КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
V. Элементы хоровой звучности
IV. Работа над словом в хоре III.Вокальная работа в хоре II. Хор и составляющие его голоса I. Введение Х О Р О В Е Д Е Н И Е
ЛЕКЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Составила: Шелег Т.Г., преподаватель хорового дирижирования высшей категории
ПОЛОЦК 2006г.
СОДЕРЖАНИЕ 1. Задачи и содержание предмета………………………………….. 2-4 2. История развития хорового искусства Республики Беларусь……………… 4-6 3. Обработка народной песни……………………………………………………..6-8 4. Хоровая песня……………………………………………………………………8 5. История развития хорового искусства в России…………………………… 9-10 6. Формы хорового исполнительства………………………………………… 10-11
1. Характеристика голосов хора……………………………………………… 11-14 2. Организации детского хорового коллектива……………………………… 14-17 3. Женский, мужской, смешанный хоры и их состав………………………… 17-19 4. Расстановка хора………………………………………………………………19-20 5. Тип и вид хора…………………………………………………………………20-21
1. Строение голосового аппарата. Резонаторы, регистры…………………....21-22 2. Певческая установка. Певческое дыхание……………………………………22 3. Атака звука. Звукообразование…………………………………………….. 22-23 4. Формирование певческих гласных. Приёмы звуковедения……………….24-25 5. Формы и методы распевания……………………………………………… 25-27
1. Дикция и артикуляция в хоре……………………………………………….27-29 2. Работа над словом……………………………………………………………..29 3. Формы дикционной работы……………………………………………….29-30
1. Ансамбль – первый элемент хоровой звучности…………………………..30-32 2. Звуковысотный ансамбль (строй)………………………………………… 32-34 3. Нюансы – третий элемент хоровой звучности……………………………..34-36 4. Средства художественной выразительности…………………………………36 5. Исполнение мелодии, соответствующее характеру и фактуре хорового сочинения………………………………………………………………………..37 VI. Работа над репертуаром хора ……………………………………….38-40
ВВЕДЕНИЕ Задачи и содержание предмета Одним из мощных средств повышения общей и музыкальной культуры народа является хоровое пение. Хоровое пение выступает также в качестве ведущей деятельности учащихся на уроке музыки в школе. Научить детей правильно и красиво петь, доставляя при этом радость себе и окружающим, - одна из задач будущего учителя-музыканта. Отсюда ясна и понятна роль предметов дирижёрско-хорового цикла в профессиональной подготовке учителя музыки. Предметы дирижёрско-хорового цикла, изучаемые учащимися на музыкально-педагогическом отделении колледжа, включают шесть основных учебных лекционных и практических курсов: хороведение, дирижирование, хоровой класс и практикум работы с хором, методика работы с детским хором, хоровая аранжировка, хормейстерская практика с учебными и детскими хоровыми коллективами. Данный набор перечисленных учебных дисциплин обусловлен задачами всесторонней вокально-хоровой подготовки будущих учителей музыки и заключается в системности и последовательности изучения теоретических и практических знаний, формировании профессиональных умений общения и управления хоровыми коллективами различных составов и возрастов. Отвечая общей цели профессиональной подготовки учителя музыки, руководителя детского хорового коллектива, каждый из предметов тем не менее занимает в этой системе строго определённое место и решает вполне конкретные задачи. Так, в процессе работы на хоровом классе учащиеся обучаются навыкам общения с хоровым коллективом в двух качествах – певцов и дирижёров, приобретают профессиональные умения петь в хоре, постигают общественную и личную значимость хорового пения как вида искусства. В классе дирижирования учащиеся приобретают знания об истории становления и развития дирижёрского искусства, посредством практических занятий учатся овладевать приёмами собственно-дирижёрской техники. Помимо этого, под руководством преподавателя проводится большая работа по изучению, осмыслению и воспроизведению на инструменте приёмов исполнения хоровых партитур, составлению и оформлению устных и письменных аннотаций и анализов курсовых и дипломных хоровых произведений. В курсе хоровой аранжировки учащиеся учатся приёмам и способам переложения хоровых произведений с одного состава хора на другой. На практических занятиях по хоровой аранжировке учащиеся осмысляются и закрепляются знания о художественных возможностях и специфике звучания каждого типа и вида хора. Содержанием хормейстерской практики является живая практическая работа учащихся с детскими хоровыми коллективами средних общеобразовательных школ и учебными курсовыми хорами отделения. В процессе практики учащимся предоставляется возможность попробовать себя в качестве руководителя хора, увидеть и ощутить свои организаторские, педагогические и музыкально-исполнительские возможности. Во время самостоятельной работы с детским или учебным курсовым хором они смогут оценить весь музыкально-педагогический багаж, накопленный ими в ходе предыдущей вокально-хоровой подготовки, спрогнозировать возможности его применения в последующей практической деятельности. Курс «Хороведение» занимает особое место в цикле дирижёрско-хоровых дисциплин. Современное состояние предмета рассматривается в единстве трёх его составляющих: во-первых, изучение истории хорового исполнительства с точки зрения анализа развития хорового искусства различных эпох, жанров, форм и стилей; во-вторых, постижение теоретических основ хорового искусства, его психологического механизма, развития вокально-хоровой культуры певцов хора, характеристики средств музыкальной выразительности хорового произведения; в-третьих, овладение методикой и практикой работы с хором. Данный курс изучается на музыкально-педагогическом отделении IV семестре II курса. Теоретические знания, полученные учащимися в курсе «Хороведение», реализуются впоследствии на практических занятиях по дирижированию, хоровому классу, хоровой и педагогической практике. Эффективность методики проведения репетиционной работы с хором, проявляющаяся в умении общаться с хоровым коллективом на занятиях и концертных выступлениях, во многом обусловлена уровнем сформированности знаний учащихся по данной учебной дисциплине. Изучение курса «Хороведение» осуществляется на лекционных и практических занятиях. В содержание лекционных занятий включены наиболее сложные и объёмные историко-теоретические и методические вопросы, составляющие основу курса. На практических занятиях, при посещении репетиций хоровых коллективов, учащиеся знакомятся с опытом ведущих хормейстеров, перерабатывая и усваивая лучшие их методические и педагогические приёмы. ХОРОВЕДЕНИЕ – имеет своей задачей решить три главных вопроса: 1. что такое хор; 2. каковы элементы хоровой звучности; 3. каковы способы выявления и выработки этих элементов. ХОРОУПРАВЛЕНИЕ – его задача – определить практические приёмы управления хором. ХОРОВОЕ ПЕНИЕ – искусство широких масс, оно выражает мысли, чувства, мировоззрение людей. Хоровое искусство привлекает к активному художественному общению. Пение в хоре сплачивает людей в коллектив единомышленников. Пение в хоре прививает людям художественный вкус, знакомит с богатством музыкальной культуры, развивает музыкальный слух, память; воспитывает исполнительские навыки. Хоровик изучает организационные и творческие принципы, приёмы работы с хоровым коллективом. Чесноков Павел Георгиевич - крупнейшая фигура хоровой культуры первой половины 2 0 столетия, разносторонний хоровой деятель – композитор, дирижёр, педагог (книга «Хор и управление им»). Характерной чертой его творчества является поэтическая задушевность, исполненная глубокого лирического раздумья, созерцательности изящества («Лес», «Ночь», «Солнце встаёт», «Несжатая полоса»). Хор – это такой певческий коллектив, который объединяется тремя элементами хоровой звучности – строй, ансамбль, нюансы. Дмитриевский Георгий Александрович (хоровой деятель, капелла Московской государственной филармонии) - «Хор – коллектив певцов, организованный для совместного пения». Егоров Александр Александрович (хоровой дирижёр, педагог, композитор) - «Хор – это вокальный оркестр». Соколов Владислав Геннадьевич – «Хор – коллектив, который в достаточной мере владеет техническими и художественно-выразительными средствами хорового исполнения, необходимыми, чтобы передать те мысли и чувства, которые заложены в исполняемом произведении». Краснощёков Виктор Иванович – «Хор - ансамбль вокальных унисонов».
История развития хорового искусства Республики Беларусь Искусство народного хорового пения в Беларуси имеет многовековую традицию. Оно связано с трудовыми процессами крестьян, зимними и весенними, летними и осенними праздниками, народной обрядностью. В середине XIX века в крупных городах Беларуси - Минске, Бресте, Бобруйске, Витебске, Гродно зарождается светское музицирование. В конце XIX века во многих городах при городских училищах и гимназиях создаются хоры, основными участниками которых были учащиеся. В 1914 году в Минске был создан любительский хор, который выступал перед населением и в госпиталях. Руководил хором В.Теравский – талантливый хормейстер, собиратель и пропагандист национального фольклора, автор многих гармонизаций и хоровых обработок белорусских народных песен. В труппе первого профессионального театра Игната Буйницкого кроме актёров были танцоры, оркестр народных инструментов и хор. Руководил хором опытный хормейстер и композитор Л.Роговский. Ему помогал студент Петербургского университета Стасис Шимкус – будущий литовский композитор-классик. В начале 20-х годов большую концертную работу среди населения и в воинских частях Витебской губернии проводил организованный в Витебске Государственный хор, которым руководил выпускник Петербургской консерватории, ученик Н.А.Римского-Корсакова композитор М.Анцев – знаток хорового письма, автор интересных обработок белорусских народных песен. Активную исполнительскую деятельность вела Государственная хоровая капелла БССР. Созданная в Минске во второй половине 20-х годов и руководимая русским хоровым дирижёром А.Егоровым, она сыграла значительную роль в пропаганде национальных песен в обработках белорусских композиторов. 30-е годы – период наивысшего подъёма культуры в довоенное время. В 1930-1931 гг. при музыкальной редакции Белорусского радиовещания существовало три профессиональных хора: белорусский (художественный руководитель А.Егоров), польский (художественный руководитель В.Ефимов), еврейский (художественный руководитель С.Полонский). В дальнейшем эти хоры образовали единый коллектив – хор белорусского радиовещания. В предвоенный год художественным руководителем хора становится Н.Маслов. В 1932 году открывается Белорусская государственная консерватория, а через год на базе Государственной оперной студии – Белорусский государственный театр оперы и балета. После первых выпусков исполнительских отделений консерватории была организована Белорусская государственная филармония (1937г.). Помимо симфонического оркестра (главный дирижёр И.Мусин) и оркестра белорусских народных инструментов (главный дирижёр К.Симеонов) сюда вошли созданная в 1936 году хоровая капелла (художественный руководитель С.Полонский) и Ансамбль белорусской народной песни и танца (художественный руководитель И.Любан, хормейстер Н.Соколовский). В январе 1938 года начинает творческую деятельность Ансамбль песни и пляски белорусского военного округа (художественный руководитель А.Усачёв). В Западной Беларуси в начале 1940 года начал работу второй в республике ансамбль белорусской песни и танца, который возглавил знаток народного творчества, этнограф, общественный деятель, пропагандист национального фольклора, хормейстер Г.Р.Ширма. На гастролях в Москве застала война Ансамбль белорусской песни и танца, сразу направлен в командировку по городам Центральной и Восточной Сибири, Средней Азии. В 1950 году ансамбль был преобразовании в Государственный хор БССР и в 1952 году переведён в Минск. В 1955 году коллектив получает звание хоровой капеллы, а её художественному руководителю Г.Ширме присваивают почётное звание народного артиста СССР. В 1957 году присваивается звание – Государственная академическая хоровая капелла БССР (с 1978 года им.Ширмы). С 1944 года начинает регулярно выходить в эфир хор радио (художественный руководитель Л.Бен). С 1965 года хор Белорусского телевидения и радио возглавляет народный артист БССР, зав.кафедры хорового дирижирования консерватории В.Ровда. В феврале 1952 года Совет Министров республики принял решение о создании Государственного Народного хора БССР. Организатором и бессменным художественным руководителем этого хора в течение почти 25 лет был знаток народно-песенной традиции Геннадий Иванович Цитович («Антология белорусской народной песни»). С 1975 года художественным руководителем народного хора стал талантливый музыкант, выпускник Белгосконсерватории М.Дриневский, народный артист БССР, профессор. В 1983 году присваивают звание академический. В 1988 году был создан Минский государственный камерный хор, организатор и художественный руководитель – выпускник Ленинградской консерватории И.Матюхов. Подъём художественной самодеятельности – формирование и создание «народных коллективов», «образцовых». 1. Государственная академическая хоровая капелла им. Ширмы (руководитель Людмила Ефимова). 2. Национальный академический Народный хор им. Цитовича (руководитель М.Дриневский). 3. Хор телевидения и радио Республики Беларусь (руководитель В.Ровда). 4. Государственный камерный хор Республики Беларусь (руководитель И.Матюхов).
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |