Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика голосов хора

ХОР И СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЕГО ГОЛОСА

Формы хорового исполнительства

Крупнейшие детские хоровые колективы

1. Большой детский хор телевидения “Останкино” (руководитель В.Попов).

2. Детский хор Петербургского телевидения (руководитель Ю. Славнитский).

3. Детский хор Хоровой школы “Весна” ( руководитель А.Понамарёв).

4. Детский хор хоровой студии “Пионерия” (руководитель Г.Струве).

5. Детский хор белорусской телерадиокомпании (руководитель Л.С.Бабенко).

6. Детский хор института художественного воспитания академии педагогических наук (руководитель профессор Владислав Соколов).

Капелла, ансамбль песни и танца, оперный хор, учебный хор, детский хор, самодеятельный хор, церковный хор.

Капелла - профессиональный концертный коллектив (бывает большой, средний, малый); средне-вековая латинская capella, итальянская capella - хоровой исполнительский коллектив; с 8-го века означал состав духовных лиц при дворе (включая певчих) и место отправления церковной службы. С 15-го века название капелла закрепляется за церковным хором. С развитием инструментальной музыки Капелла обычно превратилась в смешанные ансамбли при церквах и княжеских дворах. В Капелле служили И.С.Бах, Й.Гайдн и др. Крупнейшей русской Капеллой была Придворная певческая капелла (Санкт-Петербургская академическая капелла им. Глинки).

Ансамбль песни и танца - объединяет оркестровую, хоровую, танцевальную группы.

Оперный хор - сочетание хора со сценическим действием (опера возникла в Италии на рубеже 16, 17-го веков).

Учебный хор - хор учебных заведений. Этот хор хуже по качеству голосов, чем капелла. Задача этого хора – обучение хоровому исполнительству.

Детский хор - отличается составом голосов и репертуаром.

Самодеятельный хор в состав входят певцы-любители (задачи – эстетическое, музыкальное воспитание).

Церковный хор непрофессиональный хор, репертуар церковный, в составе монахи.

 

Хор – это большой вокально-исполнительский коллектив, который средствами своего искусства правдиво, художественно полноценно раскрывает содержание и форму исполняемых произведений и своей творческой деятельностью способствует эстетическому воспитанию масс.

Хоровое пение имеет несколько видов: массовое пение, пение в самодеятельном хоре, профессиональное пение и пение в объединённом сводном хоре.

По характеру звучания и певческой манере различают народное и академическое хоровое пение. Академическое пение зиждется на изучении и хранении традиций классической вокальной школы. Народное пение преимущественно использует богатства песенного фольклора.

Массовое пение охватывает все слои населения. Оно наиболее доступно для выражения чувств и удовлетворения эстетических потребностей людей. Массовое пение не требует квалифицированного руководителя. Его организаторами обычно бывают энтузиасты-любители.

Хор это, прежде всего организованный коллектив поющих людей, в котором обязательно должны быть несколько различных групп голосов, называемых партиями. Партии группируются по характеру звучания и диапазону голосов.

Хор базируется на трёх группах певческих голосов: детские, женские, мужские.

Высокий женский голос - Сопрано – колоратурное, лирическое, драматическое, лирико-колоратурное, лирико-драматическое, меццо-сопрано, контральто – низкий женский голос.

Низкий женский голос - Альт.

Высокий мужской голос - Тенор -лирический, драматический, лирико-драматический, альтино.

Низкий мужской голос - Бас -баритон – лирический, драматический; октавист (профундо).

Высокийдетский голос - Сопрано -(высокие голоса мальчиков называются дискантами).

Нередко каждая партия делится на две группы. Такое деление называется divisi. В этих случаях более лёгкие (высокие) голоса составляют первую группу, остальные (низкие) - вторую группу.

Для записи хорового произведения существуют общепринятые правила, благодаря которым мелодическая линия каждой партии отчётливо видна. Чаще каждая партия записывается на отдельной нотной строчке. Практикуется и такое, когда две и более партий помещают на одной строке. Это зависит от состава хора и от сложности фактуры хоровых произведений.

Запись или иным общепринятым способом хорового сочинения носит название хоровой партитуры.

Партия сопрано - характеризуется высоким, подвижным, лёгким и светлым звучанием. Чаще всего, особенно в хоровых произведениях гармонического, аккордового склада, ей поручается исполнение ведущей мелодии произведения. Наиболее распространённый диапазон (объём звуков от самого низкого до самого высокого) сопрановой партии от «до» первой октавы до «ля» второй, «до» третьей октавы (сопрано I). Пример: Сопрано – основная мелодия русской народной песни «Ай, во поле липенька» обработка Римского-Корсакова. Пример divisi у Сопрано - Вик.Калинников «Солнце, солнце встаёт».

Партия Сопрано состоит из лирических, колоратурных, лирико-колоратурных, лирико-драматических и драматических голосов.

Лирическое Сопрано - мягкий, нежный по окраске женский голосов, часто не обладающий большой силой звука, с диапазоном от «до» первой октавы до «ля» второй, «до» третьей октавы, а иногда доходит до «ми» третьей октавы. Голос лёгкий, достаточно подвижный. Средний регистр динамичный, выразительный, светлый. Ярко звучит верхний регистр (партия Татьяны).

Колоратурное Сопрано - самый лёгкий и подвижный голос, имеет широкий диапазон, общий – «ля»-«си» малой октавы - «фа»-«соль» второй октавы. Средний регистр довольно слабый, верхний сильный, оно не очень богато тембровыми красками и достаточно однообразно. Ему присущ жёсткий характер.

Лирико-колоратурное Сопрано это почти тот же голос (лирическое сопрано), но более лёгкий и подвижный, менее колоритный по звучанию в низком регистре и более яркий, тембристый в верхнем. Диапазон тот же, с некоторым отклонением в одну из сторон в отдельных случаях. Наличие в партии Сопрано первых лирико-колоратурных голосов придаёт звонкость и яркость тембру партии.

Драматическое Сопрано - компактный, сильный, ярко тембристый женский голос, обладающий диапазоном «ля» малой октавы - «до» третьей. Голос с природной округлостью звучания и меньшей подвижностью, нежели лирическое и, особенно, лирико-колоратурное Сопрано. Голос обладает большой силой и хорошо развитым грудным регистром, может исполнять низкие звуки. Нижний и средний регистр звучат сочно и полно, верхний – сильно, насыщено (партия Аиды, Лизы).

В хоре партия Сопрано I состоят в основном из лирических сопрано. Драматические голоса помещаются в партию Сопрано II.

Общий диапазон партии Сопрано: «до» первой - «до» третьей октавы.

Рабочий диапазон: «ми-бемоль» - «ми» первой - «си-бемоль» третьей октавы.

Партия альтов - отличается более низким, плотным, насыщенным звучанием. В женском 2-хголосном хоре альты часто выполняют роль второго голоса или нижнего подголоска. В смешанном хоре Альт средний голос, но иногда он выполняет ведущую роль, исполняя мелодию. Диапазон альтовой партии – «ля» малой октавы - «ре» второй октавы («фа-диез» малой октавы - «ми» -«фа» второй октавы. Пример: А.Бородин «Половецкие пляски» опера «Князь Игорь». Пример divisi у альтов: русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я» обр. А.Гречанинова.

Партия Альтов состоит из женских низких голосов - меццо-сопрано (драматическое, лирическое редко), альтов, контральто низкий женский голос. Диапазон - «фа» малой - «ля» второй октавы, грудной регистр.

Меццо-сопрано ( Е.Образцова, И.Архипова, Т.Синявская) - наиболее низкий голос из сопрановой группы или более высокой из групп альтов.

Меццо-сопрано обладает сочным звучанием в низком регистре, сохраняя качества драматического Сопрано (яркий, тембристый) в среднем и верхнем регистрах. По диапазону голос уступает Сопрано в верхнем регистре (от «ля» малой октавы до «си-бемоль» второй октавы.

Драматическое меццо-сопрано отличается более ярким грудным звучанием в низком регистре и несколько крикливой манерой верхних звуков (состав партии вторых альтов). Обычно меццо-сопрано укомплектовывается партия первых Альтов.

Лирическое меццо-сопрано образует в хоре партию первых Альтов.

Альт - низкий женский голос, сочный, бархатистый по тембру, мягкий и устойчивый по звучанию, со свободными низкими звуками и нескоько напряжёнными верхними. Диапазон голоса «ля» малой октавы – «фа»-«соль» второй октавы.

Контральто чрезвычайно редкий женский голос (подобный мужскому) с крепкими низкими грудными звуками, сравнительно устойчивым звучанием в середине диапазона и напряжённым звучанием на верхних тонах. Диапазон контральто - «фа» малой - «ми» второй октавы. Рабочий диапазон – «соль» малой - «ми» второй октавы.

Партия теноров присуще подвижное, лёгкое звучание. Но голоса этой партии в то же время отличаются твёрдостью и силой. В смешанных хорах Тенор – средний голос партитуры, иногда выполняет роль ведущей партии, исполняя мелодию самостоятельно или вместе с Сопрано. Диапазон Тенора – «до» малой - «ля» первой октавы («си» малой - «си» -«до» второй октавы).

Теноровая партия записывается в скрипичном ключе, а звучит октавой ниже. Иногда нотируется в басовом ключе, звучит тогда так, как написано.

В состав партии Тенора входят лирические, лирико-драматические, драматические голоса, Тенор-альтино.

Тенор-альтино – самый высокий, лёгкий, подвижный, редкий голос (мужской голос). Звучит в опере «Золотой петушок». Диапазон «ре»-«ми» малой - «ми»-«фа» второй октавы.

Лирический Тенор высокий мужской голос, мягкий по тембру, с «серебристым» оттенком, обладающим с лирическим Сопрано диапазоном, с той разницей, что звучит он на октаву ниже, хотя и нотируется в той же октаве, что и Сопрано. Общий диапазон «до» малой - «до» второй октавы.

Абсолютно аналогичны по характеристике с лирико-драматическим и драматическим Сопрано лирико-драматический и драматический Тенор.

Драматический Тенор – отличается большой силой звука, металличностью, яркостью, обладает диапазоном драматического Сопрано (звучит так же на октаву ниже).

Основу хоровой партии Тенора первого составляют лирические Тенора, вторых Теноров – драматические Тенора. Общий диапазон – «до» малой - «до» второй октавы. Лирический Тенор - И.С.Козловский, С.Лемешев, Карузо, Марио Ланца.

Басовая партия – фундамент хора. Характеризуется большой компактностью, мощностью, округлостью звучания. Партия Басов обычно составляется из баритонов, басов и октавистов. Диапазон партии Басов – «фа» большой (у октавистов – от «соль» контроктавы) до «ре»- «ми» первой октавы.

Баритон низкий мужской голос (лирический). Диапазон «ля» большой - «соль» первой октавы. По характеру окраски баритоны бывают лирические, более мягкие и подвижные, близкие по звучанию к драматическим тенорам илиболее компактные, тяжеловесные, ближе к басу. Как правило, баритоны исполняют партию первых басов.

Бас низкий мужской голос, мене подвижный, обладаюший сочностью звучания в низкой и средней тесситуре и напряжённостью в верхах. Диапазон «соль»-«фа» большой - «ре»-«ми» первой октавы. В хорах басы исполняют партию вторых Басов.

Бас-октавист – (профундо) – чрезвычайно редкое явление, очень низкий, рокочущий мужской голос, звучащий на октаву ниже обычных басов. Голос, который своим тембром способен украшать и расширять хоровое звучание. В хоре их бывает два-три. Ф.Шаляпин – бас (высокий), Нестеренко, М.Магомаев (баритон).

Детские голоса бывают высокие и низкие.

Сопрано – высокий детский голос девочек с диапазоном «до» первой - «соль»-«ля» второй октавы.

Альт – низкий детский голос – диапазон – «соль»-«ля» малой - «ре»-«ми» второй октавы.

Дискант – высокий голос мальчиков, но более металлический и серебристый, чем Сопрано.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
История развития хорового искусства в России | Организация детских хоровых коллективов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 14611; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.