Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обработка народной песни

Беларусь издревле называют песенным краем. В народной песне сохранились мысли и чувства наших предков, поэтический строй их души, особенности мировоззрения. В песнях своеобразно отражался национальный психологический склад.

История записи белорусской народной песни насчитывает больше 100 лет. Одним из первых собирателей выступил в 30-х годах 19 века уроженец Новогрудчины Ян Чечет.

Один из старейших фольклористов-этнографов республики Н.Чуркин начал свою деятельность по собиранию народных песен ещё в 1908 году. Он собрал более 3-х тысяч народных песен, но большая часть их была утеряна в годы Великой Отечественной Войны. Только небольшая часть их опубликована. Систематическое собирание белорусских народных песен начинается с 1903 года, когда была основана Музыкально-этнографическая комиссия товарищества любителей естествознания, антропологии, этнографии при Московском университете. Председателем музыкальной секции стал Н.Янчук. Вице-председателем был А.Гречанинов.

Новый этап по собиранию народных песен начался в 1925 году, когда при секции искусства Института белорусской культуры была создана музыкальная подсекция (возглавил А.Гриневич), призванная проводить систематическую работу по собиранию и изучению народных белорусских песен. Плодотворно работали А.Гриневич, Н.Чуркин, В.Теравский, А.Егоров, Я.Прохоров, И.Любан, С.Полонский, Н.Соколовский, П.Подковыров, С.Крошнер, Г.Ширма, Г.Цитович, Л.Мухаринская.

Богатство белорусского песенного фольклора проявляется в многоцветии местных певческих традиций – северной, южной, восточной, западной и центральной зон Белоруссии. Из них особенно выделяются в отношении самобытности традиций Поозерье (северная зона), Полесье и Могилёвщина.

Северобелорусская песенная традиция отличается наибольшей строгостью и сдержанностью. Это зона одногоосия. Прозрачная, мягко-прозрачная манера исполнения придаёт песням Поозерья особую, как бы первозданную чистоту.

По-иному звучат песни южной зоны (Полесье). Мелодическая линия их сложно орнаментирована, тембровые краски насыщены. Здесь преобладает звонкое или как его называют «голосное » пение на открытом воздухе. Полесье - край развитого народного многоголосия. Древние календарные и семейно-обрядовые песни поются здесь «с переливами »: голоса певцов как бы обвивают основной напев, то сливаясь с ним, то расходясь. Лирические песни распеваются с « подводкой » - с верхним солирующим подголоском, который противостоит всему хору.

Могилёвщина – центр хороводно-игровых традиций. Хороводная пластика, игровые действия пронизывают здесь почти все жанры народно-песенного искусства. Каждая песня, по местному определению, поётся «картинкой», когда пение, игра, танец составляют одно целое.

Громадное значение в предвоенный период несла деятельность Г.Р.Ширмы в Западных областях Беларуси. На ниве народно-песенного творчества он организует любительские хоры, в репертуаре которых основное место занимают белорусские народные песни. Почти за два десятилетия Георгий Романович побывал во всех уголках Западных областей, где записал народные песни, а также проводил большую пропагандистско-просветительскую работу по линии ТБШ (товарищество белорусской школы), ответственным секретарём был. За эту деятельность Ширма неоднократно подвергался репрессиям польских властей. Понимая, какие жемчужины национального фольклора находятся в его руках, Георгий Романович делает всё возможное, чтобы «одеть» их в соответствующую «оправу». Он устанавливает творческие связи со многими композиторами, работавшими в это время в Литве, Западной Украине (среди них К.Галковский, М.Гайворонский, Ф.Колесса, А.Кошиц), посылает свои записи народных песен А.Гречанинову, жившему в то время в Париже.

Расцвет жанра хоровой обработки в белорусской музыке начался с 50-х годов. Во многом он был обусловлен решением Первого Пленума Союза композиторов БССР (1947г.), который обратил внимание композиторов на богатство национального фольклора.

В этот период в жанре обработки активно работают Н.Аладов, А.Богатырёв, П.Подковыров, Г.Пукст, Н.Соколовский, Е.Тикоцкий, А.Туренков, Л Захлевный.

Влияние на методы обработок оказали традиций русской классической школы. Так, старейший белорусский композитор Н Чуркин – ученик М.Ипполитова-Иванова. Один из учеников Н.Риского-Корсакова Я.Прохоров был учителем Н.Аладова и Н.Соколовского. В.Золотарёв - ученик Н.Римского-Корсакова, М.Балакирева, А.Лядова – воспитал целую плеяду белорусских композиторов: А.Богатырёва, М.Крошнера, П.Подковырова, Е.Ефимова. У В.Золотарёва одно время учился С.Полонский. Московскую консерваторию закончил Г.Пукст.

Анатолий Васильевич Богатырёв - обработка народных песен для хора без сопровождения. В них приёмы, свойственные народному многоголосию. Богатырёв создал более 40 обработок народных песен для хора без сопровождения. Такие как «Зорка Венера», «Што за хлопец, што за дзяўчына», «Люблю наш край».

Пётр Петрович Подковыров - на основе народной песни создавал колоритную жанровую зарисовку, принцип театрализации – “Ой ляцелі гусі з броду” – для 4-хголосного смешанного хора с солистом (альт).

Григорий Константинович пукст - обработки для голоса с ф-но, для смешанного хора с сопровождением и без сопровождения, самая известная обработка песни «Павей ветрык, павей» (запись Г.Ширмы).

Нестор Фёдорович Соколовский - запись и обработка белорусских народных песен. «Ой, на двары дзень бяленькі» (запись Соколовского).

Евгений Карлович тикоцкий - сочетал традиционные формы национального многоголосия с профессиональной полифонией. Обработка современной народной песни “Із далёкіх із краёў” (запись Цитовича) – жанровая хоровая песня.

Леонид Константинович Захлевный - наиболее успешно проявился в вокально-хоровой сфере. Сочетание приёмов традиционного изложения со способом современного хорового исполнительства – “Гаварыла поле шырокае” (запись З.Можейко).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
V. Элементы хоровой звучности | История развития хорового искусства в России
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3022; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.