Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление человеком и управление группами в организации




Основные типы организаций

Организация типа А (американская модель Организация типа У (японская модель) Организация типа Z (маркетинговая модель)
1. Наем работников на относительно короткое время 1. Пожизненный наем работников 1. Долгосрочный наем  
2. Индивидуальное принятие решений 2. Коллективное принятие решений 2. Коллективное принятие решений
3. Индивидуальная ответственность 3. Коллективная ответственность 3.Индивидуальная ответственность
4.Быстрое развитие и продвижение по службе 4. Медленное развитие и продвижение по службе 4. Медленное развитие и продвижение по службе
5. Механизмы явного, точного контроля 5. Механизмы косвенного контроля 5.Косвенный неформальный контроль с точными, формализованными критериями
6. Специализированная карьера 6. Неспециализированная карьера работника (диверсифицированный подход) 6.Умеренно специализированная карьера работников  
7. Избирательное (дифференцированное) отношение к работнику как таковому 7. Холистический (целостный) подход к работнику как к личности Холистический подход, включая семью

 

 

Управление человеком в организации – исключительно сложное, но в то же время исключительно ответственное и важное для судьбы организации дело. Однако проблема управления человеком в организации не сводится только к взаимодействию работника и менеджера. В любой организации человек работает в окружении коллег, товарищей по работе. Он является членом формальных и неформальных групп. При этом группа оказывает огромное влияние на поведение человека, либо помогая более полно раскрываться его потенциалу, либо подавляя его способности и желания работать производительно, с полной отдачей. А поведение человека, его действия, в свою очередь, вносят определенный вклад в жизнь группы.

Не существует однозначного определения малой группы, так как это достаточно гибкое и подверженное влиянию обстоятельств явление. Обычно группа определяется как относительно обособленное объединение небольшого количества людей (чаще всего не более десяти), находящихся в достаточно устойчивом взаимодействии и осуществляющих совместные действия в течение достаточно долгого промежутка времени. Взаимодействие членов группы базируется на некоем общем интересе и может быть связано с достижением общей цели. При этом группа обладает определенным групповым потенциалом, позволяющим ей вступать во взаимодействие с окружением и адаптироваться к изменениям, происходящим в окружении. Часто встречается также термин команда — это тип группы с такими дополнительными чертами, как высокий уровень взаимозависимости и координации действий, а также сильно развитым чувством

персональной ответственности за достижение групповых результатов. Для команд свойственны такие виды поведения ее членов, как:

• нацеленность на общий результат;

• взаимная поддержка;

• взаимозаменяемость;

• минимизация статусных различий;

• коллективное решение проблемы;

• благожелательный климат.

Отсюда можно сделать вывод, что все команды являются группами, но не все группы становятся командами. Преобразование группы в команду происходит по мере увеличения тесноты связей, уровня взаимодействия и ответственности участников за процесс и результаты работы.

Группы существуют в любых организациях. Руководство создает группы, когда производит разделение труда по горизонтали — по подразделениям и по вертикали — по уровням управления. Большая организация может состоять из сотен или даже тысяч малых групп. Независимо от типа группы, от того, в какой организации она сформирована и функционирует, а также от того, кто конкретно входит в группу, можно выделить некоторые общие факторы, характеризирующие построение группы, ее структуру и процесс функционирования группы в ее окружении:

• характеристики членов группы;

• структурные характеристики группы;

• ситуационные характеристики.

Все эти факторы не только находятся во взаимодействии и взаимовлиянии, но и испытывают сильное обратное воздействие со стороны функционирования группы, так как в результате жизнедеятельности группы происходят изменения характеристик человека, изменяется построение группы и наблюдаются изменения в ее окружении.

К характеристикам членов группы относятся личностные характеристики человека, его способности, уровень образования и жизненный опыт.

Структурные характеристики группы включают в себя:

• коммуникации в группе и нормы поведения (кто с кем и как контактирует);

• статус и роли (кто занимает какую позицию в группе и что делает);

• личные симпатии и антипатии между членами группы;

• силу и конформизм (кто на кого оказывает влияние, кто за кем следует и кто кому готов подчиняться).

Ситуационные характеристики группы мало зависят от поведения членов группы и группы в целом. Эти характеристики связаны с размером группы, ее пространственным расположением, задачами, решаемыми группой, и системой вознаграждения, применяемой в группе. Существует два типа групп: формальные и неформальные. Оба эти типа групп имеют значение для организации и оказывают большое влияние на членов организации.

Формальные группы создаются по воле руководства, их функцией по отношению к организации в целом является выполнение конкретных задач и достижение конкретных целей. Формальные группы обычно выделяются как структурные подразделения в организации, имеют формально назначенного руководителя, формально определенную структуру ролей и должностей внутри группы, а также закрепленные за ними функции и задачи. Формальные группы могут быть сформированы для выполнения регулярной функции (например бухгалтерия), а могут быть созданы для решения определенной целевой задачи (например комиссия по разработке какого-либо проекта). В специальной литературе выделяют следующие виды формальных групп:

командная группа (или соподчиненная группа руководителя) — состоит из руководителя и его непосредственных подчиненных, которые, в свою очередь, также могут быть руководителями (генеральный директор и его заместители, командир роты и подчиненные ему командиры взводов — типичные командные группы);

бригада (или производственная группа) представляет собой группу, возглавляемую официально назначенным руководителем (менеджером, бригадиром). Взаимосвязи между членами группы зависят от характера задач, закрепленных за бригадой, и могут быть как незначительными (например, в производственной бригаде, каждый член которой выполняет строго определенную часть общей работы в соответствии с четкими процедурами и нормами), так и существенными (например, в маркетинговой группе, проводящей исследование рынка). Как правило, бригады существуют достаточно продолжительное время, а их состав меняется редко;

рабочая, или целевая, группа состоит из лиц, вместе работающих над одним и тем же заданием. Отличие этих групп в значительно большей самостоятельности в планировании и осуществлении своего труда. Как разновидности рабочей группы можно выделить: самоуправляемую (автономную) рабочую группу (не имеет формально назначенного организацией руководителя, членами являются специалисты различных квалификаций, необходимых для выполнения задач; группа несет ответственность за решения, касающиеся последовательности и методов выполнения работ, а также их распределения между членами) и проектную (группа носит временный характер и создается для решения конкретной задачи, например, проектирование продукции, совершенствование компьютерных систем и т.п.);

комитеты, комиссии — могут быть созданы как на постоянной основе, так и специально для решения определенной задачи. Как правило, члены комитета или комиссии являются штатными работниками разных служб и собираются вместе по мере необходимости. Их главная задача состоит в подготовке докладов и рекомендаций для руководства организации (например, бюджетный комитет, членами которого являются представители ключевых отделов и служб, собирается всего несколько раз в году, но его решения могут оказать большое влияние как на работу служб, где они сами работают, так и на организацию в целом).

Выбор типа формальной группы зависит от целей, поставленных организацией. Именно они определяют такие структурные характеристики группы, как число участников, их подбор, роли и статус. Часто новые группы формируются в связи с ростом организаций, изменениями в составе продукции и услуг, но нередко и потому, что с ними связывается надежда на более эффективную работу.

Факторами эффективности работы формальных групп являются: размер, состав, групповые нормы, сплоченность, конфликтность, статус и функциональные роли ее членов:

размер группы, т.е. число участников, устанавливается в зависимости от типа группы и ее целей. Исследования, проводимые по этому вопросу, показывают, что малые группы (от 5 до 8 членов) часто предпочтительнее крупных. При росте числа членов группы наблюдается снижение удовлетворенности участников от групповой работы и падает персональная ответственность за ход процесса и его результат. В очень больших группах существенно растут затраты на координацию работы и увеличивается возможность возникновения конфликтных ситуаций в отношениях между членами и подгруппами. Это, как правило, приводит к снижению производительности и эффективности группы;

состав — это степень сходства личностей и точек зрения, подходов, которые они проявляют при решении проблем. Исследования показывают, что группа, состоящая из непохожих личностей, имеющих разные точки зрения, работает более эффективно, чем группа, члены которой имеют схожие точки зрения;

групповые нормы оказывают сильное влияние на поведение отдельной личности и на то, в каком направлении будет работать группа. Положительными нормами считаются те, что поддерживают цели и задачи организации и поощряют поведение, направленное на достижение этих целей. Групповые нормы можно классифицировать следующим образом: гордость за организацию; достижение целей; прибыльность; коллективный труд; планирование; контроль; профессиональная подготовка кадров; нововведения; отношения с заказчиком; честность;

сплоченность — это мера тяготения членов группы друг к другу и к группе. Высокий уровень сплоченности группы может повысить эффективность всей организации, если цели группы и организации согласуются между собой. Производительность труда в сплоченной группе выше, чем в других группах. Руководство может увеличить положительный эффект сплоченности путем периодических собраний, постановки глобальных целей, предоставления возможности каждому члену группы видеть его вклад в достижение целей;

конфликтность. Активный обмен мнениями полезен, но он может привести к внутригрупповым спорам и открытым конфликтам, которые почти всегда вредны;

статус членов группы определяется рядом факторов, включая такие, как старшинство в должности и ее название, расположение и тип рабочего места, кабинета, образование, информированность и накопленный опыт. Члены группы, чей статус достаточно высок, способны оказывать большее влияние на решения группы, чем члены группы с низким статусом. Это далеко не всегда ведет к повышению эффективности, поскольку сотрудник, предлагающий наиболее ценные идеи, может не иметь высокого статуса;

роли членов группы подразделяются на целевые и поддерживающие. Целевые роли распределены таким образом, чтобы иметь возможность отбирать групповые задачи и выполнять их; включают следующие виды деятельности — генерирование новых идей, поиск информации, сбор мнений членов группы, оппонирование и оценка предложений, проработка предложений и прогнозирование перспектив принятых решений, интегрирование деятельности подгрупп или членов группы, обобщение предложений и оценок. Поддерживающие роли подразумевают поведение, способствующее поддержанию и активизации деятельности группы; могут включать: поощрение (путем отзывчивого отношения) членов группы и их идей, обеспечение участия путем активизации инициативы каждого члена группы, установление критериев, которыми должна руководствоваться группа, исполнительность в части принятых решений, выражение чувств группы. Считается, что американские менеджеры сосредоточиваются на целевых ролях, тогда как японские управляющие гармонично сочетают целевые и поддерживающие роли.

В отличие от формальных групп неформальные группы создаются не распоряжениями руководства и формальными постановлениями, а по собственной воле участников в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, привычками и т.п.

Неформальная группа — это спонтанно образовавшаяся группа людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели. В большой формальной организации существует множество неформальных групп, большинство из них свободно объединены в своего рода сеть. Неформальные организации в некоторой степени подобны формальным организациям — в них имеется иерархия, лидеры, задачи, свои неписаные правила и нормы поведения, подкрепляемые системой поощрения и санкций. Во многих случаях неформальные группы могут оказывать на своих членов влияние равное или даже большее, чем формальные структуры. Причины вхождения в неформальные организации состоят в том, что принадлежность к неформальным группам может дать людям психологические выгоды не менее важные, чем получаемая зарплата:

1) чувство принадлежности — возможность устанавливать и поддерживать социальные контакты;

2) взаимопомощь является важным мотивом вступления в неформальные группы, в результате оказания помощи дающий ее приобретает престиж и самоуважение, а получающий — руководство к действию;

3) защита, основанная на силе единства, осознается большинством людей и побуждает их вступать в те или иные группы. Защитная функция приобретает наиболее важное значение, когда начальству не доверяют;

4) общение. Одной из причин принадлежности к неформальной организации является доступ к неформальной информации — слухам;

5) общение и симпатии — это удовлетворение потребности людей быть ближе к тем, кому они симпатизируют. Исследования показывают, что люди склонны устанавливать более тесные отношения с другими людьми, находящимися в непосредственной близости к ним, чем с теми, кто находится на расстоянии нескольких метров.

Основные характеристики неформальных организаций:

социальный контроль — это установление и контроль за соблюдением групповых эталонов приемлемого и неприемлемого поведения (нормы могут касаться характера одежды, приемлемых видов работы, правил поведения и т.п.). Несоблюдение этих норм, как правило, карается отчуждением о группы;

сопротивление переменам является типичным в неформальных организациях, объясняется тем, что перемены (например, реорганизация, внедрение новой технологии, появление большой группы новых сотрудников) могут нести угрозу дальнейшему существованию неформальной группы, их общему опыту, удовлетворению социальных нужд, общим интересам, положительным эмоциям;

неформальные лидеры фактически руководят неформальными группами. Существенных различий в средствах, применяемых лидерами формальных и неформальных организаций для оказания воздействия, по сути, нет. Отличие в том, что лидер формальной организации имеет поддержку в виде делегированных ему официальных полномочий и обычно действует в отведенной ему конкретной функциональной области, опора неформального лидера — признание его группой. Сфера влияния неформального лидера может выходить за административные рамки формальной организации. Неформальный лидер выполняет две важные функции: помощь группе в достижении ее целей и поддержка социального взаимодействия.

Влияние неформальных организаций на эффективность формальной организации:

1) позитивное:

• преданность группе часто перерастает в преданность организации;

• цели группы могут совпадать с целями всей организации, нормы эффективности могут превышать нормы организации, что приводит к повышению производительности;

• неформальные каналы связи иногда дополняют формальную систему коммуникаций;

2) негативное:

• по формальным каналам могут распространяться ложные слухи, приводящие к возникновению отрицательного отношения к руководству;

• принятые группой нормы могут приводить к снижению продуктивности;

• тенденция к сопротивлению переменам может задерживать инновационный процесс.

Теория менеджмента предлагает следующие рекомендации по управлению неформальными организациями:

1) необходимо признавать существование неформальных групп, осознавая, что их уничтожение может привести к уничтожению формальной организации. Поэтому руководство должно работать с неформальной организацией и не угрожать ее существованию;

2) необходимо выслушивать мнения членов и лидеров неформальных групп, работать с ними, поощряя тех, кто способствует достижению целей организации;

3) принимая решения, просчитывать их возможное отрицательное воздействие на неформальную организацию;

4) для ослабления сопротивления переменам со стороны неформальной организации привлекать ее членов к участию в принятии решений;

5) оперативно выдавать точную информацию, тем самым препятствуя распространению слухов.

 

15.6. КОНФЛИКТЫ В ОРГАНИЗАЦИЯХ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ВЛИЯНИЕ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1037; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.