактики поведения, которая предполагает согласование их интересов с интересами развития города как целостной системы. Так, например, через рациональное использование механизмов отвода земельных участков под строительство, купли-продажи, аренды и ипотеки земли органы управления городом получают реальную возможность для активного и целенаправленного влияния практически на все аспекты социально-экономического развития города.

В качестве действенного вида системных регуляторов социально-экономического развития города могут использоваться бюджетно-налоговые регуляторы. Они связаны с организацией бюджетного процесса и налогообложения, а также с определяемым ими характером движения финансовых потоков как в социально-экономической системе города в целом, так и в рамках ее отдельных элементов.

Разработка стратегического плана социально-экономического развития города непосредственно связана с формированием соответствующей информационной базы (информационного обеспечения). Она должна содержать предельный минимум показателей, которые отражают причины и ожидаемые последствия социально-экономических процессов, протекающих на территории города. В общем случае информационная база стратегического планирования и управления развитием города может представлять сочетание следующих основных видов информации:

· картографическая,

· статистическая,

· текстовая (лингвистическая).

Стратегический план социально-экономического развития города – это партнерство властей, населения и бизнеса, а значит, и контроль за его выполнением также должен быть общественным. Гласность и открытость в разработке и реализации плана – залог его успеха и соответствия потребностям городского сообщества. Контроль и оценка результатов должны быть общественными для того, чтобы не только оценить успехи, но и ускорять необходимые решения, а также вносить коррективы, если запланированные действия не дают ожидаемых результатов.

Мониторинг проводится с целью обеспечения реализации и поддержания постоянной актуальности стратегического плана. С учетом результатов мониторинга принимаются решения о распределении ресурсов и корректировке целей и мер стратегического плана.

В процессе мониторинга ежегодно составляется и направляется в исполнительный комитет (или какой-либо другой орган по реализации стратегического плана) сводный отчет, содержащий выводы о степени реализации и адекватности стратегического плана, а также о необходимых корректировках и уточнениях плана по мерам, задачам и целям.

Основной целью мониторинга является обеспечение реализации и постоянное поддержание актуальности стратегического плана. В ходе мониторинга стратегического плана решаются следующие задачи:

· стимулирование реализации плана в целом и отдельных его мероприятий;

· оценка степени достижения главной цели и целей стратегического плана;

· сбор информации для принятия решений о распределении ресурсов на достижение целей или о корректировке целей;

· оценка степени реализации мероприятий плана;

· оценка информации для уточнения и корректировки мероприятий плана;

· поддержание в рабочем состоянии структуры стратегического планирования.

Мониторинг стратегического плана включает в себя три составные части:

1. Мониторинг внешней среды развития объекта планирования.

2. Мониторинг общих результатов реализации стратегического плана, степени продвижения по выбранным стратегическим направлениям к главной цели. Базируется на анализе статистики и ограниченного числа отобранных интегральных показателей. Распадается на три блока: а) мониторинг достижения главной цели, б) мониторинг продвижения по стратегическим направлениям, в) мониторинг достижения целей.

3. Мониторинг процесса реализации мер (мониторинг усилий и частных результатов). Базируется на информации о реализации мер стратегического плана по трем составляющим: а) продвижение меры, б) эффект от реализации меры, в) активность рабочей группы.

Как минимум два раза в год проводятся серии заседаний тематических комиссий для рассмотрения хода реализации стратегического плана. По итогам заседаний готовится сводный аналитический отчет о ходе реализации стратегического плана, который рассматривается на заседании исполнительного комитета стратегического плана.

Объединение итогов мониторинга по названным трем направлениям в сводном отчете позволяет осуществлять мониторинг актуальности и адекватности стратегического плана, делать выводы о необходимости его корректировки. Этим гарантируется постоянное обновление стратегического плана и стимулируется его реализация. Тем самым механизм стратегического планирования становится эффективным средством повышения качества управления, активизации общественной инициативы, повышения степени социального согласия.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Развития | Особенности стратегического планирования на микроуровне
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 16084; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.258 сек.