Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация детских хоровых коллективов

Организатор хора школьный учитель музыки или приглашённый хормейстер – должны прежде выяснить, был ли хор раньше в школе, какие впечатления о нём остались у ребят. Если хор оставил хорошее впечатление, если возможно, собрать бывших его участников. Если это невозможно (прошло 5 лет), нужно собрать тех, кто слушал этот хор – учеников старших классов.

Приём в хор проводится так: прослушиваются все ученики и отбираются наиболее музыкальные из них. В начале нужно выделить наиболее способных ребят.

Уже при первом руководитель хора распределяет учащихся по основным хоровым партиям – сопрано, альтам. Голос нужно называть так, а не первым или вторым. Отобранные ребята приходят на первое организационное собрание хора. Руководитель рассказывает о том, чем будет заниматься хор, о будущих концертах, самоуправлении.

И сразу же на первом собрании начинается занятие. Оно должно пройти эмоционально, радостно, в хорошем темпе, чтобы ребята поняли, какое это интересное дело – хор.

На первом этапе занятия можно немного рассказать детям о тембровых особенностях человеческого голоса, о его особенностях (сопрано, альты, тенора, басы), об особенностях детских голосов (дисканты, они же сопрано, альты).

Обязательное условие успешной хоровой работы – деление хоров на младший (I-IV классы), средний (V-XI классы), старший (VIII-XI классы) или хотя бы на младший и старший.

Младший хор ограничивается голосовым диапазоном«до» первой – «ре»-«ми» второй. Здесь тембр голоса трудно определить. Редко встречаются ярко выраженные Сопрано, ещё реже Альты. В начале занятий деление на хоровые партии нецелесообразно. Главная задача добиться унисонного звучания.

Перед младшим хором стоят задачи усвоения дирижёрских жестов и выработки хорошей реакции на них (внимание, дыхание, вступление, снятие, фермата, piano, forte, crecsendo, diminuendo и т.д.) Особое внимание нужно уделять дыханию – широкому дыханию по фразам.

Занятие младшего хора (один раз в неделю на 45 минут) начинается обычно с распевания, далее хоровое сольфеджио. Все разучиваемые песни записываются на доске.

Разучивание песни может проходить с голоса (по слуху), особенно на первом этапе, а затеи обратиться к нотам. Пение по нотам приносит пользу. Во-первых, дети привыкают петь по нотам, во-вторых, психологическая перестройка: «оказывается, это интересно петь по нотам и не так трудно». Необходимо учитывать особенности возраста детей. В младших классах дети довольно быстро устают, внимание их ослабевает. Для его концентрации приходиться чередовать самые различные методические приёмы, активно применять игровые приёмы, всё занятие строить по нарастающей линии. Хоровой урок должен проходить стремительно, эмоционально.

Все занятия на первом этапе подчинены главной цели - увлечь детей хоровым пением, коллективным творчеством, самой музыкой. Для достижения этой цели важно творческая атмосфера в коллективе. Необходимо вызвать интерес к разучиваемой песне, к её авторам. Важно воспитать у детей и любовь к самому процессу совместного пения.

В младших хорах может быть применено элементарное музицирование по принципам системы К.Орфа (австрийский композитор). Для этого в классе устанавливаются столы с музыкальными инструментами и дети по очереди играют ритмические партии, аккомпанируя хору (бубен, треугольник, деревянные палочки, кастаньеты, барабан, цимбалы, тарелки, металлофон).

Помимо исполнения обычных песен, малыши могут исполнять целую сюиту на одну тему или несколько песен, связанных литературным текстом. Можно выбрать солистов, создать музыкальный спектакль, ребята будут не только петь, но и говорить, читать стихи, двигаться по сцене (привлечение других жанров). В конце года младший хор участвует в отчётном концерте, и ученики третьего класса переходят в средний хор.

Средний хор состоит из учеников IV – VII классов. Занимаются два раза в неделю. Диапазон хора – «си»-«си-бемоль» малой октавы – «ми»-«фа» второй октавы (Сопрано - «до» первой – «фа» второй октавы; Альты – «си»-«си-бемоль» малой – «ми-бемоль» второй октавы). Хор отличается большей насыщенностью и динамичностью звука. У мальчиков в этом возрасте появляется грудное звучание, однако преобладает звучание головное, развитие которого чрезвычайно важно для правильного певческого воспитания детей. У девочек – шестиклассниц появляется тембр женского голоса.

Основная задача хора: добиться развитого двухголосия с самыми разнообразными сочетаниями, навыков пения простых трёхголосных произведений – гармонических и простейших имитационных (например, трёхголосные каноны).

Средний хор – главный певческий актив. Детей 10-12-ти лет отличает огромная энергия, желание всё знать, всему научиться.

В хоровой практике этот возраст знаменателен тем, что с расширением диапазона и исполнительских возможностей (двух, трёхголосие) расширяется репертуар, В это же время у детей развивается сложный музыкальный компонент – гармонический слух.

Важная задача для руководителя хора – укрепление самостоятельности каждой партии, именно здесь проявляются тембровые особенности каждого голоса (сопрано, дискантов, альт). Целесообразно проводить раздельное занятие с партиями (за 0,5 часа с Сопрано до общего занятия и с Альтами 0,5 часа после общего занятия).

Средний хор активно выступает в концертах в школе и за её пределами.

Старший хор состоит из учеников VIII – XI классов (15-17 лет). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1,5 часа. Имеются две разновидности: однородный, смешанный.

У девочек в основном заканчивается формирование голоса. У мальчиков, напротив, идёт активный процесс мутации. В период мутации происходит сложная перестройка всего организма – нервной системы, сердца, дыхательной системы. В этот период петь рекомендуется с небольшой нагрузкой на голос, не пользуясь крайними звуками диапазона, ограничивая силузвучания.

Диапазон Тенора - «ре» малой – «ми» первой октавы, Баса – «си-бемоль» большой – «до»-«ре» первой октавы - такой хор называется юношеским.

Трёхголосие – Сопрано, Альты, Мужские голоса.

Однородный хор – в нём поют девочки и мальчики (до мутации) – сопрано, дисканты, альты. Чаще всего в возрасте 12-14-ти лет и старше мальчики начинают мутировать. Стремительно растёт гортань, изменяется голос. Мальчики до мутационного периода поют партию Сопрано, либо партию Альтов.

Смешанный – в нём поют девочки и мальчики (после мутации). Из мальчиков, поющих на октаву ниже, формируется отдельная хоровая партия – мужская. Это ещё не Тенора и не Басы, но уже определённая окраска в тембровом отношении. Для такого хора необходимо аранжировать произведения специально, учитывая ещё очень небольшой диапазон мальчиков-подростков.

Воспитание у участников хора желания и возможностей стать активными пропагандистами хорового музыкального искусства в своей школе и за её пределами – одна из самых главных задач руководителей хора.

В психологическом отношении возраст 15-16 лет характеризуется прежде всего как самоутверждающий себя. Активная перестройка организма, его созревание, взросление и в то же время частое неумение подростка постоять за себя, неуверенность в себе – все эти специфические особенности данного возраста должны быть учтены руководителем хора. В значительной мере возрастает значение индивидуального подхода к каждому из хористов, изучения его интересов, стремлений, специфических черт характера (замкнутость или, наоборот, активная коммуникабельность). Лучше узнать участников хора помогает ансамблевая работа. Эти занятия помогают активизировать интерес детей к хоровым занятиям, способствуют проявлению их способностей, отвечая стремлению подростка самоутвердиться, проявить себя не только в общей массе, но и индивидуально.

Хор мальчиков - голосовой аппарат у мальчиков более хрупок, чем у девочек. В хоре происходит частая смена состава, связанная с мутацией. Это очень специфический творческий организм с небольшими возможностями.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Характеристика голосов хора | Женский, мужской, смешанный хоры и их состав
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 980; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.